13.6. Экономичность жрдмт
Так как двигатели работают в основном в импульсном режиме, необходимо оценивать эффективность использования топлива, подаваемого в двигатель за одно включение. В процессе работы бывают десятки тысяч включений двигателя, поэтому из-за многократных пусков и остановок двигателя (особенно при работе минимальными единичными включениями) может неэкономично использоваться топливо.
Особенно отрицательное влияние на экономичность оказывает импульс последействия. Импульс последействия является, в основном функцией характеристик конструкции: быстродействия клапанов и величины заклапанных объемов. Соответственно разброс импульса последействия зависит от разброса указанных выше параметров.
Одним из важнейших параметров ЖРД, в том числе и ЖРДМТ, является удельный импульс. Удельный импульс определяется выражением , где P – тяга ракетного двигателя, – секундный массовый расход топлива. Однако, это выражение, используемое для оценки экономичности непрерывного установившегося режима, когда можно измерить тягу и секундный расход, трудно использовать для режима импульсных включений. На режиме импульсных включений тяга и расход являются быстропеременными параметрами, и их значения не являются установившимися. Но импульсный режим работы является основным для ЖРДМТ и, следовательно, требование высокой экономичности является чрезвычайно важным требованием к ЖРДМТ.
Эффективность импульсного режима для ЖРДМТ также оценивается величиной удельного импульса, который определяется следующим образом.
Перепишем выражение для удельного импульса:
, где t – время работы двигателя, с;
I – импульс тяги двигателя за время t, Hc;
M∑ - суммарное количество топлива, выработанное двигателем за время t, кг.
Следовательно, удельный импульс на непрерывном режиме может быть определен отношением импульса тяги двигателя к суммарному количеству топлива. Таким же образом определяется удельный импульс при импульсном режиме работы ЖРДМТ.
Удельный импульс при импульсном режиме работы ЖРДМТ:
,
где Iимп – импульс тяги, выработанный двигателем за время tимп одного включения, Hc; Mимп – масса топлива, выработанного двигателем за время tимп одного включения, кг.
Из-за непроизводительных расходов топлива при работе на переходных режимах включения и, особенно, останова, удельный импульс ЖРДМТ на импульсном режиме ниже, чем на непрерывном:
.
Требование высокой экономичности импульсных режимов работы – одно из основных требований к ЖРДМТ.
ЛЕКЦИЯ 14
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт