§ 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
При движении коленчатого вала и шатунов в картере двигателя и при воздействии на масло знакопеременных нагрузок (вибрации двигателя, движение по неровным дорогам, большое ускорение) в объем масла увлекаются газы, содержащиеся в картере (отработавшие газы, воздух, пары топлива). В результате в масле может оказаться до 25 % газа по объему. Насыщение газом масла называют аэрацией.
Газ в масле может находиться в следующих состояниях: в растворенном виде — в этом случае масло представляет собой гомогенную структуру и при неизменных условиях окружающей среды наличие газа в масле практически не изменяет его физических свойств;
в виде газо-масляной дисперсии — мельчайшие пузырьки газа относительно равномерно распределены по всей массе масла;
в виде пены — на поверхности масла накапливается большое количество газа, заключенного в тончайшую масляную оболочку; образующаяся пенная «шапка» занимает большой объем при малом массовом содержании масла в пене.
Указанные три состояния газа в масле (раствор, дисперсия и пена) могут переходить друг в друга. В частности, под воздействием колебаний звуковых или сверхзвуковых частот, при снижении давления и увеличении температуры газ выделяется из раствора в дисперсную фазу. Такой процесс протекает, например, при выходе масла из масляной магистрали в полость подшипника. При определенных условиях дисперсная фаза может переходить в раствор, пену и обратно. Особенно сильная аэрация имеет место при перегреве масла и при попадании в него моторного топлива (относительно низкокипящие фракции моторного топлива образуют большое количество газа).
Свойство масла образовывать пену характеризуется его вспениваемостью (пенообразованием). Аэрация является основной причиной вспенивания масла. Пенообразование в значительной степени зависит от конструктивных особенностей двигателя — типа и расположения маслосборника, масляного насоса, маслопроводов и пр., но основное влияние на образование пены оказывают свойства и качества масла.
Таблица 6.1
Плотность масла, кг/м3
| Вязкость, мм2/с | Количество воздуха в масле, % по объему |
882 | 898 | 9,70 |
880 | 368 | 9,05 |
870 | 175 | 7,75 |
Примечание. Все параметры даны при 21°С |
Пенообразование увеличивается при возрастании количества содержащихся в масле смол (они играют роль поверхностно-активных веществ) и воды. Склонность масла к пенообразованию зависит от его вязкости. Это объясняется тем, что более вязкое масло стабилизирует пену. С увеличением плотности масла степень его аэрации возрастает (табл. 6.1).
Аэрация оказывает отрицательное влияние на состояние масла и условия его работы в двигателе. Аэрированное масло обладает худшими смазывающими способностями, меньшей химической стабильностью и повышенной коррозионной агрессивностью. Наличие дисперсной газомасляной эмульсии и пены обусловливает ускоренное окисление масла вследствие его нагрева при прохождении через масляный насос. При увеличении давления до 0,8 - 1,0 МПа температура воздуха внутри пузырька при его сжатии может достигать 300 - 370°С, в результате чего происходит частичное термическое разложение масла.
При значительном изменении давления в слое масла с газомасляной дисперсией (как это имеет место, например, в подшипниках скольжения) и при соприкосновении пузырьков газа с относительно холодными поверхностями пузырьки могут «схлопываться» с образованием ударной волны. Под действием ударной волны возникают локальные эрозионные разрушения поверхностей, это явление носит название кавитации (от лат. cavitas — пустота), а эрозионные разрушения поверхностей — кавитационных разрушений. Наиболее интенсивно кавитация развивается при воздействии колебаний звуковых или сверхзвуковых частот, а также в случае, если давление равно или меньше давления насыщенного пара жидкости (в этом, в частности, заключена опасность попадания жидкого топлива в масло). При интенсивном пенообразовании возможно появление пены у заборного элемента маслосистемы двигателя и, как следствие этого, возникновение масляного голодания.
Для уменьшения вспениваемости масел в них вводят противопенные присадки. Практически во все моторные масла вводят противопенные присадки на основе кремнийорганических соединений (полисилоксановые жидкости). Механизм пеногасящего действия этих присадок заключается в том, что кремнийорганические соединения плохо растворяются в масле и располагаются на поверхности раздела масло-воздух в виде тончайшей пленки. Обладая большим поверхностным натяжением, эти пленки ускоряют «схлопывание» пузырьков пены, успокаивают колебания масла в картере двигателя и препятствуют проникновению газа в масло (что одновременно способствует уменьшению его окисления). К недостаткам противопенных присадок относится то, что они ухудшают адсорбцию масел к металлическим поверхностям, а продукт их сгорания — диоксид кремния SiO2 — является абразивом. Противопенные присадки вводят в масло в небольших количествах — 0,001 —0,005 %.
При попадании воды в моторное масло образуется эмульсия, представляющая собой смесь мелких капель воды с маслом. Такие эмульсии ухудшают смазочные свойства масла и увеличивают его коррозионное воздействие. В присутствии воды на поверхности чугуна и алюминия может проходить интенсивная реакция коррозионного типа. Выделяющийся при этом водород обусловливает дополнительный водородный износ и наводороживание деталей, приводящее к ускоренному разрушению узла трения.
Количество воды, находящейся в виде эмульсии в масле, можно определить по изменению диэлектрической проницаемости эмульсии (диэлькометрический метод определения влажности).
С термодинамической точки зрения эмульсии неустойчивы и расслаиваются — вода выделяется в отдельную фазу. Такой процесс называют деэмульсированием. Скорость деэмульсирования зависит от вязкости масла.
Способность масла восстанавливаться из эмульсии определяется числом деэмульсации — величиной промежутка времени (в секундах), в течение которого из полученной в определенных условиях водомасляной эмульсии выделяется заданное количество масла. Для уменьшения количества образующейся эмульсии и ускорения ее расслоения в моторные масла вводят специальные вещества — деэмульсаторы.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив