§ 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
В соответствии с действующей в СНГ классификацией моторные масла разделяют на шесть групп в зависимости от типа двигателя и степени его форсирования (теплонапряженности) (табл. 7.1). Масла, входящие в эти группы, отличаются количеством и эффективностью присадок.
Масла группы А содержат минимальное количество антиокислительных и антикоррозионных присадок. Широкого использования в автотракторном двигателестроении они не имеют.
Масла группы Б содержат небольшое количество (3 — 5%) моющих, антиокислительных и антикоррозионных присадок. В этой группе наибольшее распространение получило масло М-8Б|, применяемое в некоторых автомобильных бензиновых двигателях.
Таблица 7.1
Группа масла по эксплуатационным свойствам | Рекомендуемая область применения | ||
A(SB) | Бензиновые автомобильные, тракторные и мотоциклетные нефорсированные двигатели | ||
B(SC/CA) | B1(SC) | Карбюраторны | Малофорсировапные |
| Б2(СА) | Дизельные | двигатели |
B(CD/CB) | B1(SD) | Карбюраторны | Среднефорсированные |
| B2(CB) | Дизельные | днигатели |
Г(SE/CC) | Г1(SE) | Карбюраторны | Высокофорсиро ванные |
| Г2(СС) | Дизельные | двигатели |
Д(СD) | — | Высокофорсированные дизели, работающие в тяже-лых условиях | |
E | - | Малооборотные дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом топливе с содержанием серы до 3,5 % |
Примечание. К карбюраторным двигателям относятся любые типы бензиновых двигателей.
Масла группы В получили наибольшее широкое применение в современных автотракторных двигателях. Они содержат моющие, антиокислительные, противокоррозионные и противопенные присадки в количестве от 4 до 7 %.
Масла группы Г предназначены для работы при высоких удельных давлениях и относительных скоростях пар трения. Масла этой группы содержат тот же комплекс присадок, что и в группе В, но в больших концентрациях (7 — 12 %).
Масла групп Д и Е предназначены для работы в дизелях при наиболее тяжелых эксплуатационных условиях. Содержание присадок в них достигает 18 — 25 %. Масла этих групп обладают высокой щелочностью.
Примечание. В связи с развитием экономических связей с зарубежными странами в табл. 7.1 и 7.4 в скобках для справки указаны группы и классы вязкости масел, эквивалентные отечественным маслам, н соответствии с принятой в США, Японии и странах Запада классификацией по вязкости — SAE и по уровню эксплуатационных свойств — APJ.
В табл. 7.2 приведены марки моторных масел по ГОСТ 17479.1-85.
Таблица 7-4
|
| Группы моторных масел |
|
| |||
А | I | ч | в | Г | Д | ||
| Б] | Б2 | B1 | в2 | П | Г2 | |
| М-6Бт |
| M-6BJ | -— | М-Б1 | — |
|
М-8А | M-8bi | М-8Б2 | M-HBi | М-8В2 | М-8П | М-8Г2 | М-8Д |
М-10А | М-10Б1 | М-ЮБ2 | M-lOBi | М-10В2 | М-10П | М-10Г2 | М-10Д |
--- | — | М-12Б2 | —- | М-12В2 | --- | М-12Г2 | М-12Д |
— | _ | М-14Б2 | — | М-14В2 | .—— | М-14Г2 | М-14Д |
_ | _ | М-16Б2 | — | M-t4B2 | --- | М-16Г2 | М-16Д |
20А |
| М-20Б2 | — | М-2ОВ2 |
| М-2ОГ2 | М-20Д |
--- | М-4.Я/8Б1 | М~4з/6Б1 | М-43/8В1 | M-4.V6B2 |
| ^—~ | --- |
_ | М-43/8Б1 | М-4з/8Бг | М-43/8В1 | М-43/8В2 | --- | ^~ |
|
| --- | --- | М-43/ЮВ1 | м- 4з/ЮВ2 | --- | ^— | --- |
--- | --- | --- | М-63/ЮВ1 | М-бз/ЮВг | М-6з/ЮГ1 | М-6з/ЮГ2 | --- |
В зависимости от температурных условий эксплуатации (сезонности применения) выпускают зимние, летние и всесезонные (загущенные) масла. Эти масла, как правило, имеют характеристики, показанные в табл. 7.3.
Таблица 7.3
Масло | Вязкость при 100 °С, мм с | Температура л-мванин, °с | Индекс ВЯЗКОСТИ |
Летние | 10 — 20 | — 15 | 90 |
Зимние | 6 — 8 | — (25 30) | 95 |
Всесезонные (загущенные) | — | -(35 45) | 95 |
Моторные масла маркируют в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств. В маркировке масел буква «М» означает моторное масло, цифра указывает класс вязкости. Связь между классом вязкости и величиной вязкости масла определяется данными габл. 7.4. Для обозначения загущенных масел после цифры вводится буква «з». Затем проставляется буква, обозначающая группу эксплуатационных свойств. буква «п» означает наличие присадок.
Класс вязкости | Вязкость при 100°С,мм /с | Вязкость при— 1«°С, мм /с. не более | Класс вязкости | Вязкость при 100°Смм /с | Вязкость при -18 °С, мм /с, не более | ||
не менее | небо-лее | не менее | небо-лес | ||||
Зз (5W) | 3,8 | — | 1250 | Зз/8 (5W/20) | 7,0 | 9t5 | 1250 |
43(1OW) | 4,1 | —- | 1260 | 43/6O0W/20) | 5,6 | 7,0 | 2600 |
5з (15W) | 5,6 | — | 6000 | 43/8 910W/20) | 7,0 | 9,5 | 2600 |
6з (20W) | 5,6 | — | 10 400 | 43/10U0W/30) | 9,5 | 11,5 | 2600 |
6(20) | 5,6 | 7,0 | -- | 53/10U5W/30) | 9,5 | 11,5 | 6000 |
8 (20) | 7,0 | 5,9 |
| 53/12(15W/30) | 11,5 | 13,0 | 6000 |
10 (30) | 9,5 | 11,5 | -- | 53/14(15W/4O) | 13,0 | 15,0 | 6000 |
12 (30) | 11,5 | 13,0 | — | 63/Ю (20W/30) | 9,5 | 11,5 | 10 400 |
14(40) | 13,0 | 15,0 | --- | 63/U (20W/40) | 13,0 | 15,0 | 10 400 |
16(40) | 15,0 | 18,0 | —- | 6з/16(2О\У/4О) | 15,0 | 18,0 | 10 400 |
20 (50) | 18,0 | 23,0 | --- |
|
|
|
|
Масла класса вязкости от 6 до 20 должны иметь индекс вязкости не менее 90, остальные — не менее 115.
В конце марки проставляется цифра I, если масло предназначено для бензиновых двигателей, и 2 — для дизелей. Такая дифференциация нужна вследствие того, что масла для дизелей и бензиновых двигателей содержат различные наборы присадок. Например, дизельные масла содержат в больших количествах моющие присадки, увеличивающие зольность моторного масла. Помимо этого высокая щелочность, свойственная дизельным маслам некоторых марок, отрицательно влияет на ряд материалов, используемых во вкладышах бензиновых двигателей.
Универсальные масла, рассчитанные на применение как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, обозначают буквой, соответствующей эксплуатационной группе масла без цифрового индекса. Для указания в маркировке масла его сезонности в конце шифра вводят букву «3» (зимнее) или «Л» (летнее). В некоторых случаях последняя буква показывает вид присадки, введенной в масло (масло M-14PiB содержит бариевую присадку). Буква «И» указывает, что в масле содержатся импортные присадки, например М-8Г1И.
Рассмотрим для примера расшифровку масла марки М-бз/ЮГь Буква «М» означает моторное масло, цифры 6з/Ю, характеризующие класс вязкости масла, указывают на то, что это масло имеет нязкость при —19°С не более 10400 мм2/с и при 100°С (10,5 ± 1,0) мм2/с. Индекс «з» означает, что это загущенное масло (с загущающими присадками), а индекс «П» показывает, что оно предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей.
В табл. 7.5 приведены физико-химические показатели, которым должны соответствовать моторные масла для бензиновых двигателей. Ниже даны характеристики этих масел.
Масло М-4з/6В1 (ОСТ 3801370 — 84) обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами. Применяется для двигателей, работающих на бензине А-76 с минимальной температурой холодного пуска до —30 С (зимнее масло для средней климатической зоны и всесезонное для средней).
Таблица 7.5
Продолжение табл. 7.5
Показател | Норма для марки масла | |||||
М-43/6В1 | М-8В1 (ГОСТ 1054 — 7S) | М-вВ1 (ТУ ЗЙ00134 — 82*) | м- 63/10В | м- 53/10Г1 | М- 6312П | |
Вязкость кинематическая, мм/с, при: |
| |||||
100 °С | 6,5 | 8 0,5 | 8 0,5 | 9,5-10,5 | 10— 11 | 12 |
о°с |
| 1200 | 1400 |
|
| to 400 |
—18 °С | нею— 2600 | --- | --- | 9000 |
|
|
—30 °С | 11 000 |
| —— | — |
|
|
Индекс вязкости, не менее | 125 | 85 | 85 | 115 | 120 | 115 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее | 5,5 | 4,0 | 4,0 | 5,5 | 5 | 7,5 |
Зольность сульфатная, %, не более | 1,3 | 0,95 | 1,3 | 1.3 | 0,9 | 1.3 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более | 1,0 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
|
|
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования, ч | 30 | |||||
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м , не более | 5 | 10 | 10 | 4 |
| Отсутствие |
Содержание активных элементов, %, не менее: |
| |||||
кальция | --- | 0,16 |
| — | 0,20 | 0,23 |
бария |
|
| 0,40 |
|
|
|
цинка |
| 0,09 |
|
| 0,12 | 0,10 |
фосфора |
| 0,09 | 0,02 |
|
|
|
Температура, °С: |
| |||||
вспышки в открытом тигле, не ниже | 165 | 200 | 200 | 190 | 200 | 210 |
застывания, не выше | —42 | —25 | -25 | —40 | —38 | —30 |
Степень чистоты, мг/100 гг не более | —. | 500 | 300 |
|
|
|
Содержание, %, не более: |
| |||||
механических примесей | 0,02 | 0,015 | 0,01 | 0,02 | 0,015 | 0,015 |
воды | Следы | |||||
Плотность при 20 °С, кг/м\ не более |
|
|
|
|
| |
Моторные испытания | Выдерживает | 900 | 905 | 890 | 900 | 900 |
* Данное масло имеет улучшенные эксплуатационные свойства по сравнению с мае лом M-8Bi по ГОСТ 1054 — 78.
Масло M-8Bi (ГОСТ 10541—78). Применяется всесезонно для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км. Рекомендовано к применению в качестве зимнего для среднефорсированных дизелей.
Масло M-8Bi (ТУ 38001344 — 82). Всесезонное масло для бензиновых двигателей, работающих на бензине А-76.
Масло М-6з/ЮВ (ДВ-АСЗ-ЮВ) (ОСТ 3801370 — 84) универсальное всесезонное масло для среднефорсированных двигателей, работающих на бензине А-76 с периодичностью замены до 18 тыс. км и среднефорсированных дизелей до 50 ч наработки.
Таблица 7.6
Показатели | Норма для марки масла | |||||||||
М-8В2 | М- 10В2 | М-8Г2 | М-10Г2 | М-8Г2К | М-ЮГгк | |||||
Вязкость, мм /с: |
| |||||||||
при 100 "С | 8 0,5 | 1 0,5 | 8 0,5 | И 0,5 | 8 0,5 | 11 0,5 | ||||
при 0 °С, не более | 1200 |
| 1200 | --- | 1200 | _ | ||||
Индекс вязкости, не менее | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | 90 | ||||
Массовая доля механических примесей. %, не более | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | 0,015 | ||||
Массовая доля воды, не более | Следы | |||||||||
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, "С, не ниже | 200 | 205 | 201 | 205 | 200 | 205 | ||||
Температура застывания, °С, не выше | -25 | -15 | -25 | -15 | —30 | — 15 | ||||
Коррозионцпсть на пластинках из свинца, г/м , не более | 10 | 10 | 20 | 20 | Отсут-ствие | - | ||||
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, но более | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,5 | 0,5 | ||||
Зольность сульфатная, %, не более | 1.3 | 1,3 | 1,65 | 1,65 | 1,15 | 1,15 | ||||
Цш.1! ил колориметре МИГ, единицы цнт | Но нормируется | Омрсдонмие обязательно | ||||||||
Плотность при 20 "С, г/см , не более | 0,900 | 0.400 | 0,900 | 0,900 | 0.900 | 0,900 | |||||
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
| |||||||||
кальция | 0,08 | 0,08 | 0,15 | 0,15 | 0,19 | 0,19 | ||||
бария | 0,18 | 0,18 | 0,45 | 0,45 | -- | — | ||||
цинка | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,06 | 0,05 | 0,05 | ||||
фосфора | 0,05 | 0,05 | 0,06 | 0,06 | 0,05 | 0,05 | ||||
Моторные испытания | Выдерживает | |||||||||
Степень чистоты, мг\ на 100 г масла, не более |
| 500 |
|
| 400 |
|
Примечания: 1. В механических примесях не допускается песок и другие абразивные вещества.
2. В период с 1 апреля по 1 сентября разрешается вырабатывать и сдавать для текущего потребления масла марок М-ЮГг с температурой застывания —20 °С.
3. Буква «к» обозначает, что масло предназначено для двигателей типа «КамАЗ».
Масло М-5з/ЮП (ТУ 38-1011080 — 86) предназначено для всесезонного применения (температурный диапазон эксплуатации 35 С) в форсированных двигателях, главным образом легковых автомобилей, работающих на бензине АИ-93.
Масло М — 6з/12П (ТУ 38 1011099 — 86) по области применения аналогично маслу М-5з/ЮГь но применяется в районах с более мягким климатом (температурный диапазон эксплуатации от —20 до 40 С). Содержит комплекс присадок, обеспечивающий повышенные противоизносные свойства толкателей и кулачков коленчатого вала.
Две последние марки масел имеют высокие эксплуатационные свойства и соответствуют зарубежным маслам класса SE — SF.
В табл. 7.6 приведены физико-химические показатели, которым должны соответствовать некоторые наиболее распространенные моторные масла для автотракторных дизелей.
Масла М-8Бг (зимнее) и М-10Бг (летнее) предназначены для малофорсированных дизелей, работающих на малосернистом топливе.
Зимнее М-8В2 и летнее М-ЮВг масла выпускают с композициями моющих, антиокислительных, противоизносных, депрес-сорных и антипенной присадок; предназначены для автомобильных и тракторных среднефорсированных дизелей 6с;* наддува.
Для форсированных автотракторных дизелей с наддувом используют масла М-8Гг(зимнее) и М-ЮГг (летнее), а также высокоэффективные масла М-8Дм (зимнее) и М-10 ДМ (летнее). Для дизелем
типа «КамАЗ» и «Икарус» выпускают зимнее и летнее масла М-8Ггк и М-10Г2К, обладающие благодаря комплексу высокоэффективных присадок лучшими характеристиками, чем масла М-8Гг и М-ЮГг.
Для быстроходных транспортных двигателей выпускают масла МТЗ-10п (всесезонное загущенное масло); МТ-16п (применяется также в трансмиссии); М-16ИХП-3 (для форсированных быстроходных транспортных дизелей).
В табл. 7.7 приведены основные показатели качества этих масел.
Моторные масла для форсированных малооборотных дизелей выпускают с большой концентрацией присадок и высокими нейтрализующими свойствами. К таким маслам относятся: М-16Д, предназначенное для судовых дизелей, работающих на топливе с содержанием серы не более 1 %; М-16Е, предназначенное для смазывания малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смазки. Это масло выпускается двух марок: М-16Е-30 со щелочным числом 30, предназначенное для дизелей, работающих на топливе с содержанием серы до 2,0%, и М-16Е-60 со щелочным числом 60 — при работе на топливе с содержанием серы до 4,5 %.
Таблица 7.7
Показатель | Норма для марки масла | ||
МТЗ-10п | МТ-1бп | М-16ИХП-3 | |
Вязкость, мм /с: |
| ||
при 100 °С | 100,5 | 160,5 | 160,5 |
при 0 °С, не более | 650 | - |
|
при —30 °С, не более | 15 000 | - | - |
Индекс вязкости, не менее | — | 80 | 85 |
Щелочное число, мг КОН/г масла, не менее | 0,80— 1,15 | Не менее 0,45 | Не более 1,25 |
Содержание механических примесей, %, не более | 0,025 | 0,015 | 0,013 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже | 165 | 198 (в закрытом тигле) | 225 |
Температура застывания, °С, не выше | —43 | —25 | —25 |
Коррозия на пластинках из свинца марки С1 или С2, г/м , не более | 10 | 8 | 9 |
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее |
| 60 | 100 |
Моющие свойства но ПЗВ, баллы, не более | --- | 1.0 | 0,5 |
Моющий потенциал, %, не менее | — | — | 80 |
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
| — | 320 |
Долгоработающие масла. Важным ресурсом повышения эффективности работы двигателей, снижения трудоемкости и стоимости технического обслуживания является применение долгоработающих масел со сроком смены, соответствующим пробегу автомобиля 15 тыс. км и более. Высокие эксплуатационные свойства таких масел обеспечиваются специальным подбором композиции присадок, вводимых в масло в больших количествах (до 15 % массы). В качестве примера можно привести всесезонное масло М-6з/10В] (вязкость при 100 °С 10 мм2/с).
Испытания этого масла в двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 показали, что после пробега 17 тыс. км не произошло заметного ухудшения его качества. Отмечено, что при использовании долгоработающих масел в несколько раз уменьшается осадкообразование. Обязательным условием эффективного использования долго-работающих масел является совершенная система, вентиляции картера и надежная фильтрация масла.
Трансмиссионные и моторно-трансмиссионные масла, используемые в трансмиссии автотракторных средств, работают в условиях высоких удельных давлений (200 — 600 МПа, а в гипоидных передачах до 4000 МПа) и скоростей скольжения (до 10 м/с) в зоне зацепления зубчатых колес, при этом локальная температура масла может повышаться до 350 — 400 °С, поэтому к таким маслам предъявляются высокие требования по смазочным свойствам (в первую очередь по несущей способности масляной пленки) и термоокислительной стабильности. Требование эксплуатации трансмиссии при низких температурах придает особое значение наличию у этих масел хороших ВТХ (ассортимент современных трансмиссионных масел дан в качестве справочного материала в приложении IV).
Некоторые современные моторные масла обладают достаточно высокими противоизносными и противозадирными свойствами и их можно использовать в качестве трансмиссионных масел. Такие масла называют моторно-трансмиссионными. Например, хорошие результаты показало использование моторных масел Мбз/ЮП и
ДСЗп-8 в коробках передач автомобилей ЗИЛ-130, «Урал-375» и КрАЗ-214.
Применение загущенных (всесезонных) моторных масел в качестве моторно-трансмиссионных или только трансмиссионных при отрицательных температурах обеспечивает благодаря их хорошим вязкостно-температурным характеристикам повышение топливной экономичности (табл. 7.8) и улучшение тягово-динлмических качеств автомобиля.
Таблица 7.8
Температура масла, 0С | Расход топлива, л, на 100 км пути. | Уменьшение расхода топлива, % | |
в двигателе М-8Bi, d агрегатах трансмиссии МТ-16 | в двигателе и агрегатах трансмиссии М-6ЭЛОВ1 | ||
+5 | 54 | 51 | 5,5 |
— 10 | 59 | 53 | 10,2 |
— 14 | 63 | 54 . | 14,3 |
—23 | 91 | 62 | 31,9 |
Использование моторно-трансмиссионных масел не только существенно упрощает и удешевляет техническое обслуживание транс-. порта, но и открывает возможности реализации новых конструкторских решений для двигателей блочно-трансмиссионной конструкции (с совмещением в одном блоке двигателя и элементов трансмиссии), например для переднеприводных автомобилей.
Рабоче-консервационные и консервационные масла. Моторные масла М-8Г1И, M-lOFiH, М-12ПИ обладают хорошими рабоче-кон-сервационными свойствами — они защищают черные и цветные металлы преимущественно от электрохимической коррозии. Промышленность выпускает специальные рабоче-консервационные масла, в частности МС-8РК. К консервационным относят масла НГ-203-А, НГ-203-Б и «Кормин», выпускаемые по ГОСТ 12328 — 77.
Промывочные (моющие) масла. Для промывки двигателя можно использовать моющее масло ВНИИНП-ФД (ТУ 38 1011555—75), индустриальное масло И-12А (ГОСТ 20799 — 75) и веретенное масло АУ (ГОСТ 1642 — 75).
В практике для промывки двигателей используют разбавленные дизельным топливом моторные масла, рекомендованные для данного типа двигателя. При промывке двигателя нужно тщательно следить за поддержанием его температурного режима.
Обкаточные масла. Для обкатки форсированных тракторных двигателей применяют обкаточное масло ОМ-2, представляющее собой дизельное масло ДС-8 со специальными присадками.
Регенерированные масла. Процесс восстановления свойств отработавшего масла называют регенерацией. Масла, прошедшие регенерацию, называют регенерированными.
В процессе работы в двигателе практически не происходит ухудшения качества базового масла, поэтому если масло, отработавшее определенный срок в двигателе, подвергнуть эффективной очистке от посторонних включений, а также восстановить в нем присадки, то такое масло можно использовать повторно. Современная технология регенерации отработавших масел заключается в их отстое с целью удаления грубых механических примесей, отгоне при атмосферном давлении воды и топливных фракций, вакуумной дистилляции для разделения на отдельные фракции, адсорбционной очистке полученных дистиллятов и введения комплекса соответствующих присадок.
Основное отличие регенерированных масел от свежих заключается в повышенном содержании растворимых нейтральных смол (до 5 — 6 %). Это отличие кроме отрицательных имеет и положительное значение — такие масла обладают хорошими смазочными свойствами и лучшей стабильностью против выпадения присадок при хранении. Однако по ряду других свойств регенерированные масла уступают свежим, поэтому требования ГОСТа по некоторым параметрам для них смягчены и введены ограничения по их применению. Для обозначения масел, прошедших регенерацию, к их марке добавляют индекс «Р». Например, отработанное масло М-8Б1, прошедшее регенерацию, обозначают М-8Б1Р.
Использование регенерированных масел дает большой экономический эффект, обеспечивает экономию нефти, уменьшает количество отходов, загрязняющих окружающую среду. При правильной организации сбора, хранения и регенерации отработавших масел повторно можно использовать до 75 % от их первоначального количества.
Унификация масел заключается в сокращении их ассортимента путем широкого внедрения всесоюзных и рабоче-консервационных масел, производства масел равнопригодных как для бензиновых двигателей, так и для дизелей, а также использования моторно-трансмиссионных масел. Одновременно должно происходить снятие с производства малоэффективных и устаревших марок. Это имеет большое народнохозяйственное значение, так как позволяет путем сокращения количества товарных марок упростить условия хранения и транспортирования масел, эксплуатацию моторной техники, а также снизить затраты на ее техническое обслуживание. Наиболее эффективным направлением унификации является, например, использование универсальных всесезонных масел, что исключает необходимость иметь отдельные марки масел для карбюраторных двигателей и дизелей и сезонной смены масел. Таким маслом является долгоработающее универсальное всесезонное масло М-6з/10В, применение которого позволяет заменить более 10 марок масел. Достаточно высокие по большинству свойств показатели качества этого масла позволяют в ряде случаев использовать его вместо масел группы Г2, а также в качестве моторно-трансмиссионного масла.
Смешение масел. В практике эксплуатации возможно смешение различных сортов масел. В соответствии с принятыми нормативами масла различных марок, находящиеся в пределах одной группы, должны смешиваться между собой без ухудшения их эксплуатационных свойств. Однако допускать смешение без особой необходимости не следует. Это объясняется тем, что при смешении нельзя установить однозначную зависимость для определения изменения свойств полученной смеси. Особенно осторожно следует смешивать масла импортного производства. В некоторых марках этих масел имеются присадки, вызывающие интенсивную коагуляцию и выпадение в осадок присадок в маслах другого типа.
В отдельных случаях для снижения вязкости моторного масла в условиях пуска при отрицательных температурах применяют разжижение масла топливом. При этом предполагается, что топливо испарится при дальнейшей работе двигателя. Этот способ обеспечивает снижение вязкости в пусковой период, но он недопустим из-за того, что в действительности полного испарения топлива не происходит. Наиболее тяжелые его фракции остаются в масле (особенно это касается дизельных топлив), существенно изменяя его физико-химические свойства. Наряду с этим отдельные составляющие топлива могут вступать в необратимые соединения с маслом и присадками, что в свою очередь ухудшает их свойства.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив