§ 2.3. Горючая смесь
Количество воздуха l0 в горючей смеси, теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг топлива, называют стехиометрическим. Величина l0 [кг/кг топлива] может быть рассчитана по уравнению
(2.1)
где H, С и О—содержание в топливе в % (мас.) водорода, углерода и кислорода соответственно.
Из этого уравнения следует, что величина l0 зависит от элементного (чем больше доля водорода, тем больше l0) и от группового состава топлива. Потому значения l0 для топлив, имеющих различный состав, могут отличаться друг от друга. Значения l0 для некоторых топлив даны в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Топливо | Низшая теплота сгорания, кДж/кг | Стехиометрическое количество воздуха l0, кг/кг топлива | |
| топлива | горючей смеси |
|
Авиабензин | 44400 | 2800 | 14,9 |
Автобензин | 44400 | 2780 | 14,8 |
Дизельное топливо | 42700 | 2770 | 15,0 |
Этиловый спирт (этанол) | 26400 | 2760 | 9,0 |
Метиловый спирт (метанол) | 19000 | 2760 | 6,5 |
Бензол | 40000 | 2770 | 13,3 |
Метан | 50000 |
| 17,23 |
Бутан | 45400 | 2735 | 15,6 |
Пропан | 46000 | 2790 | 15,7 |
Водород | 120000 | 2880 | 27,7 |
Количество действительно потребляемого воздуха l может отличаться от стехиометрического. Отношение действительного количества воздуха к стехиометрическому называют коэффициентом избытка воздуха а
а = l/lо. (2.2)
Горючую смесь, имеющую а < 1, называют богатой; смесь, имеющую а > 1,— бедной. Соответственно при уменьшении происходит обогащение, а при увеличении а — обеднение смеси.
От величины а зависят скорость сгорания рабочей смеси и количество выделяющейся при этом теплоты. Из рис. 2.5 следует, что при значительном увеличении или уменьшении а скорость сгорания снижается, что в предельном случае может привести к прекращению горения смеси. Минимальную и максимальную концентрации топлива в смеси, при которых она может воспламеняться, называют концентрационными пределами воспламеняемости горючих смесей. Различают нижний и верхний концентрационные пределы, соответствующие предельным значениям обеднения и обогащения смеси, за которыми смесь не воспламеняется. Пределы воспламеняемости смеси зависят от вида топлива, состава и физических параметров смеси (температуры и давления) и характеристик источника воспламенения. Разность между нижним и верхним пределами воспламеняемости называют диапазоном воспламеняемости.
Наиболее широким диапазоном воспламеняемости обладает водород, что видно из приведенных ниже данных.
Таблица 2.2
Топливо | Пределы воспламеняемости горючей смеси по a при р=0,1 МПа, Т=+20 С | |
| нижний | верхний |
Авиабензин | 1,13 | 0,675 |
Автобензин | 1,10 | 0,650 |
Дизельное топливо | 1,05 | 0,82 |
Бензол | 1.11 | 0,798 |
Оксид углерода | 1,95 | 0,57 |
Водород | 8,7 | 0,32 |
Это, в частности, позволяет на двигателях, использующих водород в качестве топлива, применять качественный способ регулирования.
При увеличении температуры и давления горючей смеси диапазон воспламеняемости расширяется. Для устойчивой работы двигателя на различных режимах используемые топлива должны иметь возможно более широкий диапазон воспламеняемости. Особенно важно увеличить нижний предел воспламеняемости, определяющий возможность обеднения горючей смеси, а, следовательно, увеличения полноты сгорания и соответственно снижения расхода топлива и токсичности отработавших газов двигателя.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив