§ 6.3. Стабильность масел
Под стабильностью масла понимают его способность сохранять показатели качества в пределах определенных допусков в заданных условиях эксплуатации. Различают химическую и физическую стабильность масел.
Химическая стабильность определяется способностью масла сохранять химический состав при хранении, транспортировании и использовании в двигателе. Основной причиной нарушения химической стабильности масла является окисление углеводородов, входящих в его состав, кислородом, содержащимся в газах, контактирующих с маслом. При температурах 40 °С и отсутствии каталитического воздействия скорость окисления пренебрежимо мала и масло в емкостях может храниться длительное время (годами).
С повышением температуры скорость окисления увеличивается (при работе в двигателе примерно удваивается на каждые 10 °С), и при достаточно высоких температурах начинается его термическое разложение. Температура поверхностей деталей, с которыми контактирует масло, достигает 280 °С (верхняя кольцевая канавка поршня) и доходит до 400 °С (стебель выпускного клапана). Температура газов, проникающих из надпоршневого пространства в картер дизелей, в зависимости от режима работы равна 500 -700 C.
Способность масла противостоять окислению при повышенных
температурах характеризуется его термоокислительной стабильностью. Это свойство определяет работоспособность масла в цилиндро-поршневой группе и ограничивает максимально допустимую температуру стенки цилиндра, вводя жесткие ограничения на условия ее охлаждения. Для обеспечения стабильности современных моторных масел средняя температура стенки цилиндра не должна превышать 250 — 280 °С. Если получить масла стабильные при температуре стенки 700 — 1000 °С, то можно осуществить процесс в ДВС, близкий к адиабатному. Следовательно, получение масел с высокой термоокислительной стабильностью является одним из основных этапов приближения к адиабатному двигателю.
На характер окисления масла кроме температуры оказывают влияние специфические условия его работы в двигателе — большие поверхности контакта масла с воздухом (масляные пленки, масляный туман, вспенивание масла в картере). Значительную роль играет контакт масла с металлами (в особенности с мелкодиспергированными продуктами износа). Например, медь, сталь, свинец ускоряют процесс окисления (являются его катализаторами) (рис. 6.11), а алюминий и олово не влияют или даже тормозят окисление. Наиболее интенсивное окисление масла наблюдается в относительно тонких слоях, находящихся на сильно нагретых металлических поверхностях.
Окисление и сопутствующая ему полимеризация окисленных углеводородов проходят как последовательная цепная реакция: образование органических кислот, карбенов, кар-бондов, асфальтенов и пр. Окисление масла дополнительно увеличивается из-за растворения в нем продуктов сгорания топлива. По мере увеличения степени окисления возрастает молярная масса образующихся продуктов и снижается их растворимость в масле. Конечные продукты окислительной полимеризации — карбены и карбоиды — нерастворимы в органических соединениях. При накоплении продуктов окисления возрастают вязкость и кислотность масла.
Различные типы углеводородов, входящих в базовое масло, дают разные по химическому составу и физическим свойствам конечные продукты окисления. Парафиновые и нафтеновые углеводороды при окислении образуют растворимые в масле соединения, ароматические дают нерастворимые в масле отложения — смолисто-асфальтовые вещества. Поэтому хорошо очищенные от ароматических веществ базовые масла склонны к повышению вязкости и кислотности (благодаря чему повышается их коррозионная агрессивность), но даже в тяжелых условиях работы двигателя дают малое количество отложений. Наибольшей стойкостью к окислению обладают углеводороды, не имеющие боковых цепей. Более того, продукты окисления этих углеводородов — фенольные соединения — обладают свойством обрывать цепи окислительных реакций, т.е. предохранять от окисления остальные углеводороды. На этом свойстве основан метод усиления антиокислительных свойств масла — путем введения в него веществ фенольного характера (например, ионола).
Образующиеся в процессе окисления масла промежуточные продукты могут как ускорять, так и замедлять дальнейшие окислительные и полимеризационные процессы. Некоторые из углеводородных компонентов базовых масел (например, смолистые вещества) являются естественными антиокислителями, поэтому увеличение глубины очистки масла может усилить его склонность к окислению. Перекисные соединения действуют в качестве катализаторов, ускоряющих окисление углеводородов масла и способствующих глубокому окислению начальных продуктов.
Стабильность моторных масел против окисления определяется их антиокислительными свойствами и характеризуется изменением кислотного числа, вязкости, содержания смол (для масел без присадки) и коксуемости.
Для повышения устойчивости масел против окисления в них вводят антиокислительные присадки. По механизму воздействия различают две группы антиокислительных присадок: присадки, тормозящие образование активных радикалов в начальной стадии процесса окисления, и присадки, не только тормозящие этот процесс, но и разлагающие уже образовавшиеся окисленные продукты с превращением их в стабильное к дальнейшему окислению состояние (к разрыву цепной реакции окисления).
В качестве антиокислительных присадок к моторным маслам используют раствор диалкилтиофосфатов металлов (бария, цинка) в веретенном масле. Эти присадки, являясь многофункциональными, улучшают также антикоррозионные, моюще-депрессорные, деэмульгирующие и противоизносные свойства масел.
Антиокислительные свойства моторных масел определяют путем испытаний масла на лабораторной одноцилиндровой установке с последующей оценкой антиокислительных свойств по изменению вязкости масла за время испытаний.
Для уменьшения каталитического воздействия металлов на окисление моторного масла в него вводят пассивирующие присадки (пассиваторы металлов) и деактиваторы. Принцип действия пассивирующих присадок заключается в том, что они образуют на поверхности металла адсорбированную или хемосорбированную пленку, предотвращающую непосредственный контакт масла с металлом и эмиссию ионов металла в масло. Благодаря этому пассиваторы металлов придают маслу также антикоррозионные и консервационные свойства. Механизм антиокислительного действия деактиваторов основан на том, что они переводят в неактивное состояние соединения металлов, растворенные в масле.
В некоторых условиях эксплуатации отдельные типы двигателей могут подвергаться воздействию радиации, при этом на смазочные материалы воздействуют потоки квантового (γ-излучение) и корпускулярного (α-частицы, протоны, нейтроны и т.д.) излучений. Эти излучения оказывают на смазочные материалы влияние энергетического характера. Под действием радиационного облучения происходит частичный разрыв связей между атомами в молекулах и их ионизация. В результате образуются свободные радикалы и ионы, которые в дальнейшем участвуют в цепных реакциях окисления и полимеризации. Частичное отщепление гомон водорода приводит к появлению высокоуглеродистых продуктов конденсации. Под действием этих процессов повышается кислотность и вязкость масел. В загущенных маслах разрушаются вязкостные присадки, в результате чего в начале обучения вязкость загущенных масел при рабочей температуре снижается, но затем они загустевают так же, как и остальные масла. Способность масла противостоять радиационному облучению характеризуется его радиационной стойкостью (стабильностью).
Радиационная стойкость масел во многом зависит от их термоокислительной стабильности. Стандартные нефтяные и синтетические масла обладают радиационной стойкостью, обеспечивающей сохранение их эксплуатационных свойств при суммарной дозе поглощенного излучения не более 2 10 Гр. Для повышения радиационной стойкости моторных масел в них вводят антирадиационные присадки. К таким присадкам, например, относят иод, бензол, тиазины и пр.
Физическая стабильность масла определяется его способностью сохранять заданный фракционный состав и физическую гомогенность. Фракционный состав масла изменяется вследствие его испарения во время работы в двигателе. При повышении температуры масла в первую очередь испаряются наиболее легкокипящие фракции. В результате масло обогащается высококипящими тяжелыми фракциями, обладающими повышенной вязкостью и склонностью к осадкообразованию. При сужении фракционного состава масла его физико-химические свойства становятся более стабильными.
П рактически единственным способом воздействия на физическую стабильность является выбор базовых масел, включающих в себя минимальное количество легкокипящих фракций и обладающих возможно более узким фракционным составом. К таким маслам относится большинство синтетических масел, испаряемость которых в несколько раз меньше, чем у нефтяных (рис. 6.12). Это создает благоприятные условия для получения на основе синтетических (особенно полиэфирных) масел долгоработающих моторных масел.
Экспериментальное определение фракционного состава моторного масла затруднено из-за того, что разгонка (во избежание термического разложения) должна проводиться под вакуумом. Поэтому оценка физической стабильности моторного масла осуществляется по косвенному параметру — температуре вспышки паров.
Температурой вспышки паров называют минимальную температуру, до которой необходимо нагреть в специальном приборе масло, чтобы его пары воспламенились на воздухе от поднесенного к ним открытого пламени. Чем ниже эта температура, тем больше в масле низкокипящих углеводородов и тем более склонно оно к испарению.
Иногда для этой же цели (а также для оценки пожароопасности масла) используют температуру воспламенения масла. Температурой воспламенения называют минимальную температуру, до которой необходимо нагреть масло, чтобы оно загорелось с поверхности от поднесенного к нему открытого пламени. Очень низкие температуры вспышки и воспламенения характеризуют высокую испаряемость или наличие в нем больших количеств топлива.
Потери от испарения масла в динамических условиях определяют по стандартной методике путем пропускания воздуха через испытуемое масло и определения относительных потерь массы масла (в процентах).
Физическая гомогенность масла определяется равномерностью распределения в нем добавок и присадок, нерастворимых в масле. Для обеспечения физической гомогенности эти компоненты вводят в масло в тонкодисперсном состоянии, образуя тем самым коллоидный раствор. Устойчивость (коллоидная стабильность) коллоидного раствора определяет изменение качества масла при хранении. Нарушение коллоидной стабильности — коагуляция — вызывает выпадение присадки в осадок и ухудшение эксплуатационных свойств масла. К факторам, усиливающим процесс коагуляции, относятся, в частности, увеличение длительности и температурного диапазона хранения, частота смены температур, а также воздействие ударных и вибрационных нагрузок. Ускорение коагуляции наблюдается при попадании в масло посторонних примесей (вода, механические загрязнения и т.п.), играющих роль центров коагуляции. С увеличением вязкости масла коллоидная стабильность улучшается. Физическая стабильность синтетических масел широко изменяется в зависимости от их химического состава. Для некоторых марок неуглеводородных синтетических масел ограничены условия хранения по температуре окружающей среды, транспортным вибрациям и перегрузкам.
- Введение
- Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов
- § 1.1. Свойства и состав нефти
- § 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов
- § 1.3. Очистка нефтепродуктов
- Глава 2 общие сведения о топливах
- § 2.1. Классификация топлив
- § 2.2. Состав нефтяных топлив
- § 2.3. Горючая смесь
- § 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей
- § 2.5. Альтернативные топлива
- Глава 3. Свойства топлив
- § 3.1. Испаряемость топлив
- § 3.2 Детонационная стойкость топлив
- § 3.4. Теплофизические свойства топлив
- § 3.5. Стабильность топлив
- § 3.6. Влияние топлив на коррозионный износ
- § 3.7. Противоизносные свойства топлив
- § 3.8. Влияние топлива на образование отложений
- § 3.9. Экологические свойства топлив
- Глава 4
- § 4.1. Жидкие нефтяные топлива
- § 4.2. Газообразные углеводородные топлива
- § 4.3. Спирты
- § 4.4. Водород и аммиак
- Глава 5
- § 5.1. Трение и смазка
- § 5.2. Износ
- § 5.3. Классификация смазочных материалов и требования к их свойствам
- § 5.4. Состав и условия работы моторных масел
- § 5.5. Присадки к маслам
- Глава 6. Свойства моторных масел
- § 6.1. Смазочные свойства масел
- § 6.2. Вязкостные и депрессорные свойства масел
- § 6.3. Стабильность масел
- § 6.4. Влияние масла на образование отложений
- § 6.5. Антикоррозионные и консервационные свойства масел
- § 6.6. Противопенные и деэмульсионные свойства масел
- § 6.7. Обкаточные свойства масел
- Глава 7. Применение моторных масел в двигателях внутреннего сгорания
- § 7.1. Ассортимент товарных моторных масел
- § 7.2. Синтетические моторные масла
- § 7.3. Выбор моторного масла
- § 7.4. Старение, угар и смена моторных масел
- Глава 8 твердые и пластичные смазки
- § 8.1. Твердые слоистые смазки. Мягкие металлы. Полимерные и композиционные материалы
- § 8.2. Общие сведения о пластичных смазках
- § 8.3. Свойства пластичных смазок
- § 8.4. Ассортимент пластичных смазок
- Глава 9 охлаждающие жидкости
- §9.1. Вода
- § 9.2. Антифризы
- § 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости
- § 3.2. Детонационная стойкость топлив