logo
Лекции ДУЛА, ДУКА (21

11.2. Величины, характеризующие работу насоса

Для расчета насоса и оценки его основных свойств наиболее важными являются следующие величины.

1. Объемный расход жидкости Q, проходящей через насос, определяется, из найденного в расчете массового расхода компонента ( и ) по соотношению

, где ρi - плотность компонента.

2. Напор насоса. Напор, создаваемый насосом, определяется необходимым давлением подачи рпод за вычетом давления компонента на входе в насос pвх.

, где - потери давления соответственно в форсунках, охлаждающем тракте, трубопроводах, клапанах и дросселях. Расчет гидравлических потерь в системе подачи ЖРД возможен только при известных или заданных размерах охлаждающего тракта камеры, схеме системы подачи, размерах и форме трубопроводов, а также типе и числе клапанов и других местных гидравлических сопротивлений: разветвлений, угольников и т.д. Потеря давления в форсунках известна из расчета форсунок.

Таким образом, перепад давлений, создаваемый насосом, запишем следующим образом:

.

Напор насоса H выражается в и характеризует увеличение энергии 1 кг подаваемого компонента:

.

3. КПД насоса. Потери в насосе и его полный КПД ηн характеризуются тремя КПД: объемным ηо, гидравлическим ηг и механическим ηм.

Объемный КПД ηо определяется количеством жидкости, перетекающей из полости высокого давления обратно в полость низкого давления, и утечками жидкости из полости высокого давления через уплотнения. Таким образом,

, где Ωо - объемный расход жидкости, проходящей через колесо нacoса. Для насосов ЖРД ηо = 0,9...0,95.

Гидравлический КПД ηг характеризует величину гидравлических потерь в насосе: срыв и удар потока на входе в колесо, диффузор, улитку, выходной патрубок, потери на трение.

Гидравлический КПД ηг определяется отношением действительного напора Н к теоретическому напору НТ:

.

Для насосов ЖРД ηг = 0,7…0,9. Произведение называют внутренним КПД.

Механический КПД характеризует потери мощности из-за трения в подшипниках, уплотнениях, а также трения, возникающего при вращении колеса насоса в жидкости (дисковое трение). Для насосов ЖРД ηм ≈ 0,8…0,98.

Полный КПД насоса определяется по формуле

.

Полный КПД определяет долю полезной затраты мощности Nж на создание напора Н от всей затраченной мощности Nн:

.

  1. Полезная мощность определяется по формуле

.

Потребная мощность, затраченная на привод насоса Nн вследствие потерь будет больше полезной мощности

.

  1. Коэффициент быстроходности насоса ns – число оборотов эталонного насоса, геометрически подобного натурному, имеющему тот же гидравлический и объемный КПД, но с напором 1 и полезной мощностью в 1 Вт. В общем случае имеем:

, где ω – угловая скорость вращения вала.

ns = 40…80

ns = 80…150

ns = 150…300

Рис. 11.4. Форма колеса насоса в зависимости от ns:

а – тихоходное колесо; б – нормальное колесо; в – быстроходное колесо

Величина ns характеризует форму колеса насоса (рис. 11.4). Действительно, при данном числе оборотов вала большее значение ns соответствует большим расходам Q и меньшим напорам Н. Увеличение Q и уменьшение H приводит к увеличению проходного сечения канала колеса (ширины) и к уменьшению выходного диаметра колеca D2. Таким образом, при больших значениях ns канал колеса будет коротким и широким. С уменьшением ns, канал сужается, а отношение увеличиваемся.

Насосы большинства ЖРД, за исключением перекачивающих жидкий водород, имеют относительно малые расходы Q и большие напоры Н, т.e. малые значения ns (обычно меньше 100).

ЛЕКЦИЯ 12