logo
«Топливо и смазочные материалы»

§ 7.1. Ассортимент товарных моторных масел

В соответствии с действующей в СНГ классификацией моторные масла разделяют на шесть групп в зависимости от типа двигателя и степени его форсирования (теплонапряженности) (табл. 7.1). Мас­ла, входящие в эти группы, отличаются количеством и эффективно­стью присадок.

Масла группы А содержат минимальное количество антиокислительных и антикоррозионных присадок. Широкого исполь­зования в автотракторном двигателестроении они не имеют.

Масла группы Б содержат небольшое количество (3 — 5%) мо­ющих, антиокислительных и антикоррозионных присадок. В этой группе наибольшее распространение получило масло М-8Б|, приме­няемое в некоторых автомобильных бензиновых двигателях.

Таблица 7.1

Группа масла по эксплуатационным свойст­вам

Рекомендуемая область применения

A(SB)

Бензиновые автомобильные, тракторные и мо­тоциклетные нефорсированные двигатели

B(SC/CA)

B1(SC)

Карбюраторны

Малофорсировапные

Б2(СА)

Дизельные

двигатели

B(CD/CB)

B1(SD)

Карбюраторны

Среднефорсированные

B2(CB)

Дизельные

днигатели

Г(SE/CC)

Г1(SE)

Карбюраторны

Высокофорсиро ванные

Г2(СС)

Дизельные

двигатели

Д(СD)

Высокофорсированные дизели, работающие в тяже-лых условиях

E

-

Малооборотные дизели с лубрикаторной системой смазки, работающие на тяжелом топливе с содер­жанием серы до 3,5 %

Примечание. К карбюраторным двигателям относятся любые типы бензиновых двигателей.

Масла группы В получили наибольшее широкое применение в современных автотракторных двигателях. Они содержат моющие, антиокислительные, противокоррозионные и противопенные присадки в количестве от 4 до 7 %.

Масла группы Г предназначены для работы при высоких удель­ных давлениях и относительных скоростях пар трения. Масла этой группы содержат тот же комплекс присадок, что и в группе В, но в больших концентрациях (7 — 12 %).

Масла групп Д и Е предназначены для работы в дизелях при наиболее тяжелых эксплуатационных условиях. Содержание приса­док в них достигает 18 — 25 %. Масла этих групп обладают высокой щелочностью.

Примечание. В связи с развитием экономических связей с зарубежными странами в табл. 7.1 и 7.4 в скобках для справки указаны группы и классы вязкости масел, эквивалентные отечест­венным маслам, н соответствии с принятой в США, Японии и странах Запада классификацией по вязкости — SAE и по уровню экс­плуатационных свойств — APJ.

В табл. 7.2 приведены марки моторных масел по ГОСТ 17479.1-85.

Таблица 7-4

Группы моторных масел

А

I

ч

в

Г

Д

Б]

Б2

B1

в2

П

Г2

М-6Бт

M-6BJ

-—

М-Б1

М-8А

M-8bi

М-8Б2

M-HBi

М-8В2

М-8П

М-8Г2

М-8Д

М-10А

М-10Б1

М-ЮБ2

M-lOBi

М-10В2

М-10П

М-10Г2

М-10Д

---

М-12Б2

—-

М-12В2

---

М-12Г2

М-12Д

_

М-14Б2

М-14В2

.—

М-14Г2

М-14Д

_

_

М-16Б2

M-t4B2

---

М-16Г2

М-16Д

20А

М-20Б2

М-2ОВ2

М-2ОГ2

М-20Д

---

М-4.Я/8Б1

М~4з/6Б1

М-43/8В1

M-4.V6B2

^—~

---

_

М-43/8Б1

М-4з/8Бг

М-43/8В1

М-43/8В2

---

^~

---

---

М-43/ЮВ1

м-

4з/ЮВ2

---

^—

---

---

---

---

М-63/ЮВ1

М-бз/ЮВг

М-6з/ЮГ1

М-6з/ЮГ2

---

В зависимости от температурных условий эксплуатации (сезон­ности применения) выпускают зимние, летние и всесезонные (загу­щенные) масла. Эти масла, как правило, имеют характеристики, показанные в табл. 7.3.

Таблица 7.3

Масло

Вязкость

при 100 °С, мм с

Температура

л-мванин,

°с

Ин­декс

ВЯЗ­КОСТИ

Летние

10 — 20

— 15

90

Зимние

6 — 8

— (25 30)

95

Всесезонные (загущен­ные)

-(35 45)

95

Моторные масла маркируют в зависимости от их вязкости и эксплуатационных свойств. В маркировке масел буква «М» означает моторное масло, цифра указывает класс вязкости. Связь между клас­сом вязкости и величиной вязкости масла определяется данными габл. 7.4. Для обозначения загущенных масел после цифры вводится буква «з». Затем проставляется буква, обозначающая группу эксплу­атационных свойств. буква «п» означает наличие присадок.

Класс вязкости

Вязкость при 100°С,мм /с

Вязкость при— 1«°С, мм /с. не бо­лее

Класс вязкости

Вязкость при

100°Смм /с

Вязкость при -18 °С, мм /с, не бо­лее

не ме­нее

небо-лее

не ме­нее

небо-лес

Зз (5W)

3,8

1250

Зз/8 (5W/20)

7,0

9t5

1250

43(1OW)

4,1

—-

1260

43/6O0W/20)

5,6

7,0

2600

5з (15W)

5,6

6000

43/8 910W/20)

7,0

9,5

2600

6з (20W)

5,6

10 400

43/10U0W/30)

9,5

11,5

2600

6(20)

5,6

7,0

--

53/10U5W/30)

9,5

11,5

6000

8 (20)

7,0

5,9

53/12(15W/30)

11,5

13,0

6000

10 (30)

9,5

11,5

--

53/14(15W/4O)

13,0

15,0

6000

12 (30)

11,5

13,0

63/Ю (20W/30)

9,5

11,5

10 400

14(40)

13,0

15,0

---

63/U (20W/40)

13,0

15,0

10 400

16(40)

15,0

18,0

—-

6з/16(2О\У/4О)

15,0

18,0

10 400

20 (50)

18,0

23,0

---

Масла класса вязкости от 6 до 20 должны иметь индекс вязкости не менее 90, остальные — не менее 115.

В конце марки проставляется цифра I, если масло предназначено для бензиновых двигателей, и 2 — для дизелей. Такая диффе­ренциация нужна вследствие того, что масла для дизелей и бензино­вых двигателей содержат различные наборы присадок. Например, дизельные масла содержат в больших количествах моющие присадки, увеличивающие зольность моторного масла. Помимо этого высокая щелочность, свойственная дизельным маслам некоторых марок, отрицательно влияет на ряд материалов, используемых во вклады­шах бензиновых двигателей.

Универсальные масла, рассчитанные на применение как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, обозначают буквой, соответствующей эксплуатационной группе масла без цифрового индекса. Для указания в маркировке масла его сезонности в конце шифра вводят букву «3» (зимнее) или «Л» (летнее). В некоторых случаях последняя буква показывает вид присадки, введенной в масло (масло M-14PiB содержит бариевую присадку). Буква «И» указывает, что в масле содержатся импортные присадки, например М-8Г1И.

Рассмотрим для примера расшифровку масла марки М-бз/ЮГь Буква «М» означает моторное масло, цифры 6з/Ю, характеризующие класс вязкости масла, указывают на то, что это масло имеет нязкость при —19°С не более 10400 мм2/с и при 100°С (10,5 ± 1,0) мм2/с. Индекс «з» означает, что это загущенное масло (с загущающими присадками), а индекс «П» показывает, что оно предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей.

В табл. 7.5 приведены физико-химические показатели, которым должны соответствовать моторные масла для бензиновых двигателей. Ниже даны характеристики этих масел.

Масло М-4з/6В1 (ОСТ 3801370 — 84) обладает хорошими вяз­костно-температурными свойствами. Применяется для двигателей, работающих на бензине А-76 с минимальной температурой холодного пуска до —30 С (зимнее масло для средней климатической зоны и всесезонное для средней).

Таблица 7.5

Продолжение табл. 7.5

Показател

Норма для марки масла

М-43/6В1

М-8В1

(ГОСТ

1054 —

7S)

М-вВ1

(ТУ ЗЙ00134 — 82*)

м-

63/10В

м-

53/10Г1

М-

6312П

Вязкость кинематическая, мм/с, при:

100 °С

6,5

8 0,5

8 0,5

9,5-10,5

10—

11

12

о°с

1200

1400

to

400

—18 °С

нею—

2600

---

---

9000

—30 °С

11 000

——

Индекс вязкости, не менее

125

85

85

115

120

115

Щелочное число, мг КОН/г, не менее

5,5

4,0

4,0

5,5

5

7,5

Зольность сульфатная, %, не более

1,3

0,95

1,3

1.3

0,9

1.3

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более

1,0

0,5

0,5

0,5

Стабильность по индукционному периоду осадкообразования, ч

30

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м , не более

5

10

10

4

От­сутст­вие

Содержание активных элементов, %, не менее:

кальция

---

0,16

0,20

0,23

бария

0,40

цинка

0,09

0,12

0,10

фосфора

0,09

0,02

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

165

200

200

190

200

210

застывания, не выше

—42

—25

-25

—40

—38

—30

Степень чистоты, мг/100 гг не более

—.

500

300

Содержание, %, не более:

механических примесей

0,02

0,015

0,01

0,02

0,015

0,015

воды

Следы

Плотность при 20 °С, кг/м\ не более

Моторные испытания

Выдер­жива­ет

900

905

890

900

900

* Данное масло имеет улучшенные эксплуатационные свойства по сравнению с мае лом M-8Bi по ГОСТ 1054 — 78.

Масло M-8Bi (ГОСТ 10541—78). Применяется всесезонно для среднефорсированных двигателей легковых и грузовых автомобилей с периодичностью замены до 18 тыс. км. Рекомендовано к приме­нению в качестве зимнего для среднефорсированных дизелей.

Масло M-8Bi (ТУ 38001344 — 82). Всесезонное масло для бензиновых двигателей, работающих на бензине А-76.

Масло М-6з/ЮВ (ДВ-АСЗ-ЮВ) (ОСТ 3801370 — 84) универсаль­ное всесезонное масло для среднефорсированных двигателей, рабо­тающих на бензине А-76 с периодичностью замены до 18 тыс. км и среднефорсированных дизелей до 50 ч наработки.

Таблица 7.6

Показатели

Норма для марки масла

М-8В2

М-

10В2

М-8Г2

М-10Г2

М-8Г2К

М-ЮГгк

Вязкость, мм /с:

при 100 "С

8 0,5

1 0,5

8 0,5

И 0,5

8 0,5

11 0,5

при 0 °С, не более

1200

1200

---

1200

_

Индекс вязкости, не менее

90

90

90

90

90

90

Массовая доля механических приме­сей. %, не более

0,015

0,015

0,015

0,015

0,015

0,015

Массовая доля воды, не более

Следы

Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, "С, не ниже

200

205

201

205

200

205

Температура застывания, °С, не выше

-25

-15

-25

-15

—30

— 15

Коррозионцпсть на пластинках из свинца, г/м , не более

10

10

20

20

Отсут-ствие

-

Моющие свойства по ПЗВ, баллы, но более

1,0

1,0

1,0

1,0

0,5

0,5

Зольность сульфатная, %, не более

1.3

1,3

1,65

1,65

1,15

1,15

Цш.1! ил колориметре МИГ, единицы

цнт

Но нормируется

Омрсдонмие обязательно

Плотность при 20 "С, г/см , не более

0,900

0.400

0,900

0,900

0.900 | 0,900

Массовая доля активных элементов, %, не менее:

кальция

0,08

0,08

0,15

0,15

0,19

0,19

бария

0,18

0,18

0,45

0,45

--

цинка

0,05

0,05

0,06

0,06

0,05

0,05

фосфора

0,05

0,05

0,06

0,06

0,05

0,05

Моторные испытания

Выдерживает

Степень чистоты, мг\ на 100 г масла, не более

500

400

Примечания: 1. В механических примесях не допускается песок и другие аб­разивные вещества.

2. В период с 1 апреля по 1 сентября разрешается вырабатывать и сдавать для текущего потребления масла марок М-ЮГг с температурой застывания —20 °С.

3. Буква «к» обозначает, что масло предназначено для двигателей типа «КамАЗ».

Масло М-5з/ЮП (ТУ 38-1011080 — 86) предназначено для всесезонного применения (температурный диапазон эксплуатации 35 С) в форсированных двигателях, главным образом легковых автомобилей, работающих на бензине АИ-93.

Масло М — 6з/12П (ТУ 38 1011099 — 86) по области приме­нения аналогично маслу М-5з/ЮГь но применяется в районах с более мягким климатом (температурный диапазон эксплуатации от —20 до 40 С). Содержит комплекс присадок, обеспечивающий повы­шенные противоизносные свойства толкателей и кулачков коленча­того вала.

Две последние марки масел имеют высокие эксплуатационные свойства и соответствуют зарубежным маслам класса SE — SF.

В табл. 7.6 приведены физико-химические показатели, которым должны соответствовать некоторые наиболее распространенные мо­торные масла для автотракторных дизелей.

Масла М-8Бг (зимнее) и М-10Бг (летнее) предназначены для малофорсированных дизелей, работающих на малосернистом топливе.

Зимнее М-8В2 и летнее М-ЮВг масла выпускают с ком­позициями моющих, антиокислительных, противоизносных, депрес-сорных и антипенной присадок; предназначены для автомобильных и тракторных среднефорсированных дизелей 6с;* наддува.

Для форсированных автотракторных дизелей с наддувом исполь­зуют масла М-8Гг(зимнее) и М-ЮГг (летнее), а также высокоэф­фективные масла М-8Дм (зимнее) и М-10 ДМ (летнее). Для дизелем

типа «КамАЗ» и «Икарус» выпускают зимнее и летнее масла М-8Ггк и М-10Г2К, обладающие благодаря комплексу высокоэффективных присадок лучшими характеристиками, чем масла М-8Гг и М-ЮГг.

Для быстроходных транспортных двигателей выпускают масла МТЗ-10п (всесезонное загущенное масло); МТ-16п (применяется так­же в трансмиссии); М-16ИХП-3 (для форсированных быстроходных транспортных дизелей).

В табл. 7.7 приведены основные показатели качества этих масел.

Моторные масла для форсированных малооборотных дизелей вы­пускают с большой концентрацией присадок и высокими нейтрализу­ющими свойствами. К таким маслам относятся: М-16Д, предназначенное для судовых дизелей, работающих на топливе с содержанием серы не более 1 %; М-16Е, предназначенное для сма­зывания малооборотных дизелей с лубрикаторной системой смазки. Это масло выпускается двух марок: М-16Е-30 со щелочным числом 30, предназначенное для дизелей, работающих на топливе с содер­жанием серы до 2,0%, и М-16Е-60 со щелочным числом 60 — при работе на топливе с содержанием серы до 4,5 %.

Таблица 7.7

Показатель

Норма для марки масла

МТЗ-10п

МТ-1бп

М-16ИХП-3

Вязкость, мм /с:

при 100 °С

100,5

160,5

160,5

при 0 °С, не более

650

-

при —30 °С, не более

15 000

-

-

Индекс вязкости, не менее

80

85

Щелочное число, мг КОН/г масла, не менее

0,80— 1,15

Не менее 0,45

Не более 1,25

Содержание механических примесей, %, не более

0,025

0,015

0,013

Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже

165

198 (в закры­том тигле)

225

Температура застывания, °С, не выше

—43

—25

—25

Коррозия на пластинках из свинца марки С1 или С2, г/м , не более

10

8

9

Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее

60

100

Моющие свойства но ПЗВ, баллы, не более

---

1.0

0,5

Моющий потенциал, %, не менее

80

Степень чистоты, мг/100 г масла, не более

320

Долгоработающие масла. Важным ресурсом повышения эф­фективности работы двигателей, снижения трудоемкости и стоимости технического обслуживания является применение долгоработающих масел со сроком смены, соответствующим пробегу автомобиля 15 тыс. км и более. Высокие эксплуатационные свойства таких масел обеспечиваются специальным подбором композиции присадок, вводимых в масло в больших количествах (до 15 % массы). В ка­честве примера можно привести всесезонное масло М-6з/10В] (вяз­кость при 100 °С 10 мм2/с).

Испытания этого масла в двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 пока­зали, что после пробега 17 тыс. км не произошло заметного ухуд­шения его качества. Отмечено, что при использовании долгоработающих масел в несколько раз уменьшается осадкообразо­вание. Обязательным условием эффективного использования долго-работающих масел является совершенная система, вентиляции картера и надежная фильтрация масла.

Трансмиссионные и моторно-трансмиссионные масла, использу­емые в трансмиссии автотракторных средств, работают в условиях высоких удельных давлений (200 — 600 МПа, а в гипоидных пере­дачах до 4000 МПа) и скоростей скольжения (до 10 м/с) в зоне зацепления зубчатых колес, при этом локальная температура масла может повышаться до 350 — 400 °С, поэтому к таким маслам предъ­являются высокие требования по смазочным свойствам (в первую очередь по несущей способности масляной пленки) и термо­окислительной стабильности. Требование эксплуатации трансмиссии при низких температурах придает особое значение наличию у этих масел хороших ВТХ (ассортимент современных трансмиссионных ма­сел дан в качестве справочного материала в приложении IV).

Некоторые современные моторные масла обладают достаточно высокими противоизносными и противозадирными свойствами и их можно использовать в качестве трансмиссионных масел. Такие масла называют моторно-трансмиссионными. Например, хорошие результаты показало использование моторных масел Мбз/ЮП и

ДСЗп-8 в коробках передач автомобилей ЗИЛ-130, «Урал-375» и КрАЗ-214.

Применение загущенных (всесезонных) моторных масел в каче­стве моторно-трансмиссионных или только трансмиссионных при отрицательных температурах обеспечивает благодаря их хорошим вязкостно-температурным характеристикам повышение топливной экономичности (табл. 7.8) и улучшение тягово-динлмических качеств автомобиля.

Таблица 7.8

Температу­ра масла, 0С

Расход топлива, л, на 100 км пути.

Умень­шение расхо­да топлива,

%

в двигателе М-8Bi, d агрегатах трансмиссии МТ-16

в двигателе и агрегатах трансмис­сии М-6ЭЛОВ1

+5

54

51

5,5

— 10

59

53

10,2

— 14

63

54 .

14,3

—23

91

62

31,9

Использование моторно-трансмиссионных масел не только суще­ственно упрощает и удешевляет техническое обслуживание транс-. порта, но и открывает возможности реализации новых конструкторских решений для двигателей блочно-трансмиссионной конструкции (с совмещением в одном блоке двигателя и элементов трансмиссии), например для переднеприводных автомобилей.

Рабоче-консервационные и консервационные масла. Моторные масла М-8Г1И, M-lOFiH, М-12ПИ обладают хорошими рабоче-кон-сервационными свойствами — они защищают черные и цветные ме­таллы преимущественно от электрохимической коррозии. Промышленность выпускает специальные рабоче-консервационные масла, в частности МС-8РК. К консервационным относят масла НГ-203-А, НГ-203-Б и «Кормин», выпускаемые по ГОСТ 12328 — 77.

Промывочные (моющие) масла. Для промывки двигателя можно использовать моющее масло ВНИИНП-ФД (ТУ 38 1011555—75), индустриальное масло И-12А (ГОСТ 20799 — 75) и веретенное масло АУ (ГОСТ 1642 — 75).

В практике для промывки двигателей используют разбавленные дизельным топливом моторные масла, рекомендованные для данного типа двигателя. При промывке двигателя нужно тщательно следить за поддержанием его температурного режима.

Обкаточные масла. Для обкатки форсированных тракторных двигателей применяют обкаточное масло ОМ-2, представляющее со­бой дизельное масло ДС-8 со специальными присадками.

Регенерированные масла. Процесс восстановления свойств отра­ботавшего масла называют регенерацией. Масла, прошедшие регене­рацию, называют регенерированными.

В процессе работы в двигателе практически не происходит ухуд­шения качества базового масла, поэтому если масло, отработавшее определенный срок в двигателе, подвергнуть эффективной очистке от посторонних включений, а также восстановить в нем присадки, то такое масло можно использовать повторно. Современная технология регенерации отработавших масел заключается в их отстое с целью удаления грубых механических примесей, отгоне при атмос­ферном давлении воды и топливных фракций, вакуумной дистилляции для разделения на отдельные фракции, адсорбционной очистке полученных дистиллятов и введения комплекса соответству­ющих присадок.

Основное отличие регенерированных масел от свежих заключа­ется в повышенном содержании растворимых нейтральных смол (до 5 — 6 %). Это отличие кроме отрицательных имеет и положительное значение — такие масла обладают хорошими смазочными свойствами и лучшей стабильностью против выпадения присадок при хранении. Однако по ряду других свойств регенерированные масла уступают свежим, поэтому требования ГОСТа по некоторым параметрам для них смягчены и введены ограничения по их применению. Для обоз­начения масел, прошедших регенерацию, к их марке добавляют индекс «Р». Например, отработанное масло М-8Б1, прошедшее реге­нерацию, обозначают М-8Б1Р.

Использование регенерированных масел дает большой эко­номический эффект, обеспечивает экономию нефти, уменьшает количество отходов, загрязняющих окружающую среду. При правильной организации сбора, хранения и регенерации отрабо­тавших масел повторно можно использовать до 75 % от их перво­начального количества.

Унификация масел заключается в сокращении их ассортимента путем широкого внедрения всесоюзных и рабоче-консервационных масел, производства масел равнопригодных как для бензиновых двигателей, так и для дизелей, а также использования моторно-трансмиссионных масел. Одновременно должно происходить снятие с производства малоэффективных и устаревших марок. Это имеет большое народнохозяйственное значение, так как позволяет путем сокращения количества товарных марок упростить условия хранения и транспортирования масел, эксплуатацию моторной техники, а так­же снизить затраты на ее техническое обслуживание. Наиболее эф­фективным направлением унификации является, например, использование универсальных всесезонных масел, что исключает не­обходимость иметь отдельные марки масел для карбюраторных двига­телей и дизелей и сезонной смены масел. Таким маслом является долгоработающее универсальное всесезонное масло М-6з/10В, приме­нение которого позволяет заменить более 10 марок масел. Достаточ­но высокие по большинству свойств показатели качества этого масла позволяют в ряде случаев использовать его вместо масел группы Г2, а также в качестве моторно-трансмиссионного масла.

Смешение масел. В практике эксплуатации возможно смешение различных сортов масел. В соответствии с принятыми нормативами масла различных марок, находящиеся в пределах одной группы, должны смешиваться между собой без ухудшения их эксплуа­тационных свойств. Однако допускать смешение без особой необ­ходимости не следует. Это объясняется тем, что при смешении нельзя установить однозначную зависимость для определения изме­нения свойств полученной смеси. Особенно осторожно следует смешивать масла импортного производства. В некоторых марках этих масел имеются присадки, вызывающие интенсивную коагуляцию и выпадение в осадок присадок в маслах другого типа.

В отдельных случаях для снижения вязкости моторного масла в условиях пуска при отрицательных температурах применяют разжижение масла топливом. При этом предполагается, что топливо испарится при дальнейшей работе двигателя. Этот способ обеспечива­ет снижение вязкости в пусковой период, но он недопустим из-за того, что в действительности полного испарения топлива не происходит. Наиболее тяжелые его фракции остаются в масле (осо­бенно это касается дизельных топлив), существенно изменяя его физико-химические свойства. Наряду с этим отдельные составля­ющие топлива могут вступать в необратимые соединения с маслом и присадками, что в свою очередь ухудшает их свойства.