§ 4.1. Жидкие нефтяные топлива
В существующей нормативной документации на жидкие нефтяные топлива имеется четкое разделение этих топлив на бензины и дизельные топлива.
При анализе показателей качества топлив необходимо учитывать, что групповой состав топлив одной и той же марки может значительно отличаться (в зависимости от вида используемого сырья и технологии его переработки), однако все контрольные показатели должны удовлетворять нормам, предусмотренным стандартами.
Ассортимент бензинов. Отечественные товарные бензины представляют собой смесь углеводородов, выкипающих в диапазоне температур от 35 до 195 °С, полученных при прямой перегонке, каталитическом риформинге, термическом и каталитическом крекинге с высокооктановыми компонентами и присадками. Бензины имеют марку, состоящую из буквенного и числового индексов. Буквенный кодекс указывает тип двигателя, для которого предназначен бензин (А — автомобильный, Б — авиационный); числовой — октановое число бензина. В бензинах марок АИ-93, АИ-95 и АИ-98 буква «И» означает, что октановое число определено по исследовательскому методу (в остальных бензинах октановое число определено по моторному методу). В марке бензина отсутствует указание на его вид (зимний или летний), но в период с 1 апреля по 1 октября изготавливают бензины летнего вида, с 1 октября по 1 апреля — зимнего. Показатели качества на бензины, применяемые в качестве топлива для карбюраторных автомобильных и мотоциклетных двигателей, представлены в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Показатели качества
| Норма для марки бензина | ОСТ 38 019-75
| |||||||
ТУ 38 001307
| ГОСТ 2084-77 | ||||||||
А-66 | А-72 | А-76* | А-76 | АИ-93* | АИ-93 | АИ-98* | АИ-98 | АИ- «Экст- ра» | |
Детонационная стойкость ОЧМ, не менее | 66
| 72 | 76 | 76
| 85 | 85 | 89 | 89 |
|
ОЧИ, не менее | Не нормируется | 93 | 98 | 98 | 98 | 95 | |||
Масса свинца, г, на 1 кг бензина, не более | 0,60 | - | - | 0,24 | - | 0,5 | - | 0,5 | - |
Фракционный состав tн.к., °С, не ниже: |
| ||||||||
летнего вида | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 |
Зимнего» | Не нормируется | ||||||||
t10 % не выше, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 35 | 35 | 35 |
|
|
|
| 35 | 30 |
летнего вида | 79 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
Зимнего» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t 50% не выше, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
летнего вида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зимнего» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t н.к. не выше, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
летнего вида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зимнего» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1.5 | 1,5 |
Остаток + потери, %, не более | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3,5 | 4,0 |
Давление насыщенных паров, ГПА:
|
| ||||||||
летнего вида | 666 | 666 | 666 | 666 | 666 | 666 | 666 | 666 | 533 |
Зимнего» | 666-933 | ||||||||
Кислотность, мг КОН на 100 мл бензина, не более | 3,0 | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 0,8 | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 |
Концентрация фактических смол, мг на 100 мл бензина, не более | 7 | 5 | 3 | 5 | Отсутствует | 5 | 3 | 5 | 3 |
Индукционный период на месте производства, мин, не менее | 450 | 600 | 1200 | 900 | 1200 | 900 | 1300 | 900 | 600 |
Массовая доля серы, %, не более | 0,15 | 0,12 | 0,02 | 0,1 | 0,01 | 0,1 | 0,05 | 0,1 | 0,05 |
Цвет | Зеленый | — | — | Желтый | — | Оран жевый | - | Синий | - |
Примечание. Индексом * отмечены бензины, выпускавшиеся с Государственным знаком качества. В этих бензинах отсутствуют токсичные антидетонационные присадки (ТЭС или ТМС). Их детонационная стойкость обеспечена добавлением высокооктановых компонентой (например, алкилбензола или изопентана).
Во всех марках бензинов должны отсутствовать водорастворимые кислоты и щелочи, вода и механические примеси. ГОСТ допускает вырабатывать бензины, предназначенные для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % — не выше 120 °С.
Допускается также для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, tкк бензина марок А-76, АИ-93 и АИ-98 летнего вида — не выше 205 °С; бензина марок А-76 и АИ-93 зимнего вида — не выше 105°С
Гарантийный срок хранения бензинов всех марок устанавливается пять лет со дня изготовления. По истечении гарантийного срока хранения бензин должен быть проверен на соответствие требованиям стандарта. В пределах гарантийного срока хранения допускается увеличение: температур t10% на 1 °С, t50%, t 90% и tкк — на 2 °С; остатка в колбе — на 0,30 %.
Для всех марок бензинов установлены температуры самовоспламенения 286—370 °С, вспышки (—27 —39)°С. Взрывоопасная концентрация паров бензина в смеси с воздухом — 6 %; предельно допустимая концентрация паров бензина в воздухе 10-4 кг/м3 . В городах и районах СССР, где запрещено применение этилированных бензинов, используют соответствующие марки, не содержащие ТЭС.
Все этилированные бензины для предупреждения об их токсичности окрашивают.
Бензин А-66 предназначен для использования в двигателях с низкими степенями сжатия и малой тепловой напряженностью. Производство этой марки бензина сокращается за счет увеличения доли бензинов А-76 и АИ-93.
Бензин А-72 применяют для двигателей с относительно более высокой степенью форсирования. Характерной особенностью этого бензина является отсутствие ТЭС, что позволяет использовать его для различных технологических работ.
Бензин А-76 представляет собой бензин А-72, у которого октановое число повышено за счет введения этиловой жидкости или добавления высокооктановых компонентов. Этот бензин является
основным топливом для современных двигателей грузовых автомобилей.
Бензин АИ-93 используют как массовое топливо для современных легковых автомобилей и для форсированных двигателей грузовых автомобилей. Неэтилированный бензин АИ-93 содержит значительное количество высокооктановых добавок — до 28 % алкилбензола и до 7 % бутан-бутиленовой фракции.
Бензин АИ-98 получают путем введения этиловой жидкости в неэтилированный бензин АИ-93. Бензины АИ-95 и АИ-98 являются перспективным топливом для легковых автомобилей высшего класса. Эти автомобили предназначены для использования в условиях гаражного хранения, поэтому для бензинов АИ-95 и АИ-98 не предусмотрено наличие зимнего сорта.
Во все современные бензины добавляют антиокислительные присадки.
Для справки в приложении II приведены некоторые сведения по авиационным бензинам.
Относительно большое количество находящихся в эксплуатации марок бензина усложняет материально-техническое обеспечение автотранспорта. В перспективе предполагается иметь две марки массовых бензинов: одну для грузовых автомобилей (ОЧИ 80 или 82) и другую для легковых (ОЧИ 90 или 93). Для использования в высокофорсированных двигателях в ограниченных количествах будет выпускаться бензин ОЧИ 95 или 98. В этих бензинах возможна замена ТЭС на ТМС и применение эффективных выносителей, а также обеспечено более равномерное распределение октанового числа по фракциям, благодаря чему уменьшается влияние фракционирования во впускном трубопроводе и соответственно увеличится ФОЧ.
Повышение качества бензинов идет в направлении расширения использования в них высокоэффективных компонентов, получаемых передовыми технологическими методами: каталитическим риформингом, синтезом углеводородных газов, алкилированием и т.п.
Современная технология переработки нефти позволяет изготовять значительные количества высокооктановых неэтилированных бензинов. Несмотря на относительно более высокую стоимость таких бензинов, их применение экономически целесообразно, так как позволяет существенно увеличить ресурсы и топливную экономичность iпитателя наряду с уменьшением загрязнения окружающей среды отработавшими газами.
Ассортимент дизельных топлив.
Отечественные товарные дизельные топлива представляют собой прямогонные фракции нефти, выкипающие в диапазоне температур 180—360 °С.
Требования к качеству товарных топлив, используемых для быстроходных дизелей и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, регламентированы ГОСТ 305—82 (табл. 4.2).
Таблица 4.2.
Показатель | Марка | ||
| Л | 3 | А |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав, %, (об.): |
| ||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше | 280 | 280 | 255 |
96 % перегоняется при температуре, °С, не выше (конец перегонки) | 360 | 340 | 330 |
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2 /с | 3,0 — 6,0 | 1,8 - 5,0 | 1.5 — 4,0 |
Температура застывания, °С, не выше для климатической зоны: |
|
|
|
умеренной | — 5 | —25 | - |
холодной | - | —45 | —55 |
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: |
|
|
|
умеренной | —5 | —25 | - |
холодной | - | —35 | - |
Содержание серы, % (масс.), не более: |
|
|
|
в топливе вида I | 0,2(0,2) | 0,2(0,2) | 0,2(0,2) |
в топливе вида II | 0,5 | 0,5 | 0,4 |
Содержание фактических смол, мг/100 мл, не более | 40(25) | 30(25) | 30(25) |
Плотность при 20 °С, кг/м3 , не более | 860 | 840 | 830 |
Примечание: Величины показателей, указанных в скобках, даны для топлив, выпускавшихся со Знаком качества.
Для всех марок топлива, выпускаемых по данному ГОСТУ, предусмотрено: содержание меркаптановой серы — не более 0,01 % (масс.); кислотность — не более 5 мг КОН/100 мл; зольность — не более 0,01; коксуемость 10 %-ного остатка — не более 0,30; коэффициент фильтруемое™ — не более 3; испытания на медную пластину — выдерживает, механические примеси; вода, водорастворимые кислоты и щелочи, сероводород — отсутствуют.
Все рассмотренные топлива обладают высокой стабильностью — для них установлен гарантийный срок хранения 5 лет. Для обеспечения заданного цетанового числа разрешается введение в топливо до 1 % изопропилнитрата.
Для уменьшения коррозии двигателей, использующих топлива по ГОСТ 305—82, эти топлива разделяют (с указанием в паспорте) на два вида: первый — с содержанием серы до 0,2; и второй — с содержанием серы до предельных норм ГОСТ. Топлива второго вида разрешается применять только в двигателях, использующих моторные масла с высокой щелочностью (что уменьшает коррозию металла сернистыми соединениями).
Дизельные топлива делят на арктические, зимние и летние. Арктическое топливо (А — арктическое) используют при температуре воздуха не ниже —50 °С. Зимнее топливо (3 — зимнее) в зависимости от климатической зоны использования вырабатывается двух видов: для умеренной зоны (tзаст — 35 °С), применяется при температуре воздуха не ниже —20 °С и для холодной зоны (tзаст —45 °С), применяется при температуре воздуха не ниже —30°С. Летнее топливо (Л —летнее) — при температуре воздуха выше 0°С.
ГОСТ 305—82 допускает на период сельскохозяйственных работ с 1 апреля по 1 сентября (для южных районов с 1 января по 1 октября) при температуре не ниже 5 °С применять топливо с температурой застывания не выше 0 °С.
В условное обозначение всех марок топлива включено указание массовой доли серы. В обозначение топлива летней марки включена также температура вспышки, а зимнего — температура застывания. Например, Л-0,2-40 топливо летнее с содержанием серы не более 0,2 % (мае.) и температурой вспышки паров в закрытом тигле 40 °С.
Топлива ТЗ и ТЛ по ГОСТ 10489—63 предназначены для использования зимой и летом в быстроходных тепловозных и судовых дизелях и являются полноценными заменителями автотракторного дизельного топлива (могут применяться в течение неограниченного времени).
Для средне- и малооборотных дизелей вырабатывают топлива ДТ и ДМ по ГОСТ 1667—68 (табл. 4.3).
ДТ предназначено для дизелей, не оборудованных системой подготовки топлива, ДМ (мазут) —для судовых дизелей, оборудованных системой подготовки топлива.
Основные перспективы в улучшении качества дизельных топлив заключаются в широком применении гидроочистки и селективной депарафинизации. Гидроочистка позволяет получать из сернистых нефтей топлива, равноценные топливам, получаемым из малосернистых нефтей. При гидроочистке повышается термоокислительная стабильность и снижается коррозионная агрессивность топлив по отношению к медьсодержащим деталям.
Таблица 4.3
Показатели качества | Марка | |
ДТ | ДМ | |
Плотность при 20 °С, кг/м , не более | 930 | 970 |
Фракционный состав: до 250 °С перегоняется при, % (об.), не более | 15 | 10 |
Вязкость при 50°С кинематическая, мм /с, не более | 36 | 150 |
Коксуемость, % не более | 3,0 | 10,0 |
Зольность, %, не более | 0,04 | 0,15 |
Содержание серы, % (мас.), не более: |
| |
в малосернистом топливе | 0,5 | --- |
сернистом » | 1,5 | 3,0 |
механических примесей | 0,10 | 0,20 |
воды | 1,0 | 1,5 |
ванадия | 0,0)5 | 0,01 |
Температура, °С: |
| |
вспышки в закрытом тигле, не ниже | 65 | 85 |
застывания, не выше | 5 | 10 |
Применение селективной депарафинизации позволяет увеличить производство зимних сортов дизельных топлив, что, учитывая климатические особенности СССР, является важной народнохозяйственной задачей. В настоящее время освоено производство дизельных топлив с более высокими показателями, чем предусмотрено ГОСТ 305—82. Например, выпускается топливо ДС (дизельное северное) высшей категории качества, которое имеет цетановое число 52, содержание серы — не более 0,13 %, коксуемость 10 %-ного остатка — не более 0,033 %. Достаточно высокими показателями качества обладают экспортные топлива ДЛЭ и ДЗЭ (см. приложение III).
Перспектива широкой дизелизации автотранспортного парка Рос- j сии — массовый выпуск дизельных автомобилей КамАЗ, перевод на дизели автомобилей «Урал», ЗИЛ, КАЗ и ГАЗ, а также намечаемое, в перспективе, применение дизелей на отечественных легковых автомобилях — требует значительного увеличения ресурсов дизельных топлив. Одним из решений этой задачи является использование для дизелей топлив широкого фракционного состава (ШФС). Эти топлива состоят из дизельных и бензиновых фракций (примерно 40 % бензиновых и 60 % дизельных). Соответственно они обладают более низкой температурой начала кипения ( 60 °С) и лучшими низкотемпературными свойствами. Для получения топлив ШФС можно использовать газовые конденсаты.
Установлено, что работа дизелей на топливе ШФС по сравнению с обычным дизельным топливом позволяет получать пониженные j нагарообразование и износы деталей цилиндропоршневой группы, лучшую топливную экономичность, меньшую дымность и токсичность отработавших газов.
Переход на производство и применение дизельных топлив ШФС позволит расширить ресурсы летнего топлива для дизелей на 30—35 % и зимнего на 20—30 %, снизить себестоимость топлива на 15 % и капиталовложения в нефтеперерабатывающую промышленность на 35 %. Физико-химические свойства топлив ШФС-Л (летнего), ШФС-3 (зимнего) и ШФС-А (арктического) даны в табл. 4.4.
Таблица 4.4
Показатель | ШФС-Л | ШФС-3 | ШФС-А |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав, °С: |
| ||
температура начала перегонки, не ниже | 70 | 70 | 70 |
10 % перегоняются при температуре, не ниже | 100 | 100 | 100 |
50 % перегоняются при температуре, не выше | 250 | 250 | 250 |
96 % перегоняются при температуре, не выше | 360 | 360 | 360 |
Температура застывания, °С, не выше | -15 | —40 | —55 |
Температура помутнения, °С, не выше | —5 | —25 | —40 |
Содержание серы, %, не более | 0,15 | 0,16 | 0,1 |
в том числе меркаптановой, %, не более | 0,005 | 0,005 | 0,005 |
Вязкость кинематическая при температуре 25 °С, мм /с, в пределах | 1,8 — 3,5 | 1,6 - 3,0 | 1,4-2,5 |
Наличие в топливах ШФС бензиновых фракций обусловливает повышенную пожаро- и взрывоопасность и относительно низкое цетановое число. Дальнейшее расширение фракционного состава дизельных топлив (а следовательно, и их сырьевой базы) может осуществляться путем включения тяжелых фракций нефти с t9b% на 25—30 °С выше /96% стандартного дизельного топлива. Это позволяет на 2—4 % увеличить выход топливных фракций из нефти.
Показатели качества такого утяжеленного дизельного топлива даны в приложении III.
Наличие в утяжеленном топливе высокомолекулярных углеводородов обусловливает повышение температуры застывания на 5°С и увеличение коэффициента фильтруемости.
Возможно одновременное сочетание обоих способов расширения фракционного состава дизельных топлив: путем включения как облегченных (бензиновых), так и утяжеленных фракций, т.е. использование топлива с tН К = 60 — 80 °С и ?%%- 360 °С. Применение таких топлив обеспечивает дополнительное расширение сырьевой базы дизелизации.
Таблица 4.5
Показатели | Газовый конденсат | Дизельное топливо «Л» по ГОСТ 305-85 | ||
1 | 2 | 3 | ||
Цетановое число, не менее | 43 | 53 | 52 | 45 |
Фракционный состав, °С: |
| |||
начало кипения | 103 | 111 | 140 |
|
50 % перегоняется
| 151 | 201 | 208 | 208 |
96 % » | 250 | 350 | 345 | 360 |
Массовое содержание серы, %: |
| |||
общей | 0,02 | 0,02 | 0,02 | 0.5 |
меркаптановой | 0,0001 | 0,0001 | - | 0,01 |
Вязкость при 20°С, мм2 | 1,2 | 1,7 | 2,1 | 3,5 - 6,0 |
Другим перспективным источником дополнительных ресурсов топлива для дизелей является смесь углеводородов, конденсирующихся из природного и попутного нефтяного газов. Такие топлива называют газоконденсатными. На некоторых месторождениях содержание газоконденсатного топлива достигает 0,5 м /м газа. Громадные запасы газового конденсата имеются в европейской части СССР, Сибири и Средней Азии. Состав и физико-химические свойства газоконденсатного топлива зависят от месторождения и могут быть достаточно близки к дизельному топливу и реже к бензину. В табл. 4.5 приведено сравнение некоторых основных показателей газовых конденсатов различных месторождений со стандартным дизельным топливом. Из таблицы следует, что газовые конденсаты в основном отличаются облегченным фракционным составом, меньшей вязкостью и практически полным отсутствием серы (как общей, так и меркаптановой). Показатели товарного газоконденсатного топлива определены ТУ 51-28—81 «Топливо газоконденсатное широкофракционное для быстроходных дизелей» (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Показатель | Марка топлива | ||
Л | З | А | |
Цетановое число, не менее | 40 | 40 | 37 |
Фракционный состав, °С: |
| ||
начало кипения, не ниже | 80 | 70 | 70 |
t 50%, не выше | 250 | 250 | 250 |
t 96%, не выше | 360 | 360 | 360 |
Вязкость кинематическая при 20 °С, не ниже | 1,8 | 1.5 | 1.2 |
Температура застывания, °С, не выше | -15 | —40 | —55 |
Температура помутнения, °С, не выше | —5 | -25 |
|
Концентрация фактических смол, мг на 100 см ( не более | 40 | 30 | 30 |
Коэффициент фильтруемости, не более | 3 | 3 | 3 |
Это топливо получают прямой перегонкой газовых конденсатов и компаундированием после предварительной очистки полученных продуктов с товарными дизельными топливами (газовые конденсаты некоторых месторождений могут быть непосредственно использованы в качестве топлива). Облегченный фракционный состав газоконденсатного топлива определяет основные особенности его эксплуатации: повышение жесткости работы дизеля, уменьшение дымности отработавших газов и повышение пожаров взрывоопасности (температуры вспышки паров —5°С, самовоспламенения 250—370 С; диапазон взрывоопасных концентраций паров топлива с воздухом 1,4—8 % об.).
Контрольные вопросы
1. Какие эксплуатационные показатели двигателя улучшается при использовании бензином, выпускавшихся со Знаком качества - Какие требования к моторному маслу и почему предъявляют при использовании дизельных топлив второю вида? 3. Какой бензин (укажите марку) может храниться наиболее длительное время и почему? 4, Почему для дизельных топлив и зимних видов бензинов не нормирована величина tнк? 5. Топлива одной и той же марки могут иметь различные значения величины стехиометрического количества воздуха и теплоты сгорания. Почему и к каким последствиям это может привести? 6. Перечислите достоинства и недостатки топлив широкого фракционного состава (в сравнении с топливами по ГОСТ 305—82).
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив