10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
Основной особенностью всех схем с турбонасосной подачей компонентов топлива является наличие небольшого избыточного давления в баках для обеспечения бескавитационной работы насосов и зависящего от уровня давления в камере. Поэтому массовые характеристики баков и систем наддува практически не зависят от давления в камере.
Тенденция повышения давления в ДУ не случайна. Рост давления позволяет увеличить удельный импульс из-за повышения степени расширения сопла при обеспечении безотрывного режима истечения выхлопной струи. Для стартовых ступеней РН повышение давления в камере является единственным способом увеличения удельного импульса ввиду наличия атмосферного давления (значение его принимают средним по траектории и равным ра = 0,04...0,07 МПа). К тому же с ростом давления уменьшаются размеры двигателя - на рис.10.2 показаны контуры двух камер двигателей с одинаковой тягой и давлением на срезе сопла, но с разными значениями давления в камере сгорания. Поэтому рост давления практически не сказывается на удельной массе ДУ, она зависит от уровня тяги, давления на срезе сопла (степени расширения), вида топлива. Зависимость = M/Pп приведена на рис.10.3, но ограничения по давлению в камере существуют и определяются системами насосной подачи. Общая классификация ЖРД с насосными системами подачи топлива приведена на рис.10.4.
Рис.10.4. Общая классификация двигателей с турбонасосной подачей топлива
Кроме этих признаков существуют и другие, где наиболее важным является число камер двигателя. Многокамерные ДУ отличаются тем, что имеют один ТНА для питания всех камер. Существуют и однокамерные ДУ с двумя ТНА - один для подачи окислителя, а другой для подачи горючего. Существуют двигатели, которые кроме основного ТНА имеют еще вспомогательный или бустерный ТНА.
Схема двигательной установки открытого типа
Принципиальная схема представлена на рис10.5.
Удельный импульс двигателя можно записать следующим образом
, где - суммарный расход компонентов, - расход компонентов через камеру двигателя, - расход компонентов через газогенератор.
Повышение давления в камере сгорания рк приводит к сложной зависимости Jу = f(pк), представленной на рис.10.6.
Рис.10.5. Схема двигательной установки открытого типа
| 16,19 – расходомеры;
|
горючего;
соотношения компонентов в ЖГГ (стабилизатор ЖГГ); 16,17,18,19 -система СОБ; 16, 19 – расходомеры;
|
Рис. 10.6. Зависимость J y от давления в камере сгорания
Падение Jу после некоторого значения pк объясняется увеличением по отношению к при увеличении pк.
Схема двигательной установки замкнутого типа
Обобщенная схема представлена на рис.10.7 .Применение данной схемы позволило резко увеличить давление в камере сгорания (до 25 МПа и выше). Практически, дальнейшее повышение pк сдерживается проблемой обеспечения надёжности работы узлов и агрегатов двигателя. Для данной схемы зависимость удельного импульса от pк имеет вид
Рис.10.7. Схема двигательной установки замкнутого типа
| 16,17,18,19 –система СОБ; 16, 19 – расходомеры;
|
1- бак горючего;
7- пусковое устройство (ПАД);
13,14,15- устройство для регулирования соотношения компонентов в ЖГГ (стабилизатор ЖГГ);
|
Рис.10.8. Зависимость Jy от давления в камере сгорания
ЛЕКЦИЯ 11
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт