§ 7.2. Синтетические моторные масла
Синтетические масла представляют собой индивидуальные химические вещества или смесь ограниченного количества веществ, близких по химическому составу и физическим свойствам.
Использование синтетических масел открывает широкие возмож-ности для повышения удельных параметров, экономичности и эффективности ДВС. Это особенно важно, если учесть, что моторные масла на нефтяной основе находятся на пределе своих возможностей по ряду важнейших эксплуатационных свойств, а современные синтетические масла по тем или иным свойствам обладают значительно лучшими показателями. Например, некоторые синтетические масла имеют высокий индекс вязкости (150 — 170); низкую температуру застывания (—65°С и ниже), вязкость при температуре 250 — 300 °С в 2—3 раза большую, чем у равно-вязких им при 100 °С нефтяных масел, высокую термическую стабильность при практическом отсутствии образования отложений и потерь на испарение, хорошими смазочными свойствами и Т.П. (табл. 7.9).
Таблица 7.9
Показатели | Нефтяное масло | Синтетические масла | |||
диэфирные | полиалкиленгликолевые
| полисилокса-новые
| фторуглерод-ные | ||
Вязкость при 100°С, мм2/с | 8,0 | 8,5 | 8,5 | 8,8 | - |
Индекс вязкости | 90 | 140—150 | 135— 180 | 270 | 500 |
Температура застывания, °С | — (30 50) | — (40 60) | — (50 65) | — (65 100) | -(5 25) |
Температура вспышки, °С | 150 | 230 | 190 | 315 | --- |
Температурный предел работоспособности, °С | 250
| 280 | 300 | 270 | 400—500 |
Потери на испарение при 100 °С за 22 ч, % | 8 | 0.1
| 0,1 | 0,1 | 0 |
В настоящее время большинство синтетических масел используют в ДВС в виде смесей с нефтяными маслами. Основным препятствием для широкого внедрения синтетических масел является относительно высокая стоимость их изготовления. Однако история техники показывает, что развитие технологии в конечном итоге всегда позволяет добиться значительного снижения стоимости производства продуктов массового спроса. В ближайшем будущем синтетические моторные масла будут получать все более широкое применение.
К наиболее исследованным видам синтетических моторных масел относятся: углеводородные, диэфирные, полиалкиленгликолевые, диалкилбензольные, фосфорорганические, жировые, галогенуглеводородные и кремнийорганические масла.
Углеводородные масла. Синтетические углеводородные масла содержат в своей базовой части отдельные группы углеводородов, присутствующих также в нефтяных маслах. Отличие заключается в том, что углеводороды, входящие в нефтяное масло, получают путем выделения их из нефти, в которой они содержатся в готовом виде, а углеводороды, входящие в синтетические моторные масла, получают путем синтеза. Вследствие этого открывается возможность в значительной мере влиять на фракционный и групповой составы базового синтетического углеводородного масла, а следовательно, более эффективно регулировать его эксплуатационные свойства.
Диэфирные масла. Практически по всем эксплуатационным свойствам (индекс вязкости, температуры вспышки, самовоспламенения и застывания, смазочные свойства, стойкость к окислению) эти масла превосходят нефтяные, уступая им по более агрессивному воздействию 1ы резиновые изделия. Особо важное положительное качество диэфирных масел — их высокая термостабильность и практическое отсутствие испарения, что позволяет создавать на базе этих масел долгоработающие моторные масла, которые можно использовать без замены (с минимальным доливом) в течение полного ресурса двигателя. Хорошие смазочные свойства объясняются тем, что молекулы ди- и полиэфирных масел содержат полярные группы. Это обеспечивает образование на поверхности металла смазочной пленки из молекул базового масла.
В настоящее время получены и исследованы различные диэфиры, многие из которых могут быть основой высококачественных масел. С увеличением длины углеродной цепи диэфирных масел повышается их вязкость и температура застывания и уменьшается угол наклона ВТХ. Синтетические масла на основе диэфирных могут быть использованы как в чистом виде, так и в смеси с нефтяными маслами. Эти масла находят широкое применение в авиации. Благодаря тому что диэфирные масла обладают оптимальным для моторных масел сочетанием эксплуатационных свойств, можно ожидать их широкого применения в перспективных типах автотракторных двигателей.
К промышленным синтетическим моторным маслам относится масло ВНИИНП-7 (v100 = 7,8 — 8 мм2/с). Оно состоит из диэфирной основы (базовое масло), в которую введены полимерные заглушающие присадки, комплексная противоизносная и противозадирная присадка, а также антиокислительная и антикоррозионная присадки. Масло рассчитано на работу без замены в течение нескольких тысяч часов. Оно обладает хорошей ВТХ, низкой температурой застывания (—60 С) и хорошими смазочными свойствами. Это объясняется наличием поверхностно-активных свойств у базового масла и введением в него противоизносной присадки.
Полиалкиленгликолевые масла (другие названия — полигликоли, полиэфиры, полиоксиалкиленгликоли). По большинству эксплуатационных свойств они в значительной степени превосходят нефтяные — обладают относительно лучшими противоизносными и противозадирными свойствами, малой коксуемостью, испаряемостью и коррозионной агрессивностью, высокими температурами вспышки и воспламенения, хорошей ВТХ и низкой температурой застывания (от —50 до —650С); практически не образуют смолистых соединений в присутствии кислорода до температуры 450 °С; обладают хорошими естественными моющими свойствами. В зависимости от длины и структуры молекулярной цепи вязкость полигликолей может изменяться в очень широких пределах (от 6 до 10 000 мм2 /с при 50 °С).
Важная особенность полигликолей состоит в том, что они и отличие от большинства синтетических масел практически не оказывают коррозионного воздействия на металлы и совместимы с синтетической и натуральной резиной. Полигликоли смешиваются во всех отношениях с водой и нерастворимы в углеводородах.
Сырьем для производства полигликолей служат непредельные газообразные углеводороды (этилен и пропилен), которые получают нз природного углеводородного газа и промышленных газов нефтеперерабатывающих заводов.
Чистые полигликолевые масла, являясь длинноцепными полимерами, склонны к термической и механической деполимеризации. Эти отрицательные свойства устраняют путем введения соответствующих стабилизирующих присадок. Вследствие высокой стоимости сырья и производства применение полигликолевые масел в настоящее время ограничивается областями, где их высокие эксплуатационные свойства имеют определяющее значение.
Полиэтиленовые масла и этилен-нефтяные сополимеры по эксплуатационным свойствам аналогичны синтетическим углеводородным маслам и в целом сходны с высокоиндексными нефтяными маслами, благоприятно отличаясь от них меньшей коксуемостью и более низкой температурой застывания. Эти масла получают полимеризацией этилена. Для использования в ДВС вязкие полиэтиленовые масла смешивают с высокоочищенными дистиллятными маслами, в результате чего получают высококачественное мо-горное базовое масло.
Диалкилбензольные масла превосходят нефтяные по смазочным свойствам, индексу вязкости, температуре застывания и термической стабильности, не уступая им по остальным эксплуатационным свойствам. Их получают из алкилбензолов с прямой цепью. Диалкилбенюльные масла используют в качестве всесезонных моторных масел для дизельных и бензиновых двигателей в районах с холодным климатом. Можно ожидать достаточно широкого применения этих насел в перспективных ДВС.
Фосфорорганические масла представляют собой сложные эфиры ортофосфорной кислоты. Они превосходят нефтяные масла по смазочным свойствам, огнестойкости, антиокислительным и антикоррозионным свойствам. На поверхности металла образуют хорошо противостоящие износу пленки из фосфидов металлов, благодаря чему значительно увеличивается срок службы узлов трения.
Жировые масла. Смазочные материалы органического происхождения на основе растительных и животных жиров — жировые масла - обладают высокими смазочными свойствами и в этом отношении являются одними из лучших смазочных веществ. Они обладают высокой коррозионной агрессивностью и склонностью к образованию отложений и смол. Последнее обстоятельство является причиной ограниченного применения жировых масел в ДВС.
Большинство жировых масел нерастворимо в нефтяных маслах, однако с помощью специальной обработки касторового масла получают продукт, растворимый в нефтяном масле. Такая смесь используется в высокофорсированных двигателях с относительно малым ресурсом (например, двигателях гоночных машин). Моторные масла со значительной долей (до 90 %) касторового масла широко применялись в авиации в 30 — 40-х годах. Такие масла носят название кастролей.
Отмеченные ранее тенденции к переходу на восстанавливаемые природные ресурсы, к которым, в частности, относятся органические жиры, делают экономически и экологически целесообразным использование органических жиров в качестве сырья для переработки на углеводородные составляющие базового масла. К таким маслам относится, например, высококачественное синтетическое авиационное моторное масло, состоящее на 85 — 87 % из бутилового эфира, жирных кислот касторового масла и на 13—15% из полимеризованного соевого масла. Это масло имеет вязкость при 100 °С 14,9 мм /с, индекс вязкости 130—135 и температуру застывания —50 °С.
Галогенуглеродные масла. К этой группе относятся фтор- и хлорсодержащие углеводородные масла, основой которых являются соответствующие галогенопроизводные углеводородов. Эти масла имеют хорошие смазочные свойства, инертны к воздействию кислот и щелочей, обладают высокой термоокислительной и термической стабильностью, минимальной (практически нулевой) коррозионной агрессивностью и склонностью к образованию отложений. Эти качества объясняются тем, что галогены образуют более прочные молекулярные связи, нежели кислород. Отсюда проистекает химическая пассивность этих веществ — они не горючи, не вызывают коррозии, не боятся действия агрессивных компонентов, не образуют осадков и стабильны до 500 — 550 °С. Галогенуглеродные масла получают фторированием (замещением молекул водорода на фтор) углеводородов различных нефтяных фракций.
Недостатками фторуглеродных масел являются низкая температура кипения, высокая температура замерзания и значительное изменение плотности по температуре. Эти недостатки исключают возможность применения фторуглеродных масел в ДВС. Однако повышенные требования к физико-химической стабильности моторного масла, предъявляемые рядом перспективных типов топлив и двигателей, обусловливают целесообразность работ по устранению этих недостатков. Завершение работ позволит получить на базе фторуглеродных соединений высокоэффективное масло, обладающее большим моторным ресурсом.
Лучшими по сравнению с фторуглеродными мае и/ми С10Й1 «нами по ВТХ, температуре кипения и смазочной способности обладают хлорфторуглсродные масла. Их получают при замещения водорода в углеводородной молекуле частично на фтор, а частично n.t хлор. В состав хлорфгоруглеродных масел входит 21 —23% углерода. 31 - 33 % фтора и 45 — 48 % хлора. Эти масла превосходят фторорганические по индексу вязкости и смазочным свойствам, но уступают им по термической и химической стабильности.
Кремнийорганические масла. Большие перспективы применения в качестве смазочных масел имеют полимерные кремнийорганические соединения, называемые полисилоксанами или силиконами. Вещества на основе таких соединений — кремнийорганические масла — обладают высокой термостабильностью и низкой коррозионной агрессивностью. Важной особенностью кремнийорганических масел является их хорошая ВТХ. Для сравнения: одно из лучших нефтяных моторных масел М-бз/ЮП (вязкость при 100°С равна 10 мм /с, индекс вязкости 120) при охлаждении от + 100°С до —18°С увеличивает свою вязкость в 500 — 600 раз и застывает при температуре —30 °С; кремнийорганическое масло, имеющее ту же вязкость при 100 °С, при охлаждении до —18 °С увеличивает свою вязкость только в 6 — 7 раз и застывает при температуре —60 °С.
О днако кремнийорганические масла имеют плохие смазочные свойства. Этот недостаток можно уменьшить путем введения противоизносных и противозадирных присадок. Кремнийорганические соединения используют для получения их комбинированных соединении с фтором — кремний органических фторэфиров. Эти соединения сочетают хорошую ВТХ, свойственную кремнийорганическим веществам, с достоинствами фторсодержащих масел.
Характерным отличием полисилоксанов от углеводородов является то, что полисилоксаны имеют в своей основе цепочку из чередующихся атомов кремния и кислорода — силоксановую группировку
— Si — О — Si — О —
К атомам кремния, входящим в силоксановую группировку, присоединены органические радикалы, строение и состав которых определяют физические и химические свойства полисилоксанов. Полисилоксаны, в состав которых входят метильные радикалы, характеризуются особо высокими термоокислительными свойствами — они не теряют своих свойств в течение 1500 ч работы в присутствии воздуха при температуре 250 °С. Полисилоксаны химически инертны по отношению во многих химически агрессивным компонентам (азотная и серная кислоты и пр.) и обладают высокой сопротивляемостью к механическому воздействию при работе под большими нагрузками и при высоких скоростях сдвига.
Вязкостно-температурные характеристики некоторых синтетических масел в сравнении с характеристиками нефтяных масел приведены на рис. 7.1.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив