§ 6.7. Обкаточные свойства масел
Эксплуатационная надежность и долговечность двигателя в значительной степени определяются качеством его обкатки, при которой происходит приработка поверхностей трения, изменяется их микрогеометрия, микротвердость и маслоемкость и другие важные изменения, обусловливающие надежность двигателя. От свойств масла зависит качество и длительность приработки деталей. Большая длительность обкатки неприемлема в условиях массового производства.
Экспериментами установлено, что благодаря хорошим охлаждающим свойствам и высокой текучести маловязких масел процесс обкатки при использовании таких масел можно сократить. Однако вследствие характерной для этих масел малой несущей способности граничной пленки увеличивается вероятность задиров поверхностей трения. При увеличении вязкости масла возрастают силы трения и тепловыделение по трущимся поверхностям, что приводит к необходимости вводить щадящие режимы обкатки и соответственно увеличивать ее продолжительность. Поэтому для обеспечения качественной и эффективной обкатки двигателей необходимо использовать специально подбираемые обкаточные (приработанные) масла. Такие масла обладают высокими моющими, диспергирующими, антиокислитсльными и антикоррозионными свойствами наряду со способностью обеспечивать интенсивную приработку трущихся поверхностей. Для повышения этой способности в масла вводят обкатанные присадки, включающие в себя поверхностно-активные вещества на основе серы, хлора, фосфора, жирных кислот и пр.
Масло с поверхностно-активными присадками интенсифицирует срезание микрошероховатостей вследствие снижения твердости в деформируемой зоне. В дальнейшем в результате улучшения микроструктуры поверхностей износ снижается.
К специальным требованиям, предъявляемым к обкаточным маслам, относятся также сохранение стабильности при высокооборотном центрифугировании и попадании воды в масло (эти требования связаны с особенностями работы централизованных стендовых поточно-циркуляционных масляных систем). После завершения обкатки двигатели в зависимости от их дальнейшего использования заправляют консервационным или рабоче-консервационным маслом.
Контрольные вопросы
1. Как повысить противозадирные свойства масла? 2. Какими методами можно повысить надежность запуска холодного двигателя? 3. Чему должен быть равен теоретический температурный коэффициент вязкости масла, обладающего наилучшими вязкостно-температурными характеристиками? 4. На какие характеристики двигателя влияют депрессорные свойства масла? 5. Какой вид масла следует использовать в двигателе комбайна?
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив