17.2. Вспомогательные рдтт
Конструктивные решения возникают в соответствии с назначением двигателя. Тормозной двигатель для увода ступени ракеты после разделения должен обеспечить требуемый импульс тяги при малом времени работы. Поэтому используют металлические цилиндрические корпуса с вкладными многошашечными зарядами из баллиститного топлива при большом значении давления рабочего тела (до 30 МПа) - в этом случае обеспечивается большая скорость горения топлива и время работы двигателя обычно не превышает 0,4 с. Схема тормозного двигателя приведена на рис. 17.16, там же показан многошашечный заряд с всесторонним горением. Существует еще ряд РДТТ импульсного типа работы (десятые доли с): увода обтекателя, закрутки ББ и др; все они схемно решены аналогично 17.16.
Двигатель управления ракетой по каналу крена отличается большим временем работы и невысоким уровнем тяги, конструкция такого РДТТ показана на рис. 17.17. Корпус выполнен из стали, заряд из смесевого неметаллизированного топлива выполнен методом литья под давлением. Заряд горит по торцу, поверхность горения обеспечивает повышенный расход рабочего тела в начальный момент времени работы двигателя. Горловина сопла выполнена из молибденового сплава, сверхзвуковая часть - из титанового сплава. Двигатель установлен в два подшипника, позволяющие поворачиваться вокруг оси.
Твердотопливный газогенератор в УБР является бортовым источником энергии в составе системы создания боковых усилий (поток продуктов сгорания создает давление в полости с рабочей жидкостью привода, либо вращает турбину). Одним из основных требований к рабочему телу ГГ становится степень его очистки от частиц бронировки заряда, ТЗП, возможной сажи. Большие времена работы (до 100 с) требуют топлив с малой скоростью горения, температура продуктов сгорания имеет небольшое значение (< 1300 К). Схема ГГ показана на рис. 17.18. Вкладной заряд из смесевого неметаллизированного топлива (Т0=1224К, J1,4:0,1=1643 м/с), фильтрующие элементы для очистки рабочего тела от частиц, причем после фильтров в газоходе 6 тепловая защита прикрыта тонкой молибденовой трубкой.
Двигатель управления боевой ступенью предназначен для управления её полётом. Схема его представлена на рис. 17.19.
Рис. 17.16. Типовая схема тормозного двигателя
1 – сопло; 2 - герметизирующее устройство; 3 - сферическое днище; 4 –диафрагма;
5 - элементы крепления; 6 - многошашечный заряд твёрдого топлива; 7- камера;
8 - опорная решётка; 9 - воспламенительное устройство
Рис. 17.17. Конструкция РДТТ управление по каналу крена
Рис 17.18. Газогенератор привода ОУ.
1 – камера сгорания; 2 – заряд; 3 – крышка; 4,5 – фильтры грубой и тонкой очистки; 6 – газоход; 7 – воспламенитель; 8 – инициатор
Рис. 17.19. Двигатель управления боевой ступенью с многократным реверсом тяги.
1 – СБ крана; 2 – заряд; 3 – РМ; 4 – СБ тангажа и рысканья; 5 – сопловая крышка;
6 – АО; 7 – камера сгорания; 8 – пусковая камера
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт