§ 6.1. Смазочные свойства масел
Под смазочными свойствами масел понимают сочетание их антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств. По современным воззрениям смазочные свойства масла проявляются в трех аспектах: механическом, физическом и химическом. Механический аспект, проявляющийся при гидродинамическом режиме смазки, характеризуется наличием между трущимися поверхностями слоя масла, обладающего объемными свойствами. Физический аспект, проявляющийся при граничном режиме смазки, заключается в способности масла образовывать на поверхностях трения адсорбированные пленки. Химический аспект заключается в способности масла образовывать на поверхностях трения хемосорбированные пленки.
Базовые нефтяные масла, как правило, не удовлетворяют по смазочным свойствам требованиям, предъявляемым современными ДВС. Для усиления смазочных свойств моторных масел в них вводят антифрикционные, противоизносные и противозадирные присадки. В качестве антифрикционных присадок используют олеиновую и стеариновую кислоты, эфиры различных кислот и др. Эти присадки добавляют к маслам в количестве 0,5 — 2,0%.
Противоизносные и противозадирные присадки обладают способностью образовывать на трущихся поверхностях адсорбированные и хемосорбированные пленки, а также сглаживать микровыступы на этих поверхностях. Механизм действия таких присадок заключается в образовании прочных, главным образом хемосорбированных, граничных пленок, обеспечивающих «мягкое» изнашивание поверхностей трения благодаря созданию на них тонкого слоя продуктов химического взаимодействия вещества присадок с металлом. Механические свойства этого слоя существенно отличаются от свойств металла. В зависимости от свойств хемосорбированного слоя различают пластическодеформирующие и изнашивающие присадки. Образующиеся под действием высоких температур, возникающих в зоне контакта поверхностей, продукты распада присадок первого типа, соединяясь с металлом, образуют вещество, имеющее меньшую по сравнению с ним температуру плавления. В результате в этой зоне микрошероховатости пластически деформируются — сглаживаются (без существенного механического износа), удельное давление и собственно выделение теплоты и температура в зоне контакта уменьшаются. Реакция, определяющая распад присадок и возникновение пластического деформирования, прекращается. При появлении новых контактов она возобновляется в соответствующих зонах, т.е. процесс пластического деформирования имеет место только в зонах высоких нагрузок — он обладает избирательностью по нагрузке.
Изнашивающие присадки образуют на контактирующих микрошероховатостях соединения, имеющие прочность меньше прочности основного металла, что обеспечивает их механическое отделение от металла —«выглаживание» поверхности с последующим удалением продуктов износа из зазора с циркулирующим маслом. Этот процесс происходит постоянно, в течение всего времени работы двигателя, что приводит к повышенному износу поверхностей трения. Поэтому по сравнению с изнашивающими присадками более перспективны пластически-деформирующие антизадирные присадки, обеспечивающие практически безызносное избирательное сглаживание микрошероховатостей.
В качестве компонентов присадок используют органические соединения, содержащие серу, хлор и фосфор, которые могут реагировать со сталью, образуя на поверхности трения пленки хлоридов, сульфидов и фосфидов железа. Хорошими противоизнос-ными свойствами обладают дитиофосфаты некоторых металлов, например цинка.
Высококачественные перспективные присадки наряду с противоизносными обладают хорошими антифрикционными свойствами, благодаря чему снижаются потери на трение и повышается топливная экономичность двигателя. Такие присадки называются высокотемпературными антифрикционными присадками (за рубежом их называют модификаторами трения). Они представляют собой коллоидные дисперсии нерастворимых в масле твердых смазок (дисульфида молибдена, графита и др.). Например, присадка «Моликот», содержащая коллоидную дисперсию дисульфида молибдена MоS2 в минеральном масле (степень дисперсности дисульфида молибдена не более 1 мкм); MоS2 относится к группе твердых смазок, имеющих слоистое строение. Благодаря высокой адгезионной способности к металлическим поверхностям MоS2 оказывается особенно эффективным в режиме граничного трения. Присадка с этим соединением обеспечивает снижение износа деталей двигателя при отрицательных температурах и в условиях «масляного голодания» Установлено, что использование таких присадок наряду с уменьшением потерь на трение снижает износ (в частности, износ поршневых колец уменьшается до 40 %). Недостатком MоS2 является возможность потери стабильности его коллоидной дисперсии в масле с выделением в осадок или осаждение в фильтрующих элементах (поэтому введение присадок в кустарных условиях не дает ожидаемого эффекта); MоS2 проявляет повышенную коррозионную агрессивность по отношению к ряду конструкционных материалов. Для устранения этих недостатков разработан комплекс стабилизирующих присадок и ингибиторов.
Перспективны комплексные антифрикционные и противоизносные присадки на основе маслорастворимых молибденоорганических соединений (например, дитиофосфат или триоксид молибдена). Отечественной промышленностью выпускается автопрепарат такого вида — «Экомин». Использование присадок с молибденоорганическими соединениями на 3—5% повышает экономичность и в 1,3—1,5 раза уменьшает износ двигателя.
К принципиально новым методам снижения потерь на трение и износ двигателя относится введение в моторное масло добавок тонкодисперсных твердых смазочных материалов на основе полимеров и мягких металлов.
В качестве примера такой добавки назовем смесь мелкодисперсных порошков серебра, углерода, карбида кадмия и высокоэффективного антифрикционного материала политетрафторэтилена (заливается непосредственно в двигатель в свежее горячее моторное масло в соотношении 1:5). Добавка образует с маслом суспензию, которая «обволакивает» поверхностные микронеровности, за пробег приблизительно 5000 км создает на внутренних поверхностях двигателя механически и химически устойчивую пленку (толщиной 1 —2 мкм), существенно повышающую антифрикционные, противоизносные и противозадирные свойства этих поверхностей, а также эффективно способствующую улучшению герметизации зазора между ними. При разрушении пленки она быстро восстанавливается. Однократной обработки двигателя такой добавкой достаточно на весь его моторесурс. По имеющимся данным при этом обеспечивается повышение мощности и топливной экономичности двигателя на 5 —7 % при уменьшении износа на 15—26%.
Известны добавки, обеспечивающие восстановление изношенных поверхностей трения — безызносное трение. Одной из таких добавок является дисперсия микрочастиц меди, цинка, серебра и некоторых других веществ в масле. Осаждаясь в зонах наибольшего фрикционного взаимодействия поверхностей трения, микрочастицы оптимально компенсируют увеличение зазоров, образовавшихся в результате износа, и обеспечивают тем самым эффект «безызносного» трения. Недостатком таких добавок является возможность выпадения твердой смазки в осадок, поэтому дальнейшей перспективой является использование маслорастворимых соединений твердых смазок, образующих с моторным маслом устойчивые растворы.
Оценку смазочных свойств масел выполняют лабораторными испытаниями, квалификационными методами испытаний в реальных узлах двигателей или эксплуатационными испытаниями.
Лабораторные методы оценки смазочных свойств дают результаты, в ряде случаев значительно расходящиеся с эксплуатационными данными, вследствие чего эти методы используют только для предварительного подбора масел. Наиболее распространенные лабораторные испытания проводятся на четырехшариковой машине трения (рис. 6.1), которая является прибором, включающим в себя в качестве основного элемента узел трения — пирамиду из четырех контактирующих друг с другом стальных шариков. Три нижних шарика пирамиды закреплены в чаше с испытуемым смазочным материалом; верхний шарик, закрепленный во вращающемся шпинделе машины, прижимается к нижним с определенным усилием. Шарики не должны проворачиваться в ходе испытаний, при которых определяют силу трения, износ шариков, индекс задира, критическую нагрузку, нагрузку сваривания и пр. Индекс задира характеризует способность смазочного материала уменьшать повреждения трущихся поверхностей из-за задира. Критическая нагрузка характеризует способность смазочного материала предотвращать задиры трущихся поверхностей. Нагрузка сваривания характеризует предельную работоспособность смазочного материала в условиях испытания.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив