6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
Коэффициент потерь удельного импульса в сопле РД представляется в виде:
где - составляющие потерь в сопле.
Представление аддитивной суммой не совсем корректно ввиду наличия корреляции между отдельными составляющими, в следствии, к примеру, взаимодействия газовой и конденсированной фаз продуктов сгорания. Кроме того, некоторые составляющие потерь удельного импульса в сопле РДТТ изменяются во времени (из-за разгара минимального сечения, из-за трения ввиду нестационарности температуры стенки). Однако, опыт создания РД маршевых ступеней ракет показал правомерность аддитивного подхода к вычислению удельного импульса двигателей с усреднением по времени работы двигателя нестационарных составляющих.
Все виды потерь удельного импульса в сопле можно разделить на две группы. В первую отнесем присущие всем соплам, независимо от состава рабочего тела, а во вторую - связанные со спецификой сопел РДТТ, наличием конденсированной фазы в продуктах сгорания.
Группа 1:
Потери из-за рассеяния вследствие непараллельности вектора
скорости потока в выходном сечении оси профилированного сопла.
Наиболее корректно эту составляющую потерь следует вычислять по зависимости
где – газодинамическая функция приведенного полного импульса потока (отношение полного импульса потока в выходном сечении сопла к полному импульсу потока в минимальном (критическом) сечении сопла), рассчитываемая по одномерной теории. - безразмерный интеграл сил давления, вычисляемый в процессе расчета двумерного поля течения в сопле . Для приближенных оценок используется формула
полученная по результатам численных исследований течений в соплах.
В конических соплах
, при
Потери на искривление звуковой линии в минимальном сечении вследствие скругления угловой точки технологическим радиусом r2 возникают вследствие возникновения малых возмущений в сверхзвуковой области
где относительный радиус скругления угловой точки (величина может достигать значения 0,5). В соплах с радиусным скруглением горловины этот вид потерь отсутствует.
Потери из-за разгара минимального сечения сопла РДТТ возникают вследствие уменьшения степени расширения сопла по мере уноса материалов горловины.
При адиабатическом истечении продуктов сгорания в пустоту , где - газодинамическая функция, определяющая отношение плотности потока импульса к давлению торможения (т. е. к ее значению в заторможенном газе). Тогда потери импульса в момент окончания работы двигателя определит зависимость
где индексом «0» обозначены значения степени расширения сопла и газодинамической функции при начальном значении диаметра сопла.
Чтобы избежать вычислений значений газодинамической функции при начальном значении диаметра минимального сечения и конечном значении , используем эмпирическое соотношение для расчета среднего за время работы двигателя значения потери удельного импульса из-за разгара диаметра минимального (критического) сечения
(6.13)
В зависимости (6.13)
Потери из-за искажения контура вследствие технологических погрешностей изготовления и уноса материалов тепловой защиты тракта сопла РДТТ оценены по результатам параметрических расчетов монодисперсных двумерных течений и приняты постоянными .
Потери из-за утопленности сопла РДТТ в канал заряда оценивают по соотношению, полученному обработкой экспериментальных данных
где – давление в корпусе двигателя, МПа, - отношение длины утопленной части сопла к длине канала заряда, - диаметр минимального (критического) сечения сопла, мм.
Потери из-за трения потока оценивают с помощью интегральной характеристики пограничного слоя на стенке - относительного значения, толщины потери импульса в выходном сечении сопла
Вычисление значения толщины потери импульса на срезе сопла требует применения сложных моделей теории пограничного слоя на проницаемой шероховатой стенке, поэтому используют приближенные соотношения. Например, обобщающая зависимость, учитывающая и шероховатость поверхности тракта сопла:
(6.14)
где - относительная величина эквивалентной песочной шероховатости стенок.
Вдув газообразных продуктов пиролиза матрицы и окисления углерода поверхностного слоя композиционных материалов тепловой защиты тракта сопла РДТТ в общем случае приводит к уменьшению трения на стенке.
Необходимость реализации сложных алгоритмов при расчете потерь на трение возникает при создании конструкции сопла высотной ступени с насадком из углерод-углеродных композиционных материалов. Пиролиз матрицы у таких материалов не происходит, унос массы также отсутствует ввиду невысокой температуры стенки и низкого уровня конвективного тепломассообмена. Поверхность данного участка сопла является непроницаемой. Высокая теплопроводность таких материалов при отсутствии внешней теплоизоляции приводит к низкой температуре стенки и увеличению трения вследствие роста значения плотности газа на поверхности сопла. К тому же для сопла большой степени расширения характерно значительное увеличение толщины пограничного слоя по мере приближения к срезу, и режим проявления шероховатости может не наступить, т.е. (уменьшение трения при больших числах Маха в сочетании с малыми значениями плотности газа). Поэтому оценку потерь на трение по зависимости (6.14) следует считать верхней.
Потери вследствие отвода теплоты в стенку сопла и окружающую среду.
Необратимый отвод теплоты приводит к уменьшению температуры рабочего тела и возникновению потери удельного импульса вследствие уменьшения скорости потока на срезе сопла. В принятой концепции поправочных множителей к значению удельного импульса адиабатического течения идеального газа потери удельного импульса на отвод теплоты в стенку сопла определит выражение:
где уменьшение температуры продуктов сгорания вследствие отвода теплоты можно оценить по формуле:
в которой - плотность теплового потока в стенку (рассчитывается по параметрам рабочего тела без потерь энергии), - площадь поверхности теплообмена, -расход продуктов сгорания при адиабатическом течении газа.
