logo search
«Топливо и смазочные материалы»

§ 6.7. Обкаточные свойства масел

Эксплуатационная надежность и долговечность двигателя в значительной степени определяются качеством его обкатки, при ко­торой происходит приработка поверхностей трения, изменяется их микрогеометрия, микротвердость и маслоемкость и другие важные изменения, обусловливающие надежность двигателя. От свойств мас­ла зависит качество и длительность приработки деталей. Большая длительность обкатки неприемлема в условиях массового производ­ства.

Экспериментами установлено, что благодаря хорошим охлажда­ющим свойствам и высокой текучести маловязких масел процесс обкатки при использовании таких масел можно сократить. Однако вследствие характерной для этих масел малой несущей способности граничной пленки увеличивается вероятность задиров поверхностей трения. При увеличении вязкости масла возрастают силы трения и тепловыделение по трущимся поверхностям, что приводит к необ­ходимости вводить щадящие режимы обкатки и соответственно увеличивать ее продолжительность. Поэтому для обеспечения каче­ственной и эффективной обкатки двигателей необходимо использо­вать специально подбираемые обкаточные (приработанные) масла. Такие масла обладают высокими моющими, диспергирующими, антиокислитсльными и антикоррозионными свойствами наряду со способностью обеспечивать интенсивную приработку трущихся повер­хностей. Для повышения этой способности в масла вводят обкатанные присадки, включающие в себя поверхностно-активные вещества на основе серы, хлора, фосфора, жирных кислот и пр.

Масло с поверхностно-активными присадками интенсифицирует срезание микрошероховатостей вследствие снижения твердости в де­формируемой зоне. В дальнейшем в результате улучшения микро­структуры поверхностей износ снижается.

К специальным требованиям, предъявляемым к обкаточным мас­лам, относятся также сохранение стабильности при высокооборотном центрифугировании и попадании воды в масло (эти требования свя­заны с особенностями работы централизованных стендовых поточно-циркуляционных масляных систем). После завершения обкатки двигатели в зависимости от их дальнейшего использования заправ­ляют консервационным или рабоче-консервационным маслом.

Контрольные вопросы

1. Как повысить противозадирные свойства масла? 2. Какими методами можно повысить надежность запуска холодного двигателя? 3. Чему должен быть равен теоретический температурный коэффициент вязкости масла, обладающего наилучшими вязкостно-температурными характеристиками? 4. На какие характеристики двигателя влияют депрессорные свойства масла? 5. Какой вид масла следует использовать в двигателе комбайна?