logo
«Топливо и смазочные материалы»

§ 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам

Вещества, используемые в качестве смазочных материалов, в зависимости от их агрегатного состояния разделяют на жидкие — мас­ла, твердые — твердые смазки и мазеобразные — пластичные смазки.

В зависимости от способа получения (происхождения) смазочные материалы делят на нефтяные, синтетические и смешанные. К синтетическим относят все смазочные материалы на ненефтяной основе, к смешанным — содержащие нефтяной и синтетический ком­поненты. В зависимости от области применения различают: моторные масла, используемые в поршневых ДВС; газотурбинные (реактивные) масла —для смазки газотурбинных установок; трансмиссионные мас­ла — для смазки зубчатых передач различных типов, а также неко­торых других подвижных элементов (шкворней, шарниров и пр.); индустриальные масла — для смазки промышленного оборудования и приборов. Существуют масла специального назначения, предназна­ченные для использования в конкретных областях машиностроения (компрессорные, трансформаторные, холодильные и т.п.).

Экономика и ряд конструкторско-технологических решений, используемых в современном машиностроении, приводят к необ­ходимости стирания различий между разными маслами — их унификации. Например, в некоторых моделях переднеприводных ав­томобилей и для двигателя, и для трансмиссии используют одно и то же моторно-трансмиссионное масло.

Свойства смазочных материалов должны в максимальной степени удовлетворять требованиям, предъявляемым при их использовании в двигателе, а также при хранении и транспортировке.

В общем случае к смазочным материалами предъявляют следу­ющие требования: наличие смазочных свойств (т.е. сочетания антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств); минимальная зависимость вязкости и других физических показателей от температуры (вязкостно-температурные и депрессорные свойства); способность сохранять показатели качества как при хранении, так и при работе в двигателе в заданных эксплуатационных условиях в течение возможно большего времени эксплуатации (стабильность масла); способность защищать конструкционные материалы от кор­розии (антикоррозионные и консервационные свойства); способность предотвращать образование отложений в двигателе (моюще-диспергирующие и промывочные свойства); способность отводить теплоту и продукты износа от деталей двигателя и уплотнять зазоры между поверхностями трения. Наряду с этим смазочные материалы должны удовлетворять экологическим требованиям (минимальная токсичность и пожарная безопасность) и обладать высокой эко­номической эффективностью. В зависимости от конкретного вида смазочного материала этот перечень может быть изменен или до­полнен.

Применение моторных масел позволяет широко и целенаправ­ленно изменять физико-химические свойства смазки, обеспечивать отвод теплоты и продуктов износа от поверхности трения, эф­фективно регулировать подачу смазочного вещества к узлу трения и т.д.

Следует указать на одну важную самостоятельную функцию мо­торного масла: кроме отвода теплоты, возникающей при трении, оно в ряде случаев (особенно в высокофорсированных двигателях) дол­жно отводить от поршня и частично от колец и цилиндра двигателя теплоту, передаваемую им при сгорании топлива (в масло может передаваться до 10 % теплоты от общего тепловыделения в двига­теле). Для обеспечения отвода теплоты масло должно постоянно прокачиваться (циркулировать) в зазорах между поверхностями трения или по охлаждаемым поверхностям. Прокачиваемость масла определяется его расходом через узел трения. При уменьшении прокачиваемости возникает вероятность возникновения «масляного голодания» узла трения.