8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
Стенки камеры ЖРД требуют защиты от перегрева по соображениям прочности и окисления. Систему защитных мер называют охлаждением, для чего используют жидкие или газообразные охладители, возможна защита стенок без применения охладителей. Наибольшее распространение получило регенеративное наружное проточное охлаждение - отвод теплоты от элемента конструкции к охладителю из компонента топлива, в этом случае теплота от продуктов сгорания не теряется, а возвращается с компонентом топлива в камеру сгорания. На рис.8.2 показана схема передачи теплоты от газа к охладителю через стенку конструкции. От газа к стенке поступает плотность теплового потока q1=αг(Tе –Tст г), причем коэффициент теплообмена является некоторой эффективной величиной, учитывающей и наличие радиационного теплообмена:
Через стенку толщиной теплота передается теплопроводностью
q=λ/δ(Tст г –Tст ж), а в охладитель поступает тепловой поток
q2=αж(Tст ж –Tж). Из баланса энергии в стационарном режиме q1=q=q2 следует уравнение теплопередачи от газа к охладителю через разделяющую их стенку:
(8.10)
Рис. 8.2. Схема наружного проточного охлаждения тракта ЖРД
Величина представляет собой термическое сопротивление передачи теплоты от газа к охладителю и состоит из термических сопротивлений газа, стенки и охладителя. Применение высокотеплопроводных материалов с малой толщиной стенки уменьшает термическое сопротивление стенки, что приводит к меньшим значениям температуры конструкции.
В качестве охладителя обычно применяют горючее для исключения окисления стенки, но расход его меньше, чем окислителя и его может не хватить для охлаждения. Охладитель в тракте в зависимости от температуры и давления может находиться в различном состоянии: жидком, двухфазном (газ + жидкость) и газообразном. В соответствии с состоянием используют различные критериальные соотношения для расчета значений коэффициента теплообмена . При течении жидкого охладителя используют, например, формулу Нуссельдта-Крауссольда:
(8.11)
Если движется двухфазная смесь, охладитель находится в режиме пузырькового кипения, то возможна интенсификация теплообмена вследствие переноса энергии пузырьками. При определенном значении перегрева стенки ∆T=Tст ж –Tкип наступает режим пленочного кипения и значения коэффициента теплообмена резко уменьшаются. Газообразный охладитель возникает в тракте при использовании криогенных компонентов топлива (O 2ж –H2ж), охлаждение водородом эффективно ввиду высоких значений теплоемкости и возможности его подогрева. Расчеты конвективного теплообмена выполняют по зависимостям типа (7.1, 7.2) с учетом особенностей конструкции тракта - формы поперечного сечения, кривизны канала.
Подогрев охладителя в тракте вычисляют по ходу движения компонента. Из баланса энергии на элементарном участке следует уравнение изменения температуры охладителя по длине тракта
(8.12) где Ө - угол наклона образующей контура к ее оси. Численным интегрированием (8.12) находят распределение температуры охладителя по тракту, полный подогрев охладителя определяет разность температур на входе и на выходе из тракта ∆T=∆Tжвх-∆Tжвых.
Одновременно с тепловыми расчетами проводят вычисления изменения давления по тракту охлаждения. Потери давления на каждом характерном участке тракта определяют потери из-за трения и вследствие гидравлического сопротивления (внезапное расширение и сужение, поворот потока и др.). Для этого используют соотношения гидравлики и суммируют потери на каждых участках, полученную величину полной потери давления в тракте (давление на выходе из насосов) учитывают при проектировании системы подачи топлива.
Одно проточное наружное охлаждение не всегда может обеспечить требуемый температурный режим стенки, поэтому применяют еще и внутреннее охлаждение. Оно осуществляется созданием в пристеночной области низкотемпературного слоя газа (заградительное охлаждение) или жидкой пленки (завесное охлаждение) на отдельных участках тракта. Заградительное охлаждение создают расположением форсунок на периферии головки - в пристеночном слое возникнет избыток какого-либо компонента и температура газа будет ниже, чем в ядре потока. Завесное охлаждение создают подачей жидкого компонента (обычно горючего) на внутреннюю поверхность стенки через отверстия в поясе завесы охлаждения. Жидкая пленка и продукты ее разложения (испарения) хорошо защищают стенку от высокотемпературного потока продуктов сгорания.
Существует способ защиты стенки ЖРД с помощью пассивного слоя теплоизоляции толщиной 1, как показано на рис 8.3. Материал такого слоя должен выдерживать высокие температуры, иметь низкую теплопроводность и хорошую адгезию (сцепляемость) с материалом защищаемой стенки. Обычно наносят слой толщиной 0,02...0,15 мм окислов циркония, ниобия, колумбия и др. Температурное поле такой двухслойной стенки определяют численным решением уравнения (8.7) с краевыми условиями (8.8, 8.9), а также условием отвода теплоты с внешней поверхности.
Металлические конструкции выходных частей сопел ЖРД можно удерживать в рамках требуемой температуры с помощью наружного радиационного охлаждения - отвода теплоты от нагретой стенки излучением в окружающее пространство. На установившемся режиме при допущении о постоянстве температуры по толщине тонкой стенки баланс энергии (подвод энергии конвекцией и отвод излучением) имеет вид:
(8.13)
Такой способ надежен и прост при давлении в камере до 6 МПа, но при этом происходит сброс энергии с боковых стенок сопла и возникают дополнительные потери импульса, а также возможен нагрев излучением окружающих сопло элементов ЛА.
Рис. 8.3. Распределение температуры в стенке с покрытием
ЛЕКЦИЯ 9
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт