2.2.1. Тяга ракетного двигателя
Энтальпию продуктов сгорания в камере сгорания в кинетическую энергию струи можно преобразовать различными способами: подводом теплоты и массы по тракту постоянной геометрии, ускорением в сужающихся и расширяющихся соплах.
Обычно используют сопло переменной геометрии - осесимметричное сопло Лаваля как наиболее простой и надежный геометрический способ разгона рабочего тела.
Под тягой двигателя понимают результирующую сил, действующих на внутреннюю поверхность тракта, и сил воздействия невозмущенной окружающей среды на внешнюю поверхность двигателя, кроме сил аэродинамического сопротивления.
Рассмотрим двигатель на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Схема возникновения тяги ракетного двигателя
Границей между внутренней и наружной поверхностями является срез выходного сечения сопла а-а, рабочее тело - идеальный газ, массовые силы отсутствуют. В соответствии с определением, при постоянном давлении окружающей среды рн тяга есть сумма интегралов сил давления по наружной и внутренней поверхностям двигателя
. (2.1)
Так как вектор сил давления замкнутой наружной поверхности равен нулю, то
Отсюда,
. (2.2)
Значение второго интеграла в (2.l) определим с помощью теоремы импульсов: изменение количества движения за единицу времени объема газа равно результирующей внешних сил, действующих на этот объем. В ракетной технике есть фундаментальное понятие: расход рабочего тела , кг/с - масса рабочего тела, истекающая через срез сопла в единицу времени со скоростью Течение газа рассматриваем одномерным, положительное направление оси совпадает с направлением тяги, значением скорости газа в камере сгорания пренебрегаем.
Теорема импульсов:
,
или
.
Тогда
.
При осесимметричном одномерном течении идеального газа формула тяги имеет вид
. (2.3)
Вектор тяги направлен по оси двигателя, размерность тяги – ньютон (система СИ), кгс (ТСЕ). Возникает вопрос: куда же приложена сила тяги? Если двигатель расположен на стенде, то интеграл сил давления (2.1) (тяга РД) передается именно датчику для измерения тяги, как показано на рис. 2.3. Для измерения тяги и проводится испытание двигателя при постоянном барометрическом давлении pн. В составе ракеты тяга двигателя передается на раму крепления или к соединительному отсеку в соответствии с рис. 2.4.
Рис 2.3. Схема приложения тяги двигателя на стенде
R - реакция опор
Рис 2.4. Схема приложения тяги двигателя I ступени к конструкции ракеты
Характерными в определении тяги являются:
1.Тяга в пустоте (рн = 0)
. (2.4)
С позиций разработчика ракеты удобно ввести понятие эффективной скорости истечения , тогда .
2.Тяга на произвольной высоте Н в атмосфере (активный участок полета)
. (2.5)
3.Тяга на Земле
. (2.6)
4.Стартовая тяга
. (2.7)
5.Тяга на режиме равенства давлений потока на срезе сопла и окружающей среды (расчетный режим работы сопла)
. (2.8)
Из (2.8) следует, что необходимо получать как можно большее значение скорости истечения продуктов сгорания на срезе сопла при заданном расходе. А скорость истечения пропорциональна величине , именно поэтому продукты сгорания топлив имеют высокое значение температуры (до 4000 К).
Для современных РД характерен широкий диапазон тяг: от нескольких грамм (двигатели коррекции, стабилизации и т.п.) до сотен тонн - РД 180 P0 ≈ 800т., F1 Р0 ≈ 700т., РДТТ "Шаттл" Р0 ≈ 1200т.
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт