logo search
«Топливо и смазочные материалы»

§ 2.3. Горючая смесь

Количество воздуха l0 в горючей смеси, теоретически необходимое для полного сгорания 1 кг топлива, называют стехиометрическим. Величина l0 [кг/кг топлива] может быть рассчитана по уравнению

(2.1)

где H, С и О—содержание в топливе в % (мас.) водорода, углерода и кислорода соответственно.

Из этого уравнения следует, что величина l0 зависит от элементного (чем больше доля водорода, тем больше l0) и от группового состава топлива. Потому значения l0 для топлив, имеющих различный состав, могут отличаться друг от друга. Значения l0 для некоторых топлив даны в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Топливо

Низшая теплота сгорания, кДж/кг

Стехиометрическое количество воздуха l0, кг/кг топлива

топлива

горючей смеси

Авиабензин

44400

2800

14,9

Автобензин

44400

2780

14,8

Дизельное топливо

42700

2770

15,0

Этиловый спирт (этанол)

26400

2760

9,0

Метиловый спирт (метанол)

19000

2760

6,5

Бензол

40000

2770

13,3

Метан

50000

17,23

Бутан

45400

2735

15,6

Пропан

46000

2790

15,7

Водород

120000

2880

27,7

Количество действительно потребляемого воздуха l может отличаться от стехиометрического. Отношение действительного количества воздуха к стехиометрическому называют коэффициентом избытка воздуха а

а = l/lо. (2.2)

Горючую смесь, имеющую а < 1, называют богатой; смесь, имеющую а > 1,— бедной. Соответственно при уменьшении происходит обогащение, а при увеличении а — обеднение смеси.

От величины а зависят скорость сгорания рабочей смеси и количество выделяющейся при этом теплоты. Из рис. 2.5 следует, что при значительном увеличении или уменьшении а скорость сгорания снижается, что в предельном случае может привести к прекращению горения смеси. Минимальную и максимальную концентрации топлива в смеси, при которых она может воспламеняться, называют концентрационными пределами воспламеняемости горючих смесей. Различают нижний и верхний концентрационные пределы, соответствующие предельным значениям обеднения и обогащения смеси, за которыми смесь не воспламеняется. Пределы воспламеняемости смеси зависят от вида топлива, состава и физических параметров смеси (температуры и давления) и характеристик источника воспламенения. Разность между нижним и верхним пределами воспламеняемости называют диапазоном воспламеняемости.

Наиболее широким диапазоном воспламеняемости обладает водород, что видно из приведенных ниже данных.

Таблица 2.2

Топливо

Пределы воспламеняе­мости горючей смеси по a при р=0,1 МПа, Т=+20 С

нижний

верхний

Авиабензин

1,13

0,675

Автобензин

1,10

0,650

Дизельное топливо

1,05

0,82

Бензол

1.11

0,798

Оксид углерода

1,95

0,57

Водород

8,7

0,32

Это, в частности, позволяет на двигателях, использующих водород в качестве топлива, применять качественный способ регулирования.

При увеличении температуры и давления горючей смеси диапазон воспламеняемости расширяется. Для устойчивой работы двигателя на различных режимах используемые топлива должны иметь возможно более широкий диапазон воспламеняемости. Особенно важно увеличить нижний предел воспламеняемости, определяющий возможность обеднения горючей смеси, а, следовательно, увеличения полноты сгорания и соответственно снижения расхода топлива и токсичности отработавших газов двигателя.