Этот вид потерь следует учитывать только в небольших двигателях, так как даже для маршевых двигателей высотных ступеней ракет эти потери обычно не превышают 0,15%. Поэтому обычно их не учитывают ввиду малости и связанности с потерями на трение, которые оценены по (6.14) как верхний предел.
Потери из-за химической неравновесности реакций в газовой фазе продуктов сгорания оценивают по результатам расчетов параметров потока по моделям равновесного и замороженного течений. С ростом давления торможения и диаметра минимального (критического) сечения эти потери уменьшаются вследствие увеличения времени пребывания частиц рабочего тела в камере сгорания (корпусе), температуры торможения и скоростей химических реакций из-за нарастания концентраций компонентов.
Для современных РД потери на химическую неравновесность можно оценить по зависимости:
размерность диаметра минимального (критического) сечения – мм.
Группа 2:
Потери в сопле РДТТ из-за скоростного и температурного запаздывания частиц относительно несущей газовой фазы в соответствии с данными:
(6.15)
где основная зависимость от диаметра минимального (критического) сечения сопла, диаметра частиц и доли конденсата в потоке имеет вид:
где диаметр частиц - в мкм, диаметр минимального (критического) сечения сопла - в мм. Зависимость от давления торможения имеет вид и означает увеличение потерь при уменьшении давления торможения вследствие уменьшения коэффициента сопротивления частиц из-за разреженности газа.
Зависимость от угла наклона контура за угловой точкой имеет вид и означает, что с ростом эффективного угла контура увеличиваются потери из-за сокращения длины участка разгона частиц за горловиной. Эффективный угол наклона контура определяют по формуле . Зависимость от степени расширения сопла имеет вид и учитывает уменьшение запаздывания частиц по скорости от газа с ростом степени расширения из-за уменьшения градиента скорости газа.
Если сопло выполнено без угловой точки, а имеет радиусное скругление горловины, то в (6.15) необходимо учесть дополнительный сомножитель , где . С ростом величины происходит удлинение горловины сопла и уменьшение градиента скорости газа, что, в свою очередь, приводит к уменьшению запаздывания частиц от газа.
Потери в сопле РДТТ из-за отсутствия кристаллизации частиц конденсированной фазы (отсутствие подвода теплоты к газу при достижении частицей температуры кристаллизации). Приближенная зависимость имеет вид
Потери в сопле РДТТ вследствие выпадения частиц конденсата на стенки сопла в современных соплах можно не рассматривать ввиду выбора профиля, исключающего инерционное осаждение частиц в концевой части. Однако при создании сопловых блоков двигателей стартовых ступеней имеет смысл выбирать профиль с малыми значениями угла , допускающий выпадение частиц на концевую часть сопла - уменьшение потерь удельного импульса из-за рассеяния и запаздывания частиц может компенсировать увеличение массы конструкции концевого участка вследствие эрозии материалов. В общем случае необходимо решать задачу параметрической оптимизации для достижения максимума конечной скорости ступени. При этом необходимо рассчитывать величину унесенного слоя композиционных материалов вследствие высокоскоростного многократного соударения с частицами конденсированной фазы для выбора толщин материалов тепловой защиты. Кроме того, происходит потеря удельного импульса вследствие выпадения частиц на стенку. Приближенно величину этой потери можно оценить по зависимости:
где - площадь концевой части, подверженной осаждению частиц, - осевая и нормальная к поверхности осаждения составляющие скорости частиц, - расход продуктов сгорания. Оценки потерь удельного импульса вследствие выпадения частиц на концевую часть сопла двигателя стартовой ступени показали, что величина их может превышать 1%.
По результатам натурных испытаний РД получают обобщенные эмпирические зависимости потерь удельного импульса по результатам обработки экспериментальных данных в зависимости от основных параметров двигателей. Характерный пример такой зависимости для РДТТ:
(6.16)
где – доля алюминия в топливе; – радиус скругления входа в горловину; давление торможения - МПа; диаметр минимального сечения - мм.
В США используют соотношение:
,
в котором величины и их размерности аналогичны (6.16).
Такие зависимости в ряде случаев позволяют оценить суммарные потери удельного импульса двигателя без учета потерь на химическую неравновесность при неопределенности с потерями на отсутствие кристаллизации частиц конденсированной фазы.
При проведении проектных расчетов можно использовать экспериментальные данные по коэффициентам потерь, приведенные в табл. 6.1.
Таблица 6.1
φ | 0,95÷0,97 | 0,93 |
φк | 0,97÷0,98 | 0,98 |
φс | 0,98÷0,99 | 0,95 |
| ЖРД | РДТТ Смесевые топлива |
Действительный удельный импульс вычисляется из соотношения
где - идеальный (расчетный) удельный импульс.
Действительные значения площади минимального (критического) сечения и выходного сечения сопла определяются из выражений
где - идеальные (расчетные) значения.
Действительное значение коэффициента тяги в пустоте определяется так:
,
где – идеальное (расчетное) значение.
Действительное значение расхода компонентов определяется из соотношения:
где – идеальное (расчетное) значение.
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт