16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
Практически в каждом ЖРД возникает неустойчивость рабочих процессов: самопроизвольные неуправляемые колебания значений давления, скорости, температуры газа и жидкостей и пр. Сначала возникает участок развития колебательного процесса (0,01…0,02 с), затем существует участок автоколебаний, т.е самоподдерживающихся нелинейных периодических колебаний примерно постоянной амплитуды. Наличие неустойчивости приводит к вибрациям и механическому разрушению конструкций, локальным оплавлениям стенок, нестабильности тяги. Решение проблем выявления причин неустойчивости и погашения ее требует серьезных исследований в ходе длительной экспериментальной доводки двигателя.
Колебательными системами являются газообразные и жидкие вещества в агрегатах ДУ (камера, ГГ, трубопроводы, газоводы и др.). Обычно автоколебания поддерживаются за счет тепловой энергии, выделяющейся при горении топлива, поступление энергии в колебательную систему регулируется обратной связью между источником энергии и системой.
Колебания давления в камере сгорания, их амплитуда и частота изменяются в широких пределах: по форме – от синусоидальных до очень сложных, по частоте – от десятков герц до тысяч герц, по амплитуде – от нескольких % до десятков %. Колебательный процесс происходит на частотах, совпадающих с собственными акустическими частотами колебательных систем, значения которых обратно пропорциональны линейным размерам объемов, занимаемых газом или жидкостями, и прямо пропорциональны скорости звука в среде.
В зависимости от частоты автоколебания в ЖРД принято разделять на низко - (до 200 Гц), средне - (200…500 Гц) и высокочастотные (f > 600 Гц) автоколебания. Размер двигателя (т.е. его тяга) позволяет отнести автоколебания к конкретному виду неустойчивости.
Для низко- и среднечастотной неустойчивости в камере сгорания характерны продольные колебания параметров. При этом параметры во всем объеме камеры одинаковы, т.к. характерный размер объема газа меньше акустической длины волны. Для ЖРД с тягой 0,1…5 МН такой неустойчивости соответствует диапазон частот f = 1…100 Гц. Причиной их служат случайные разбросы в горении топлива – колебания в расходе продуктов сгорания, что приводит к пульсациям давления. Также причиной НЧ - неустойчивости могут быть кавитационные колебания, возникающие в насосах при взаимодействии кавитационных полостей с гидравлическим трактом питания насоса.
Из-за НЧ - неустойчивости возникают опасные продольные упругие колебания корпуса ракеты. Колебания в системе двигатель - упругий корпус ракеты вызывают возмущения от двигателя в замкнутую динамическую систему двигатель-корпус. Колебания корпуса приводят к колебаниям жидкости в баках и трубопроводах, что приводит к колебаниям уровня тяги. А изменение тяги вызывает колебания упругого корпуса. Если колебания жидкости совпадает с собственной частотой колебаний корпуса и имеется совпадение по фазе, то возникают автоколебания.
Продольные колебания корпуса ракеты из-за изменения перегрузок приводят к колебаниям объема и давления газовой подушки баков. Могут возникнуть автоколебания: давление в баке – давление на входе в двигатель-тяга-корпус ракеты.
Стабилизацию системы упругий корпус-двигатель осуществляют изменением динамических свойств топливоподающего тракта путем установки демпфирующих устройств.
Для СЧ - неустойчивости характерны продольные колебания параметров потока в контурах: ГГ - подводящие магистрали, газовод-камера сгорания. Причины возникновения такой неустойчивости такие же, что и НЧ - неустойчивости: связь процесса горения с гидродинамической системой подачи и смесеобразования.
Высокочастотная неустойчивость характерна значением частоты колебаний параметров газа в камере 1000 Гц и больше. Время распространения волны сравнимо с периодом колебаний, а длина ее – с размерами камеры сгорания. Возникают поперечные (радиальные и тангенциальные) моды автоколебаний, т.к. потери энергии этих мод колебаний с выносом энергии меньше, чем в продольных модах колебаний. Источником энергии для развития и поддержания ВЧ - колебаний является горение, частота колебаний зависит от акустических свойств газа в объеме камеры сгорания.
Наиболее сильное влияние на устойчивость к колебаниям оказывают отношение длины камеры к ее диаметру L/D и относительная площадь входного сечения сопла . Существенную роль в развитии высокочастотных колебаний играет организация смесеобразования – чувствительность процесса горения к возмущениям. Стараются увеличить диаметр отверстий и уменьшить скорость впрыска компонентов.
Расходонапряженность = камеры является проектным параметром и значение его влияет на устойчивость горения. Для ЖРД F1 (1-я ступень РН «Сатурн-V») =3530 и проблема обеспечения устойчивости оказалась крайне трудной. А для ЖРД лунного корабля «Аполлон» особых проблем не было. Дело в том, что при высокой расходонапряженности в зоне возмущений в камере находится много еще несгоревшего топлива, подпитывающего начальные возмущения. Поэтому необходимо рационально распределять процесс горения (выделение энергии) по длине камеры.
Существенное влияние на ВЧ - неустойчивость оказывают пристеночные эффекты у стенки, создаваемые для уменьшения тепловых потоков в нее. Уменьшение количества непрореагирующего топлива по периферии камеры повышает устойчивость процессов по отношению к тангенциальным модам колебаний.
Повышение устойчивости обеспечивают специальными антипульсационными перегородками, изменяющими акустические свойства камеры, и предохранением предпламенной зоны от воздействия пульсаций. ВЧ - неустойчивость крайне сложна и недостаточно изучена, она может стать непреодолимым препятствием при создании двигателя большой тяги.
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт