§ 5.4. Состав и условия работы моторных масел
Свойства товарного моторного масла определяются составом и технологией переработки базового масла и функциональными свойствами присадок.
Смесь базового масла с присадкой не обязательно является истинным раствором. В масле наряду с отдельными молекулами присадки могут присутствовать более крупные скопления ее молекул — мицеллы.
Для изготовления практически всех современных моторных масел используют базовые нефтяные масла. Эти масла представляют собой тяжелые, вязкие нефтяные фракции с температурой кипения свыше 350 °С, плотностью 820 — 950 кг/м , практически нерастворимые в воде.
Нефтяные масла состоят из углеводородных молекул, содержащих 20 - 70 атомов углерода и обладающих молярной массой от 250 до 1000 и более.
Базовые нефтяные масла по способу изготовления делят на три вида: дистиллятные — получаемые путем очистки отдельных дистиллятов, отделяемых при перегонке мазута; остаточные — получаемые при переработке гудрона, и смешанные (компаундированные), получаемые смешением дистиллятных масел с остаточными.
Выбор базового масла определяется заданной величиной вязкости: для маловязких моторных масел используют дистиллятные, для средневязких — смешанные и для высоковязких — остаточные базовые масла. Дистиллятные масла обладают вязкостью при 100°С менее 11 мм2/с, остаточные — в диапазоне 15 — 22 мм /с.
Ряд важнейших свойств нефтяных масел зависит от их группового состава, который определяется происхождением (месторождением) нефти и технологией переработки нефтепродуктов. Следовательно, нефтяные масла одинаковой вязкости, но различного происхождения обладают неодинаковыми свойствами и для их выравнивания необходимо введение различных количеств и типов присадок.
Эффективность использования моторного масла определяется возможностью оптимизации его свойств в соответствии с условиями протекания рабочих процессов и особенностями конструкции двигателя.
При работе в двигателе моторное масло подвергается воздействию высоких температур и давлений в присутствии кислорода воздуха, воды, материалов (в первую очередь металлов), интенсифицирующих окисление масла, мелкодиспергированных продуктов износа и других инородных примесей. В этих неблагоприятных условиях масло должно сохранять в течение максимально возможного периода времени свои полезные свойства.
Одной из основных причин ухудшения этих свойств является окисление масла под действием высоких температур. Условно принято выделять в двигателе четыре основные зоны окисления масла.
Первая — низкотемпературная (температура масла до 150 °С) — включает в себя картерное пространство и систему смазки двигателя, а также циркуляционный бак и масляный радиатор. Интенсивность окисления масла в этой зоне минимальна.
Ко второй — среднетемпературной зоне (температура масла до 250 °С) — относят внутреннюю поверхность поршней, верхнюю часть шатуна и область между юбкой поршня и поверхностью цилиндра. В этой зоне помимо контакта с высокотемпературными поверхностями масло подвергается воздействию газов, прорывающихся из надпоршневого пространства.
Третья — высокотемпературная зона — расположена в кольцевом поясе поршней.
Наиболее неблагоприятные температурные условия работы масла соответствуют четвертой зоне — в надпоршневой поверхности цилиндра, где продукты сгорания топлива нагревают поверхностный слой масляной пленки на глубину 1 - 3 мкм до температуры 300 — 350 °С.
Каждая из этих зон характеризуется определенными, отличными от других режимами работы масла, влиянием на него механических и термохимических воздействий, а следовательно, и требованиями, предъявляемыми к свойствам моторных масел. Температура масла оказывает определяющее влияние на смазку и отвод теплоты от поверхностей трения в двигателе. Верхний предел температуры ограничен условиями сохранения несущей способности адсорбированной граничной пленки и обеспечения заданного теплового состояния деталей, охлаждаемых маслом. Нижний — ухудшением условий циркуляции масла в зазорах между поверхностями трения из-за повышения его вязкости. Особую остроту приобретает эта задача в условиях пуска и прогрева двигателя. Требования обеспечения запуска двигателя при низких температурах окружающей среды и минимального отрицательного влияния масла на материалы конструкции двигателя расширяют и углубляют объем требований, предъявляемых к маслам. В ходе химмологических исследований по улучшению свойств существующих и созданию новых моторных масел стремятся получить масла, которые можно применять зимой и летом — «всесезонные»; масла, равно пригодные как в бензиновых, так и в дизельных двигателях — универсальные масла, а также и в трансмиссиях автомобиля — моторно-трансмиссионные масла. Большое значение имеет получение масел, как можно дольше сохраняющих свои свойства при эксплуатации двигателей — долгоработающих масел.
Применительно к конкретным условиям работы масла в двигателе разделение трения на гидродинамическое, граничное, полусухое и сухое носит условный характер. На одних и тех же поверхностях в зависимости от конкретно сложившихся обстоятельств могут одновременно или последовательно существовать все эти три вида трения. Например, вблизи верхней и нижней мертвых точек скорость перемещения поршня мала и на поверхности гильзы цилиндра имеет место граничное трение, при достаточно высоких скоростях поршня (область середины цилиндра) — гидродинамическое трение. В зависимости от условий запуска и прогрева двигателя меняется режим подачи масла к поверхностям трения и на них могут возникать вес перечисленные виды трения (от полусухого до гидродинамического).
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив