11.2. Величины, характеризующие работу насоса
Для расчета насоса и оценки его основных свойств наиболее важными являются следующие величины.
1. Объемный расход жидкости Q, проходящей через насос, определяется, из найденного в расчете массового расхода компонента ( и ) по соотношению
, где ρi - плотность компонента.
2. Напор насоса. Напор, создаваемый насосом, определяется необходимым давлением подачи рпод за вычетом давления компонента на входе в насос pвх.
, где - потери давления соответственно в форсунках, охлаждающем тракте, трубопроводах, клапанах и дросселях. Расчет гидравлических потерь в системе подачи ЖРД возможен только при известных или заданных размерах охлаждающего тракта камеры, схеме системы подачи, размерах и форме трубопроводов, а также типе и числе клапанов и других местных гидравлических сопротивлений: разветвлений, угольников и т.д. Потеря давления в форсунках известна из расчета форсунок.
Таким образом, перепад давлений, создаваемый насосом, запишем следующим образом:
.
Напор насоса H выражается в и характеризует увеличение энергии 1 кг подаваемого компонента:
.
3. КПД насоса. Потери в насосе и его полный КПД ηн характеризуются тремя КПД: объемным ηо, гидравлическим ηг и механическим ηм.
Объемный КПД ηо определяется количеством жидкости, перетекающей из полости высокого давления обратно в полость низкого давления, и утечками жидкости из полости высокого давления через уплотнения. Таким образом,
, где Ωо - объемный расход жидкости, проходящей через колесо нacoса. Для насосов ЖРД ηо = 0,9...0,95.
Гидравлический КПД ηг характеризует величину гидравлических потерь в насосе: срыв и удар потока на входе в колесо, диффузор, улитку, выходной патрубок, потери на трение.
Гидравлический КПД ηг определяется отношением действительного напора Н к теоретическому напору НТ:
.
Для насосов ЖРД ηг = 0,7…0,9. Произведение называют внутренним КПД.
Механический КПД характеризует потери мощности из-за трения в подшипниках, уплотнениях, а также трения, возникающего при вращении колеса насоса в жидкости (дисковое трение). Для насосов ЖРД ηм ≈ 0,8…0,98.
Полный КПД насоса определяется по формуле
.
Полный КПД определяет долю полезной затраты мощности Nж на создание напора Н от всей затраченной мощности Nн:
.
Полезная мощность определяется по формуле
.
Потребная мощность, затраченная на привод насоса Nн вследствие потерь будет больше полезной мощности
.
Коэффициент быстроходности насоса ns – число оборотов эталонного насоса, геометрически подобного натурному, имеющему тот же гидравлический и объемный КПД, но с напором 1 и полезной мощностью в 1 Вт. В общем случае имеем:
, где ω – угловая скорость вращения вала.
ns = 40…80 | ns = 80…150 | ns = 150…300 |
|
|
|
Рис. 11.4. Форма колеса насоса в зависимости от ns:
а – тихоходное колесо; б – нормальное колесо; в – быстроходное колесо
Величина ns характеризует форму колеса насоса (рис. 11.4). Действительно, при данном числе оборотов вала большее значение ns соответствует большим расходам Q и меньшим напорам Н. Увеличение Q и уменьшение H приводит к увеличению проходного сечения канала колеса (ширины) и к уменьшению выходного диаметра колеca D2. Таким образом, при больших значениях ns канал колеса будет коротким и широким. С уменьшением ns, канал сужается, а отношение увеличиваемся.
Насосы большинства ЖРД, за исключением перекачивающих жидкий водород, имеют относительно малые расходы Q и большие напоры Н, т.e. малые значения ns (обычно меньше 100).
ЛЕКЦИЯ 12
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт