§ 2.2. Состав нефтяных топлив
Свойства топлив в определяющей степени зависят oт фракционного, элементного и группового составов входящих в них углеводородов, а также наличия и в топливах некоторых примесей.
Элементный состав топлива определяется видом и количеством входящих в него химических элементов. Для нефтяных топлив он в основном характеризуется элементным составом исходного сырья — нефти. От элементного состава зависят энергетические свойства топлива, которые оценивают его теплотой сгорания. Теплота сгорания водорода равна 120 МДж/кг, углерода — 33 МДж/кг. Отсюда, чем больше относительная масса водорода, содержащегося в топливе, тем выше его массовая теплота сгорания. Соответственно алканы (СnН2n+2) имеют большую теплоту сгорания (44 МДж/кг), чем нафтеновые (СnН2n) углеводороды (41 МДж/кг), а метан (СН4), содержащий наибольшую относительную массу водорода, обладает соответственно наибольшей теплотой сгорания (49 МДж/кг) среди всех углеводородных топлив.
Фракционный состав (ФС) топлива характеризуется количеством (в процентах по объему) содержащихся в нем отдельных фракций. ФС определяют путем перегонки топлива в специальном приборе (рис. 2.1). При перегонке фиксируют температуры начала кипения, пере гонки 10, 50 и 90 или 96 % (об.) топлива, а также конца кипения. Соответствующие температуры обозначают индексами , , , , и .
За температуру принимают температуру пара, соответствующую падению в холодильник первой капли конденсата. За температуру бензина принимают ту максимальную температуру, при которой ртутный столбик термометра останавливается на некоторой высоте, а после этого начинает опускаться. За дизельных топлив принимают температуру 96 % выкипания. После конца кипения остается невыкипевший остаток — остаток в колбе. При оценке фракционного топлива по судят о присутствии наиболее легкокипящих фракций, по — об их количественном содержании, по — о средней испаряемости топлива и по (или ), а также по — о содержании высококипящих фракции. Среднеобъемная температура кипения топлива — рассчитывается по зависимости
По полученным данным строят кривую перегонки (разгонки) топлива (рис. 2.2), которая в целом может быть охарактеризована углом наклона в градусах на 1 % (об.) разгонки:
O = (t90% - t10%)/80.
При перегонке бензинов невозможно определить количество наиболее легкокипящих фракций, присутствие которых влияет на эксплуатационные свойства топлива, поэтому в нормативные требования к бензинам вводят контрольный параметр — давление насыщенных паров при температуре +38 °С. По температурам перегонки можно косвенно судить о давлении насыщенных паров — чем ниже и , тем выше давление насыщенных паров.
Групповой состав топлива определяется группами (классами) входящих в него углеводородов. В общем случае в состав топлива входят углеводороды, присутствующие в нефти (алканы, цикланы, ароматические углеводороды), могут находиться химически нестабильные непредельные углеводороды (олефины и диолефины), которые отсутствуют в природной нефти и образуются при химической переработке нефтепродуктов (например, при крекинге).
Большое влияние на качество топлива оказывают перешедшие в него из нефти некоторые гетероорганические соединения, вода и механические примеси. Вследствие относительно большой молярной массы и соответственно высоких температур кипения присутствие гетероорганических соединений характерно для дизельных топлив — это сернистые соединения, органические кислоты и смолисто-асфальтовые вещества. Влияние отдельных гетероорганических соединений изложено ниже при рассмотрении конкретных свойств топлив.
По техническим условиям наличие в топливе воды не допускается. Вода в значительной степени ухудшает ряд его эксплуатационных свойств (повышает коррозионную агрессивность и склонность к образованию отложений, ухудшает химическую стабильность, смазывающие и противоизносные свойства и пр.).
Кристаллы льда, образующиеся при замерзании воды, забивают трубопроводы и фильтры системы топливоподачи, уменьшая количество топлива, подаваемого в двигатель (рис. 2.3). Отложения кристаллов льда в жиклерах нарушают работу топливодозирующих устройств.
С некоторыми видами углеводородов, входящих в состав нефтяных топлив, вода при отрицательных температурах может образовывать ассоциированные комплексы. Объем образующейся при этом кристаллической массы увеличивается более чем в 2 раза. Вода попадает в топливо при его хранении, перевозке, заправке и эксплуатации автомобиля (отмечено, что практически полностью обезвоженное топливо при хранении быстро насыщается водой). При обычных условиях содержание воды в топливе по абсолютной величине не превышает 0,03% (маc.) при 20°С и изменяется при изменении атмосферных условий (влажности, температуры, давления).
Топливо соприкасается с водой вследствие конденсации ее паров из атмосферного воздуха на стенках топливных баков и поверхности жидкости в баке. Пары воды насыщают массу топлива вследствие диффузии. Способность вещества поглощать воду называется гигроскопичностью. С повышением температуры топлива (рис. 2.4), снижением относительной влажности воздуха и давления гигроскопичность топлива уменьшается. При изменении условий часть растворенной воды выделяется из топлива в виде эмульсии. Эмульсия может расслаиваться с образованием слоя воды в свободном состоянии. Эти три состояния (раствор, эмульсия, свободное состояние) могут переходить друг в друга при изменении метеорологических и эксплуатационных условий. Образование эмульсии облегчается, а ее устойчивость увеличивается в присутствии поверхностно-активных веществ, которые, адсорбируясь на поверхности капель, препятствуют их слиянию. В топливе такими веществами являются нафтеновые кислоты и смолистые вещества. С утяжелением фракционного состава топлива растворимость в нем воды уменьшается.
Основным источником механических примесей в топливе является атмосферная (почвенная) пыль. В зависимости от условий хранения, транспортирования и применения содержание в топливе механических примесей может достигать 400 г/т (в особо запыленных районах). Размеры частиц в основном равны 10 — 60 мкм. Частицы менее 60 мкм в топливе невооруженным глазом не различимы.
Механические примеси ухудшают прокачиваемость топлива в системе топливоподачи, служат основой для образования смолистых отложений и нагара, ведущих к нарушению нормальной работы двигателя, интенсифицируют механический износ и коррозию конструкционных материалов. Особенно большой вред наносят механические примеси системам топливоподачи дизелей, вызывая повышенный износ прецизионных пар топливного насоса и форсунок, потерю герметичности форсунок, подтекание топлива в цилиндр двигателя, засорение и эррозионный износ отверстий распылителей. В соответствии со статистическими данными от 30 до 95 % отказов дизелей в эксплуатации происходит из-за системы топливоподачи. В стандарты на дизельные топлива введен показатель, характеризующий наличие в топливе загрязнений (механических примесей, воды, натриевых мыл, нафтеновых кислот и смол) — коэффициент фильтруемости Кф. Этот коэффициент определяют по степени загрязнения (забивки) стандартного бумажного фильтра при протекании через него топлива. Большие значения Кф соответствуют наличию большего количества загрязнений.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив