13.1. Движение космических летательных аппаратов
Согласно требованиям Международной авиационной федерации (ФАИ) следует считать полет космическим, если высота его составляет не менее 100 км.
Для космических полетов применяют специальные космические летательные аппараты (КЛА): космические корабли, орбитальные и межпланетные автоматические аппараты, пилотируемые станции и т.д.
Условно траекторию полета КЛА в общем случае можно разбить на следующие участки: выведение на орбиту, орбитальный полет, торможение, спуск в атмосфере и посадка.
Очевидно, что КЛА должен быть оснащен двигательной установкой (ДУ), которая обеспечивала бы не только движение аппарата по заданной траектории полета, но и управление движение аппарата на всех участках этой траектории, в частности, его ориентацию, стабилизацию, проведение маневров по стыковке и расстыковке с другими аппаратами и т.д.
От успешной работы этой ДУ зависит эффективность КЛА и эффективность выполнения всей программы полета. Вот почему создание ДУ для управления движением КЛА – одна из основных задач, решаемых при проектировании аппарата.
Характер движения КЛА зависит от участка траектории, на которой он находится, и от программы полета.
Различают два вида движения КЛА по траектории:
движение при отсутствии больших внешних воздействий с выключенными маршевыми двигателями (орбитальное движение, которое занимает большее время полета);
движение при наличии больших внешних воздействий и при работающих маршевых двигателях (выведение на орбиту, коррекция траектории, торможение, посадка, занимающие значительно меньше времени полета).
Рассмотрим движение первого вида – орбитальный полет.
У этого движения есть две главные особенности:
1) независимость движения КЛА от его углового положения относительно центра масс.
Однако независимость движения по траектории КЛА от его поворотов вокруг его центра масс вовсе не означает, что аппарат не нуждается в управлении угловым положением. В большинстве случаев при выполнении полета КЛА должен быть определенным образом ориентирован в пространстве. Так, в зависимости от назначения аппарата, его необходимо ориентировать относительно соответствующих небесных тел при астрономических наблюдениях: относительно Земли, например, при фотографировании; относительно Солнца для аппаратов, снабженных солнечными батареями и т.д.
2) практически полное отсутствие аэродинамических сил, так как плотность окружающей среды ничтожно мала.
Вследствие этого, из-за отсутствия аэродинамического демпфирующего и восстанавливающего момента, любое возмущение, действующее на аппарат, вызывает его вращение до тех пор, пока к нему не будет приложен противоположный по направлению вращающий момент.
Источником возмущающих моментов, нарушающих угловое положение аппарата в пространстве, являются моменты от сил давления солнечного света, моменты от взаимодействия токонесущих контуров бортовых систем с внешним магнитным полем, гравитационные моменты и т.д.
Таким образом, мы приходим к необходимости иметь специальные системы управления угловым положением КЛА на участке орбитального полета.
При движении второго вида также необходимы системы управления КЛА. С их помощью решаются задачи:
компенсации возмущений, возникающих при отделении КЛА от ракеты-носителя;
компенсации возмущающих моментов от аэродинамических, гравитационных и других сил для стабилизации заданного положения в пространстве;
угловые и линейные перемещения аппарата при стыковке и расстыковке;
торможения при спуске аппарата, а также целый ряд других примыкающих задач.
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт