§ 6.4. Влияние масла на образование отложений
Отложения, образующиеся в двигателе, ухудшают его технико-экономические показатели, надежность и долговечность. Основной причиной образования отложений является старение моторного масла и осаждение образовавшихся при этом продуктов на внутренних поверхностях двигателя. Принято различать три основных вида отложений: высокотемпературные — нагар, среднетемпературные — лаковые отложения, или лаки, и низкотемпературные — шлам или осадки. Условия образования нагара рассмотрены ранее (§ 3.8).
Лакообразование и моюще-диспергирующие свойства масел. В двигателях, использующих углеводородные ТиС, на поверхностях некоторых деталей (главным образом на боковых поверхностях поршня, цилиндра, в поршневых канавках и внутренних поверхностях стенок поршня, шестернях и пр.) откладывается прочно скрепленная с поверхностью металла пленка толщиной от нескольких десятков до 200 - 300 мкм. Цвет пленки может изменяться от светло-желтого в тонких слоях до черного. Из-за сходства с лаковыми покрытиями такие пленки называют лаковыми отложениями или лаками. Лаки образуются при температурах свыше 350°С, когда наряду с окислением начинают значительно проявляться процессы термической деструкции углеводородов — крекинг и дегидрогенизация с частичной полимеризацией вновь полученных веществ. В состав лаковых отложений входят карбены и карбоиды — 40 - 80 %, масло и нейтральные смолы — 15 - 40 %, асфальтены и оксикислоты 10 - 15 %.
Лаковые отложения способствуют перегреву двигателя и накоплению нагара, скрепляя его с металлической поверхностью. В лаках собираются интенсифицирующие износ поверхностей трения частицы нагара, пыли, износа и др. Накапливаясь в канавках поршневых колец, эта масса приводит к потере кольцом подвижности – его «пригоранию». Лак может быть масляного происхождения, топливного и смешанного. Интенсивность образования лака зависит как от конструкционных особенностей и условий работы двигателя, так и от качества топлива и масел.
Количество лаковых отложений возрастает при увеличении времени работы двигателя и повышении температуры его деталей. Соответственно при уменьшении прокачки масла и увеличении прорыва газов из надпоршневого пространства в картер количество образующихся лаков и скорость их образования возрастают. Склонность к лакообразованию увеличивается с утяжелением фракционного состава нефтепродукта, поэтому количество лака, образующегося из бензина, меньше, чем из дизельного топлива, а из дизельного топлива меньше, чем из моторного масла. Наибольшей склонностью к лакообразованию обладают асфальто-смолистые вещества.
Большое влияние на лакообразование оказывает использование топлива с повышенным содержанием серы — получающиеся при этом лаки прочно связаны с металлом. Одновременно образуются органические сернистые соединения, способствующие пригоранию колец и коррозионному износу пар трения.
На скорость лакообразования каталитическое влияние оказывают металлы (наибольшее — малоуглеродистые стали, меньшее — нержавеющая сталь, медь, бронза, алюминий и его сплавы). Склонность масла к лакообразованию зависит от его термоокислительной стабильности.
Интенсивность лакообразования зависит от количества и степени дисперсности, склонных к выделению из раствора окисленных органических веществ, находящихся в масле. На поверхностях деталей оседают относительно крупные частицы, мелкие остаются в масле и лаковых отложений не образуют. Следовательно, для уменьшения лакообразования масло должно обладать свойствами поддерживать смолистые вещества в дисперсной фазе и препятствовать отложению лаковых пленок на металлических поверхностях. Базовые масла практически не обладают этими свойствами.
Для придания моторному маслу соответствующих свойств в него вводят моюще-диспергирующие присадки, содержащие поверхностно-активные вещества. Действие этих присадок основано на химических реакциях с отложениями (нейтрализация кислых продуктов, химическое превращение склонных к лакообразованию промежуточных продуктов окисления в карбены и карбоиды, легко отделяющиеся от металлических поверхностей и пр.) и физическом взаимодействии с частицами отложений. Это взаимодействие заключается в адсорбции присадки на частицах отложений, ограничивающей их дальнейший рост, и поддержании образовавшихся мицелл в виде коллоидного раствора в масле (диспергирующее действие присадок), а также создании на металлических поверхностях пленок, препятствующих отложению лаков и снижающих адгезию уже образовавшихся отложений к поверхности металла (моющее действие присадок).
Применяют два основных типа моющих присадок: зольные и беззольные. Зольные присадки содержат сульфонаты бария, кальция, магния и обладают высокой щелочностью, обеспечивающей эффективную нейтрализацию кислых продуктов.
При сгорании зольных присадок образуется зола, оказывающая отрицательное влияние на работу двигателя. Зольность масла определяется путем сжигания образца испытуемого продукта, прокаливания твердого остатка до постоянной массы, которую принимают за массу золы. Зольность х оценивается в процентах по уравнению
х =( m1/m)100,
где т1—масса золы, г; т—масса испытуемого продукта, г.
Зольность товарных масел находится в пределах 0,5 — 2,6% (0,5 — 1,0 % малозольные масла; 1,5 — 2,0 % — высокозольные).
Содержание золы до 0,002 % оценивается как ее отсутствие. При снижении зольности масла уменьшается возможность возникновения калильного зажигания, улучшается работа свечей и уменьшается износ двигателя.
Беззольные присадки состоят из органических соединений и при сгорании не дают зольных отложений. Существуют беззольные присадки двух основных видов: на основе производных янтарной кислоты — сукцинимидные присадки и на основе метакрилоных эфиров и азотистых соединений — сополимерные присадки. Недостатком беззольных присадок является повышенная коррозионная агрессивность, поэтому их применяют вместе с антиокислительными присадками.
Моюще-диспергирующие присадки относятся к наиболее распространенному типу присадок. Их добавляют к моторным маслам в относительно больших количествах — до 20 % и при этом используют сочетание присадок различного типа, отличающихся по характеру действия.
Моющие свойства масел характеризуют величиной моющего потенциала, определяющего способность анализируемого масла удерживать во взвешенном состоянии эталонный загрязнитель. Чем больше моющий потенциал масла, тем лучше его моющие свойства. Моющие свойства масел определяют лабораторными методами или по результатам моторных испытаний. Наиболее распространен лабораторный метод определения моющих свойств на приборе, который представляет собой одноцилиндровую установку с кривошипно-шатунным механизмом, приводимым от электродвигателя. Заданные температуры масла в картере и на поверхности поршня обеспечиваются электроподогревателями. После испытаний на исследуемом масле в течение заданного промежутка времени установку разбирают и по количеству лака, образовавшегося на боковой поверхности поршня, по цветной шкале оценивают моющие свойства масла. Если на поршне отсутствует лак, то масло получает балл 0, если поршень сильно загрязнен лаком — балл 6.
Шлам представляет собой липкую студнеобразную массу, отлагающуюся на поверхностях, контактирующих с маслом при относительно низких температурах (картер, клапанная коробка, центрифуга и пр.), поэтому вместо термина «шлам» иногда применяют название «низкотемпературные отложения» или «осадок». В состав шлама входят: масло, тяжелые фракции и продукты неполного сгорания топлива, сажа, частицы нагара, нерастворимые в масле продукты окисления и полимеризации углеводородов (асфальтены, карбены, карбоиды), смолистые вещества, сернистые соединения, а также зола и всевозможные загрязнения, попадающие в моторное масло. Источниками поступления этих веществ являются прорывающиеся в картер из надпоршневого пространства отработавшие газы двигателя; продукты, образующиеся при старении масла, в результате износа поверхностей трения и загрязнения, поступающие в масло через систему вентиляции картера.
В присутствии воды перечисленные компоненты шлама агрегатируются и выпадают в осадок. Это явление можно проиллюстрировать следующим опытом. Если 1 или 2 % сажи тщательно размешать в масле, то даже после длительного отстоя большая часть сажи остается в масле во взвешенном состоянии. Если же в этот состав добавить небольшое количество воды и взболтать, то через непродолжительное время большая часть сажи выпадет в осадок и масло вновь станет прозрачным.
Наличие смолисто-асфальтовых веществ придает осадку липкость. Оксиды азота и серы, поступающие в картер с отработавшими газами, оказывают каталитическое влияние на окисление и поликонденсацию углеводородов, а следовательно, интенсифицируют образование шлама, увеличивая одновременно его коррозионную агрессивность.
При работе двигателя на этилированных бензинах и на топливах с повышенным содержанием серы количество образующегося шлама возрастает.
Осадкообразование можно уменьшить путем совершенствования конструкции двигателя за счет введения мероприятий, обеспечивающих эффективную вентиляцию картера, тщательную фильтрацию масла и повышение температурного режима при работе на холостом ходу и малых нагрузках. Наличие в масле моюще-диспергирующих присадок уменьшает количество образующихся осадков.
Склонность моторных масел к образованию шлама определяют путем испытаний масла в течение 120 ч на лабораторном одноцилиндровом карбюраторном двигателе с последующим определением количества отложений, образовавшихся в центрифуге.
Для очистки масляной системы двигателя от шлама применяют промывочные масла, обладающие высокой диспергирующей и растворяющей способностью. В состав таких масел входят маловязкие базовые масла, керосиновые дистилляты, растворители и моющие средства (фенолы, кетоны, гликолевые эфиры, толуол и т.п.; например, смесь, состоящая из 90 % маловязкого масла и 10 % бензола или толуола). Промывку осуществляют путем кратковременной (15 —30 мин) работы двигателя на промывочном масле в режиме холостого хода или минимальной нагрузки при температуре охлаждающей жидкости 50 —70 °С.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив