§ 1.3. Очистка нефтепродуктов
Для удаления вредных примесей нефтепродукты подвергают очистке, которая является важным условием обеспечения высоких эксплуатационных качеств ТиС.
Кислотная очистка заключается в обработке нефтепродуктов 96 — 98 %-ным раствором серной кислоты. При реакции с кислотой асфальтосмолистые вещества и нафтеновые кислоты образуют продукты, выпадающие в осадок. Различают кислотно-щелочную и кислотно-контактную очистку. При кислотно-щелочной очистке после реакции с кислотой полуфабрикат нейтрализуют натриевой щелочью с дальнейшей промывкой водой и просушиванием горячим воздухом. Недостаток этого способа заключается в том, что при промывке водой образуются устойчивые, трудно разрушаемые эмульсии и соли, поэтому в ряде случаев применяют кислотно-контактную очистку, при которой удаляются смолистые вещества и непредельные углеводороды. Эта очистка заключается в последовательной обработке полуфабриката серной кислотой и адсорбционной очистке. Для повышения качества кислотной очистки обработку нефтепродукта серной кислотой проводят в пропановом растворе. Пропан уменьшает вязкость нефтепродуктов и растворимость в них смолисто-асфальтовых веществ, что увеличивает эффективность кислотной очистки.
Щелочная очистка (очистка натриевой щелочью) заключается в нейтрализации кислотных продуктов щелочью с образованием
нерастворимых в углеводородах или водорастворимых нейтральных
соединений. С помощью этой очистки из полуфабриката удаляют серу, кислородные (нефтяные кислоты, фенолы) и сернистые соединения.
Селективная очистка основана на избирательной растворяющей способности некоторых специально подбираемых органических жидкостей по отношению к различным типам углеводородов, содержащихся в нефтепродуктах. Этот способ наиболее эффективен для отделения нежелательных асфальтных и других компонентов, он позволяет получить моторные масла с улучшенными показателями по вязкости и стабильности и с пониженной склонностью к образованию отложений в двигателе. При селективной очистке улучшаются вязкостно-температурные свойства, уменьшается плотность и коксуемость нефтепродуктов.
Гидроочистка применяется для удаления сернистых, азотистых и кислородных соединений путем их восстановления водородом с образованием легко растворимых в воде веществ —сероводорода, аммиака и воды. Процесс ведут в присутствии катализатора при температуре 450 °С и давлении водорода 2 — 7 МПа. Для увеличения рентабельности процесса гидроочистки разработан метод разложения сероводорода с помощью сверхвысокочастотного электромагнитного излучения на составляющие элементы —серу, являющуюся ценным промышленным продуктом, и водород, который может быть использован для очистки следующей порции нефтепродуктов. Гидроочистку применяют для очистки моторных масел и дизельных топлив, для обессеривания сырья (гидрообессеривание).
Адсорбционная очистка (контактная очистка, очистка отбеливающими землями) основана на свойстве некоторых пористых минеральных веществ (адсорбентов) после соответствующей обработки адсорбировать содержащиеся в нефтепродуктах примеси. При этом виде очистки удаляют смолы, нафтеновые кислоты, кислородсодержащие соединения, сульфокислоты, остатки селективных растворите лей. В качестве адсорбентов применяют природные глины, силикагель, синтетические алюмосиликаты, активированную окись алюминия и др. При этой очистке удаляются вещества, обусловливающие темную окраску нефтепродуктов, поэтому этот способ называют также очисткой отбеливающими землями. Удаление с помощью контактной очистки больших количеств нежелательных веществ экономически нецелесообразно, поэтому эту очистку применяют в качестве заключительной обработки. Из других способов очистки нужно отметить депарафинизацию и ультрафильтрацию.
Депарафинизация применяется для удаления углеводородов с
высокими температурами застывания, главным образом парафинов.
Ультрафильтрация — перспективный метод разделения нефтепродуктов и удаления из них нежелательных примесей. В этом методе для разделения используют полупроницаемые перегородки (мембраны). Характеристики мембран подбирают таким образом, чтобы одни виды молекул, например очищаемого нефтепродукта, проходили через мембрану, другие —нежелательные примеси — задерживались ею. Разделение реализуется под действием градиента концентраций или химических потенциалов на поверхностях мембраны, выполненной из полупроницаемого материала. Этот материал состоит из тонкого (0,005 — I мкм) слоя специального полимерного материала, нанесенного на микропористую подложку. Предполагается, что в нефтехимических комплексах будущего подавляющее большинство процессов разделения газовых и жидких смесей 6yдет осуществляться с помощью мембранной технологии.
На рис. 1.3 представлена одна из возможных принципиальных схем переработки нефти на ТиС.
Контрольные вопросы
I. Перечислите физические отличия и возможного использования нефтяных
фракций с количеством атомов углерода и молекуле С8 и С28. 2. Как может быть выделена из нефти и использована нефтяная фракция с температурой кипения 420 °С? 3. При каких видах деструктивной переработки нефти практически исключено образование непредельных углеводородов и почему? 4. Почему в ПрИрОДНОЙ нефти отсутствуют непредельные углеводороды? 5. Предложите t способ выделения масел из гудрона.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив