17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
Под сопловым блоком РДТТ понимают конструкцию собственно сопла и систему создания боковых усилий, они обычно неотъемлемы друг от друга. Конструкция сопла осуществляет разгон рабочего тела, материалы и толщины их определяет уровень воздействия потока продуктов сгорания на элементы тракта. В тоже время конструктивная схема сопла влияет на уровень воздействия, в первую очередь на величину конвективных тепловых потоков и интенсивность высокоскоростного соударения частиц к-фазы с концевыми частями сопел.
Так, например, в 60-е годы прошлого века применялись четырехсопловые блоки (рис 17.1). В начальные моменты времени из канала заряда на сопловую крышку набегал двухфазный поток со скоростью сотни м/с и были проблемы с тепловой защитой - значительный унос массы в окрестности критической точки крышки. Дело доходило до установки пятого сопла на оси крышки, в итоге крышку прикрыли небольшим слоем топлива. К тому же в такой схеме существует интенсивное осаждение к-фазы на периферийный участок концевой части сопла.
А современная схема (рис.17.2) центрального утопленного в канал заряда сопла исключает высокие скорости обтекания заднего эллипсоида корпуса и осаждение к-фазы в сверхзвуковой части. Такая схема позволяет применять эффективные системы создания боковых усилий. Сопло можно сделать раздвижным для уменьшения габаритов ракеты, что и реализовано в маршевых двигателях ракет MX, SS-24. Схема раздвижного сопла двигателя III ступени ракеты MX показана на рис. 17.3: два насадка выдвигаются автономным приводом, выполненным в виде четырех телескопических гидравлических поршневых штанг. Источником энергии служит ПАД.
Собственно конструкцию соплового блока можно разделить на подсистемы, выполняющие разные функции. Таковыми являются силовые элементы, элементы тепловой защиты и элементы ССБУ с приводом. Для схемы сопла рис.17.2 силовыми элементами будут неподвижная и подвижная части, а также элемент "корзина" для передачи усилия от РМ. Их выполняют из титановых сплавов с проведением необходимых прочностных расчетов.
Важнейшей является подсистема тепловой защиты ввиду высокого уровня тепловых потоков в поверхность тракта сопла. Изменение уровня конвективного теплообмена по контуру сопла показано на рис. 17.2 и собственно зависимость а(х) определяет выбор материалов и толщины характерных участков конструкции. Радиационный теплообмен значителен на входе в сопло, его необходимо учитывать и в сверхзвуковой части, но здесь уже роль излучения не столь существенна.
Системы создания боковых усилий и их характеристики представлены на рисунках 17.2 – 17.15.
Рис. 17.1. Четырёхсопловая крышка РДТТ с дефлектором (кольцевым рулём) для создания боковых усилий
1 – участок повышенный эрозии материала концевой части сопла,
2 – место установки 5-ого сопла;
3 – защита сопловой крышки слоем топлива;
4 – скачок уплотнения из-за отрыва потока;
5 – скачок уплотнения
Рис 17.2. Центральное утопленное сопло РДТТ
1 – заряд ТТ; 2 – ТЗП заднего эллипсоида корпуса; 3 – закладной элемент;
4 – корпус; 5 – несущая конструкция неподвижной части сопла;
6 – эластичный опорный шарнир (ЭОШ); 7 – конструкция подвижной части сопла;
8 – несущая конструкция сверхзвуковой части сопла; 9 – шток РМ;
10 – «корзина»; 11 – крепление насадка; 12 – насадок из УУКМ; 13 – «чехол» насадка (углевойлок); 14 – тепловая защита из углепластика, 15 – тепловая защита ЭОШ; 16 – входная часть сопла (углепластик); 17 – горловина сопла (УУКМ);
18 – раструб сопла (углепластик); 19 – изолятор (ТЗМ); 20 – центр вращения сопла
Рис. 17.3. РДТТ со складывающимся сопловым насадком
1 – насадок в сложенном положении;
2 – насадок в развёрнутом положении
Рис. 17.4. Газовый руль РДТТ
1 – перо руля из сплава на основе W; 2 – тарель; 3 – вал; 4 – стакан;
5 – кронштейн; 6 – уплотнение; 7, 8, 9 – подшипники; 10 – контур пера из-за эрозии
Рис. 17.5. Система вдува газа в сверхзвуковую часть сопла
1 – корпус двигателя; 2 – ТЗП корпуса; 3 – сопловая крышка из стали; 4 – ТЗП крышки; 5 – перегородка из углепластика; 6 – газоход; 7 – блок управления по крену; 8 – сопло, 9 – корпус блока вдува; 10 – регулятор расхода (W-Mo); 11 – манжета заряда; 12 – отверстие газовой связи; 13 – заряд из неметаллизированного топлива; 14 – сопло блока вдува; 15 – передняя граница отрывной области; 16 – отверстие вдува; 17 –линия растекания; 18 – линия вторичного отрыва потока
Рис. 17.6. Схема вдува газа из автономных газогенераторов
1 – кольцевой канал газовой связи ГГ;
2 – ГГ (4 по каждой базе)
Рис 17.7. Схема вдува газа в сверхзвуковую часть сопла из корпуса двигателя
Рис. 17.8. Схема разрезного управляющего сопла
1 – неподвижная часть;2 – кронштейн; 3 – уплотнительная диафрагма; 4 – ось;
5 – подвижная часть; 6 – скачок уплотнения; 7 – центр вращения части сопла
Рис. 17.9. Схема поворотного сопла с элементами привода
1 – двигатель управления по каналу крена; 2 – РМ двигателя крена; 3 – бак с маслом; 4 – РМ;
5 – ГГ; 6 – центр вращения сопла; 7 - ЭОШ
Рис 17.10. Горловина сопла с ЭОШ
1 – входная часть из углепластика; 2,3 – изоляторы из углепластика;
4 – защита шарнира угольной тканью; 5 – защита шарнира резиной;
6 – неподвижная часть сопла из титанового сплава;
7 – ЭОШ; 8 – раструб сверхзвуковой части из углепластика;
9 – элемент конструкции подвижной части сопла из титанового сплава;
10 – несущая конструкция сверхзвуковой части сопла; 11 – вставка из углепластика;
12 – вкладыш из УУКМ; 13 – центр вращения сопла
Рис. 17.11. Сопло на эластичном опорном шарнире с задним центром вращения
1-подвижная часть сопла; 2-неподвижная часть сопла; 3,4-опорные кольца; 5-жесткая тарель; 6-эластомер
Рис 17.12. Гидрокольцевой подвес сопла.
1-подвижная часть сопла; 2-неподвижная часть; 3,4-диафрагмы
Рис 17.13. Диаграммы изменения управляющих сил по времени полёта ракеты:
а – для нижней ступени ракеты; б – для верхней ступени ракеты
Рис 17.14. Схема кинематической передачи РМ – поворотное сопло
а - типичная схема с продольным расположением силовых цилиндров РМ;
б - РМ установлена по нормали к профилю;
в - РМ установлена тангенциально к контуру сопла
Рис. 17.15. Эффективность создания боковых усилий
1 – ПУС; 2 – РУС; 3 – вдув газа; 4 – впрыск жидкости; 5 – газовый руль
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей
- Литература
- 1. Основы теории термических ракетных двигателей
- 1.1. Введение
- 1.2. Краткий исторический экскурс
- 1.3. Классификация реактивных двигателей
- 2.1. Ракетный двигатель как тепловая машина летательного аппарата
- 2.2. Выходные показатели ракетного двигателя
- 2.2.1. Тяга ракетного двигателя
- 2.2.2. Удельные параметры ракетного двигателя
- 2.5. Зависимость начальной массы ракеты от удельного импульса
- 2.2.3. Расходный комплекс камеры
- 2.2.4. Коэффициент тяги
- 2.2.5. Геометрическая степень расширения сопла
- 2.2.6. Удельная масса ракетного двигателя
- 2. Генерация рабочего тела
- 3.1. Оценка эффективности ракетного двигателя
- 3.2. Топлива ракетных двигателей
- 3.3. Жидкие ракетные топлива
- 3.3.1. Коэффициент избытка окислителя
- 3.3.2. Основные характеристики жидких топлив
- 3.3.3. Твердые ракетные топлива
- Лекция 4
- 4.1. Гибридные топлива
- 4.2. Горение жидких топлив
- 4.3. Горение твердых топлив
- 5.1. Горение гибридных топлив
- 5.2. Термогазодинамика ракетного двигателя
- 5.2.1. Термодинамические расчеты состава и параметров рабочего тела
- 5.2.2. Термогазодинамика потока рабочего тела
- 6.1. Течение газа в соплах
- 6.2. Профилирование камеры жидкостного ракетного двигателя
- 6.2.1. Определение размеров камеры сгорания
- 6.2.2. Профилирование сопла
- 6.2.3. Профилирование сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 6.2.4. Потери удельного импульса в ракетных двигателях (в камере жрд и рдтт)
- 6.2.5. Потери удельного импульса в сопле
- 3. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей
- 7.1. Тепломассообмен в ракетных двигателях
- 7.1.1. Конвективный теплообмен
- 7.1.2. Массообмен по тракту сопла ракетного двигателя твердого топлива
- 8.1. Радиационный теплообмен в ракетных двигателях
- 8.2. Перенос теплоты в конструкциях ракетных двигателей
- 8.3. Организация тепловой защиты жидкостного ракетного двигателя
- 9.1. Тепловая защита в ракетных двигателях твердого топлива
- 10.1. Основные узлы и агрегаты жидкостного ракетного двигателя
- 10.2. Схемы двигательных установок с вытеснительной системой подачи топлива
- 10.3. Схемы жидкостных ракетных двигателей с турбонасосной системой подачи топлива
- 11.1. Турбонасосные агрегаты жидкостных ракетных двигателей
- 11.2. Величины, характеризующие работу насоса
- 12.1. Турбины турбонасосных агрегатов
- 12.1.1. Классификация турбин
- 12.2. Жидкостные генераторы газа
- 4. Схемные и конструктивные решения жидкостных ракетных двигателей малой тяги
- 13.1. Движение космических летательных аппаратов
- 13.2. Управление движением космического летательного аппарата Активные, пассивные и комбинированные системы управления
- 13.3. Функциональная схема системы управления движением кла
- 13.4. Классификация ракетных двигателей систем управления. Управление движением кла с помощью ракетного двигателя
- 13.5. Динамические характеристики жрдмт
- 13.6. Экономичность жрдмт
- 14.1. Основные требования к жрдмт
- 14.2. Общие принципы проектирования жрдмт
- 14.3. Проектирование и расчет параметров и характеристик жрдмт
- 1. Назначение
- 2. Состав
- 3. Основные технические требования
- 4. Номинальные условия работы
- 5. Характеристики ракетного двигателя Статические характеристики жидкостного ракетного двигателя
- 15.1. Дроссельная (расходная) характеристика жрд
- 15.2. Высотная характеристика рд
- 15.2.1. Высотная характеристика двигателя с постоянным соплом
- 15.2.2. Высотная характеристика двухпозиционного (раздвижного) сопла
- 16.1. Неустойчивость процессов в жидкостных ракетных двигателях
- 16.2. Запуск, останов, регулирование и управление жрд
- 6. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.3. Схемные и конструктивные решения ракетных двигателей твердого топлива
- 16.4. Корпуса маршевых рдтт с зарядами
- 17.1. Сопла маршевых рдтт и системы создания боковых усилий
- 17.2. Вспомогательные рдтт