§ 5.1. Трение и смазка
Различают внешнее и внутреннее трение. Внешнее трение определяется силой сопротивления, возникающей между контактирующими поверхностями (поверхностями трения) различных тел мри их перемещении друг относительно друга. Пол внутренним трением понимают силу сопротивления взаимному перемещению частиц самого тела. При внешнем трении в зависимости от наличия и количества смазочного материала между поверхностями различают ювенильное, граничное и гидродинамическое трение.
Ювенильное трение. Ювенильными называют поверхности твердых тел, не имеющих покрытий или загрязнений. Фрикционное взаимодействие таких поверхностей называют ювенильным трением. Два твердых тела, обладающих ювенильными поверхностями, контактируют друг с другом на отдельных участках — зонах микроконтакта. Общая площадь зон микроконтакта зависит от чистоты обработки поверхностей.
При относительном перемещении тел возникает их фрикционное взаимодействие, обусловливаемое деформированием материала в зонах микроконтакта и нарушением адгезионных связей, возникающих между материалами трущихся поверхностей. Адгезионные связи (адгезионные мостики) образуются и разрушаются при движении поверхностей, их величина и расположение постоянно изменяются, однако в любой момент времени площадь контакта остается примерно постоянной. Силу, необходимую для разрушения адгезионных связей, обозначим 5. При взаимной деформации поверхностей трения неровности более твердой поверхности внедряются в неровности более мягкой. В результате при относительном перемещении поверхностей эти неровности деформируются. Соответствующую силу обозначим Р. В результате общая сила, необходимая для обеспечения перемещения поверхностей,— сила трения F определяется как F=S + P, где S — адгезионная, а Р — деформационная (механическая) составляющие сил трения. Таким образом, связь между двумя телами, находящимися во фрикционном контакте, носит адгезионно-механический характер.
Рассмотрим два предельных случая: S » Р; F ~ S и Р » S; F - Р. Случай F ~ S характерен для хорошо обработанных поверхностей, когда адгезионные силы являются определяющими для силы трения. Обязательным условием возникновения адгезионных связей является сближение контактирующих точек на величину порядка атомного радиуса (р ~ 1 10~ м). При скольжении (рис. 5.1, а) перемещение в плоскости контакта на величину, равную или большую атомного радиуса /э, сопровождается на участке 2а разрывом всех адгезионных связей и образованием новых — происходит полный обмен связей на этом участке.
Иное происходит при качении (рис. 5.1,6). При перемещении центра цилиндра на то же расстояние обмен адгезионных связей происходит лишь на краях зоны контакта — там, где расстояние выходит за пределы атомного радиуса, т.е. происходит частичный (неполный) обмен адгезионных связей. Это объясняется тем, что при качении адгезионные связи рвутся по нормали к поверхности, при скольжении—тангенциально. Потери энергии при нормальном разрыве на один-два порядка меньше, чем при тангенциальном, срезающем разрыве. Этим определяются значительно меньшие затраты энергии при трении качения сравнительно с трением скольжения.
При сближении поверхности металла контактируют только верхушками неровностей. Давление в зонах контакта превышает давление, вызывающее пластическое течение. В результате контактирующие области деформируются до тех пор, пока площадь истинного контакта А не становится достаточной, чтобы выдержать нагрузку N, т.е. до тех пор, пока давление не становится равным давлению, соответствующему текучести материала ро; А = N/po.
Отсюда следует, что площадь истинного контакта определяется нагрузкой и прочностными характеристиками поверхностей трения и не зависит от их геометрических размеров и формы. Если в зонах контакта образуются адгезионные мостики, имеющие прочность на срез 5, то сила среза (которая в данном случае является силой трения) равна F - AS - NS/po. Эта формула показывает, что сила трения зависит только от нагрузки и материалов поверхностей трения и что коэффициент трения м является характеристикой поведения материала в условиях трения. Действительно,
Второй случай (F~ P) характерен для более грубо обработанных поверхностей, относительное перемещение которых сопровождается их взаимной деформацией, а сила, затрачиваемая на деформацию, значительно превышает силу, необходимую для разрушения адгезионных связей (P»S).
Граничное трение. Силы, затрачиваемые на преодоление адгезионных связей и на взаимную деформацию поверхностей трения, существенно уменьшаются при наличии на этих поверхностях специально создаваемых разделительных пленок. В этом случае деформации, связанные с относительным перемещением поверхностей, происходят во внутреннем объеме пленки или на границе ее контакта с поверхностями.
Для обеспечения наименьших потерь энергии на преодоление сил трения пленка, разделяющая поверхности трения, должна обладать минимальным сопротивлением сдвигу в направлении, касательном поверхности, а для исключения механического контакта между трущимися поверхностями и уменьшения сил адгезионного взаимодействия между ними — наибольшим сопротивлением сдвигу в нормальном направлении. Разделительную пленку, разграничивающую трущиеся поверхности, называют граничной. Трение при наличии граничной пленки называют граничным.
В практике на металлических поверхностях трения образуются пленки оксидов и веществ, адсорбированных из окружающей среды. Однако такие естественные граничные пленки обладают неудовлетворительными эксплуатационными свойствами, поэтому в технике граничные пленки образуют искусственно путем введения между трущимися поверхностями специальных веществ.
Такие вещества называют смазочными материалами. Пленки из этих веществ удерживаются на поверхности трения межмолекулярными физическими (адсорбционными) и внутримолекулярными (химическими) силами. В первом случае пленки, образующиеся на поверхности твердого тела, называют адсорбированными, во втором — хемосорбированными.
Смазочные материалы обычно подбирают таким образом, чтобы они одновременно обеспечивали создание как адсорбированных, так и хемосорбированных граничных пленок. Большое значение для условий образования граничной пленки и ее поведения при фрикционном взаимодействии имеют поверхностные явления при трении.
Структура поверхности металла в условиях трения при наличии граничных пленок представлена схемой (рис. 5.2). В соответствии с этой схемой на ювенильной поверхности металла в последовательном порядке располагаются химические соединения этого металла (например, его оксидов) и адсорбированных веществ (масла, воды, газа и т.п.). Эти слои являются граничными пленками. Физико-химические характеристики пленок обусловливают взаимодействие трущихся поверхностей, в первую очередь их износ и значение сил трения.
Образование адсорбированных пленок обусловлено физическим взаимодействием между молекулами смазочного материала (смазки) и твердого тела. Это взаимодействие возникает благодаря наличию на поверхности раздела твердой и жидкой (или газообразной) фаз запаса свободной энергии поверхности (СЭП),* которая является главной причиной, обусловливающей возможность и эффективность действия смазочных веществ. Между молекулами смазки и металла возникают силы взаимного притяжения, получившие название сил Ван-дер-Ваальса (или ван-дер-ваальсового взаимодействия). В общих случаях силы Ван-дер-Ваальса складываются из трех сил: дипольного взаимодействия, индукционного взаимодействия и дисперсионных сил.
Дипольное взаимодействие возникает в молекулах, имеющих распределенные жестко фиксированные заряды. При сближении такие молекулы ориентируются и притягиваются (рис. 5.3) разноименными зарядами.
Индукционное взаимодействие возникает в случае, если дипольная молекула контактирует с молекулой, у которой электрические заряды подвижны. Под влиянием дипольной молекулы эти заряды перераспределяются и создают взаимодействие, аналогичное диполь-ному (рис. 5.4).
Дисперсионные силы являются не только наиболее сильнодействующими по сравнению с дипольными и индукционными, но и наиболее дальнодействующими — они проявляются на расстоянии до 2 10~ м, что на два порядка больше дальности действия дипольных и индукционных сил. Особенностью дисперсионных сил является также их аддитивность, т.е. свойство увеличиваться с ростом массы взаимодействующих частиц. Дисперсионное взаимодействие объясняется одновременным воздействием сил притяжения и отталкивания между ядрами и электронными оболочками атомов. На достаточно больших расстояниях превалирующее влияние оказывают силы притяжения. Под их действием молекулы сближаются, но до определенного (очень малого) расстояния, допускающего только соприкосновение полей электронных оболочек, после которого силы отталкивания становятся больше сил притяжения.
На смазываемой поверхности адсорбированные молекулы смазочного материала ориентированы и зафиксированы в пространстве. Вследствие этого адсорбированную пленку можно рассматривать как псевдокристаллическое состояние смазочного материала, отличающееся от его состояния и поведения в объемах (для которого справедливы законы гидродинамики). Адсорбированные на твердой поверхности молекулы могут объединяться друг с другом. Объединение происходит как в направлении, перпендикулярном оси молекул, тогда образуются конгломераты молекул в виде пластин, так и вдоль оси с образованием цепочных структур, состоящих из длинных гибких конгломератов молекул. Такие конгломераты обладают анизотропией механических свойств — малым сопротивлением скольжению (сдвигу) параллельно слоям и большим сопротивлением — в направлении, перпендикулярном поверхностям трения — нормальной нагрузке. Чем меньше сопротивление сдвигу, тем ниже потери на трение в граничной пленке, определяющие антифрикционные свойства смазочного материала. Чем больше сопротивление нормальной нагрузке, препятствующее сближению поверхностей трения, тем меньше силы контактной фрикционной связи и выше несущая способность граничной пленки.
Рост толщины слоя адсорбированных молекул ограничен тем, что силы адгезии уменьшаются пропорционально четвертой степени расстояния от твердой поверхности.
Толщина и стабильность адсорбированной пленки, при прочих равных условиях, зависят от свойств смазочного материала (они возрастают при увеличении дипольного момента и размеров полярно-активных молекул), концентрации смазочного материала вблизи твердой поверхности, свойств материала самой поверхности и ее температуры. В зависимости от этих условий адсорбированная пленка находится в состоянии динамического равновесия. При изменении условий (в первую очередь при увеличении температуры) идет обратный процесс уменьшения толщины и стабильности пленки — ее десорбция. Адсорбированные пленки могут разрушаться от механических воздействий и растворителей (бензин, спирт и т.п.).
Адсорбированная на твердой поверхности пленка не только механически разделяет трущиеся поверхности, но и участвует в химическом взаимодействии с этими поверхностями. Она является поставщиком» химических веществ, вступающих при определенных условиях в химическую реакцию с твердой поверхностью и образующих химически связанные с ней хемосорбированные граничные пленки. Такие пленки создают путем введения в смазочные материалы (в качестве присадок) соответствующих химических соединений. Например, присутствие в смазочных материалах серы, хлора или фосфора обусловливает образование на поверхности металла устойчивых химических соединений этих веществ с металлом — фосфатов, хлоридов или сульфидов. Хемосорбированные граничные пленки образуются в основном при высоких удельных нагрузках и температурах (например, в зоне контакта поверхностей трения). Такие пленки образуются с большой скоростью, что обеспечивает возможность их быстрого восстановления в местах разрушения граничного слоя. Эта особенность имеет большое значение для уменьшения износа и предотвращения задира поверхностей трения.
Гидродинамическое трение. Принцип гидродинамического, или жидкостного, трения, называемого также гидродинамическим или жидкостным режимом смазки, характеризуется наличием между поверхностями трения достаточно толстого слоя смазочного материала. В этом слое при относительном движении поверхностей появляются гидродинамические силы, препятствующие их контакту. Сила трения при жидкостном режиме смазки определяется уравнениями
где Г-сила трения, возникающая на поверхности слоя жидкости толщиной dy с площадью поверхности F при относительном изменении скорости скольжения du -динамическая вязкость жидкости.
Р ассмотрим рис. 5.5. По опоре 1 скользит тело 2. Если передняя кромка тела острая, то слой смазочного материала J, имеющийся нГопореЧ, снимается. Если же обеспечить плавный вход тела на пленку смазочного материала, то оно будет «всплывать» на пленке и поддерживаться давлением, возникающим в ней. Это соответствует гидродинамическому режиму трения, при котором основную роль играет толщина стоя смазочного материала и его объемные свойства. Смазочные свойства в данном случае несущественны, поэтому в качестве смазок можно использовать вещества, у которых они отсутствуют практически полностью (например, вода, воздух, жидкий кислород и др.). При этих условиях величина трения определяется главным образом вязкостью смазки. В гидродинамическом режиме зазор между находящимися в относительном движении поверхностями обеспечивается подъемными гидродинамическими силами, возникающими за счет увлечения смазки в клиновидный зазор между поверхностями.
Гидродинамический режим наиболее часто имеет место при смазке подшипников скольжения. В этом случае из-за разности диаметров цапфы и подшипника автоматически образуется клиновидный зазор, через который прокачивается масло, увлекаемое вращающимся элементом.
В зависимости от наличия смазочного материала в зазоре между поверхностями трения и кинематики движения этих поверхностей у одной и той же пары трения разновременно могут иметь место как гидродинамический, так и граничный режимы трения, а также промежуточные режимы полужидкостного (смешанного) и полусухого трения.
Полужидкостное трение возникает в случае, если гидродинамические силы недостаточны для уравновешивания действующих нагрузок и они частично воспринимаются граничной пленкой.
Полусухое — если граничная пленка находится на пределе разрушения или частично разрушена.
Сухое трение возникает при полном разрушении граничной пленки. Причиной возникновения полусухого и сухого трения является недостаточная подача смазочного материала к узлу трения — его «масляное голодание». Каждому из этих режимов соответствуют следующие ориентировочные значения коэффициентов трения:
Гидродинамическое | 0,002 — 0,01 |
Полужидкостное | 0,01 — 0,05 |
Граничное | 0,06 — 0,1 |
Полусухое | 0,1 —0,8 |
Сухое | 0,8 и выше |
На трение и износ в ДВС определяющее влияние оказывает работа трущихся тел в режиме граничного трения.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив