logo search
«Топливо и смазочные материалы»

§ 9.3. Высококипящие охлаждающие жидкости

Для охлаждения форсированных двигателей используют охлаж­дающие жидкости с температурами кипения выше 100 ^ — высо­кокипящие жидкости. Такие жидкости состоят из смеси высокомолекулярных спиртов гликолем и эфиров, выкипающих при температуре 110 — 200 С. Основные свойства некоторых высо-кокипящих охлаждающих жидкостей приведены в табл. 9.4.

Таблица 9.4

Свойства жидкости

Жидкости с температурой замерзания

Не выше -40°С

Не выше -60°С

Внешний вид

Прозрачная, бесцветная или слабомутная желтоватая жидкость

Плотность при 20 °С, кг/м'

1100

1050

Температура начала кипения, °С

130-145

130-140

Температура конца кипения, °С

-

195-210

Содержание механических примесей, %, не более

0,005

0,005

Зольность, %, не более

0,8-1,0

0,8-1,0

Вязкость кинематическая, мм /с, при;

—35 °С

-

410

—30 °С

500

320

Применение высококипящих охлаждающих жидкостей позволяет уменьшить теплопотери в систему охлаждения и интенсифицировать процессы теплопередачи в этой системе. Это приводит к уменьшению поверхности радиатора и мощности, затрачиваемой на привод насоса системы охлаждения.

Контрольные вопросы

1. Как уменьшить жесткость воды в нолевых условиях? Какие вещества, образующие накинь, при этом не устраняются и почему? 2. Возникновение каких «неприятностей» еле-дуст ожидать при замене в системе охлаждения воды на антифриз? 3. В каком состоянии будет двигатель с системой охлаждения, заправленный антифризом марки «Тосол-А» (тем­пература замерзании —11,5 "О после хранения при температуре —40 °С? 4. Плотность антифриза раина 1066 кг/м . Чему равна температура его замерзания? 5. Почему исиоль-зукл нысококимяшие охлаждающие жидкости?

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Аккумуляторы энергии

Топливо является источником химической энергии, которая в двигателе последова­тельно через тепловую энергию превращается в полезную механическую работу. Помимо химической необходимое количество энергии может накапливаться — аккумулироваться — на борту транспортного средства и в виде электрической, механической или тепловой энергии в соответствующих аккумулирующих устройсгвах — электрических, ме­ханических или тепловых аккумуляторах. Учитывая актуальность энергетических проблем транспорта, вопросам использования таких аккумуляторов придается большое значение. Уже в настоящее время они могут быть конкурентоспособны с химическими источниками энергии в ряде отраслей народного хозяйства. Отсюда следует целесообразность ознаком­ления с основными видами аккумуляторов и их сравнительной оценки с химическими энер­гоносителями.

Одним из важнейших показателей аккумуляторов энергии (а в более широком рас­смотрении любых энергоносителей) является удельная энергоемкость — количество энергии, запасенной в 1 кг массы энергоносителя.

Ниже даны ориентировочные величины удельной энергоемкости, МДж/кг, для неко­торых видов аккумуляторов энергии и энергоносителей:

Электрический свинцовый

0,06—0,126

серебряно-цинковый

0,40

Тепловой

1,7

Механический:

маховик из стали

0,072

маховик из волокнистого композиционного материала

0,25—0,43

Бензин (энергоноситель)

42

Водород (энергоноситель)

120

В табл. 1.1 приведены данные по некоторым эксплуатационным характеристикам наиболее известных типов электрических аккумуляторов (ЭА).

Таблица 1.1

Тип аккумулятора

Срок службы по циклам перезарядки, ч

Удельная энергоемкость, кДж/кг

Относитель­ная стоимость

Свинец — кислота

200

58—126

1

Никель — железо

2000

90

3

Никель — кадмий

2000

112

6

Никель — цинк

200

200

4

Серебро — цинк

100

400

9

Серебро кадмий

200

240

10

Цинк-воздух

-

До 470

-

Литий-хлор

-

540 (при температуре 650 °С)

-

Продолжение табл. 1.1

Примечание. Относительная стоимость приведена в сравнении с аккумулятором «свинец-кислота».

При определении возможности использования ЭЛ на транспортном средстве необ­ходимо учитывать помимо стоимости собственно энергии (которая обычно относительно не­велика) затраты, связанные с заменой и ремонтом ЭЛ, определяемые относительно небольшим числом циклов перезарядки (ресурс по пробегу до 50 000 км).

Основным достоинством ЭЛ, обусловливающим возможность и целесообразность их практического использования, является экологическое совершенство, заключающееся в практическом отсутствии загрязнения окружающей среды транспортным средством при исключении использования нефтяных топлив. Главный недостаток — низкая удельная энергоемкость, обусловливающая большую собственную массу ЭА (до 1 /3 от массы элект­ромобиля), а также относительно небольшой ресурс по количеству перезарядок. В настоя­щее время нет ЗА, достаточно эффективно конкурирующего с ДВС по комплексу определяющих эксплуатационных свойств. Получены ЭА, обладающие хорошими показа­телями по отдельным свойствам, но при этом наблюдается ухудшение других харак­теристик. Например, удельная энергоемкость хлористо-цинкового ЭА в 4 раза больше, чем у свинцового, при сроке службы до 10 лет (2500 циклов перезарядки), но работа этого ЭА j должна обеспечиваться системой циркуляционных насосов для прокачки электролита, теплообменниками, емкостями для электролита и др. Ведутся интенсивные работы по созданию . новых и улучшению ЭА существующих типов.

В качестве примера практического использования ЭА можно указать на опытный элек­тромобиль, имеющий снаряженную массу 1506 кг на свинцовых ЭА (масса 490 кг), запас хода 187 км при скорости 56 км/ч и полезной нагрузке 272 кг.

Механический (инерционный) аккумулятор

Работа механического аккумулятора (МА> основана на накоплении кинетической энергии во вращающихся маховиках. Маховики изготавливают из волокнистых композиционных материалов.

Современные маховики имеют рабочую частоту крашения до (80 — 100) 10 мин при этом удельная энергоемкость МА достигает 0,25 МДж/кг, а при испытаниях на границе разрушения-до 0,45 МДж/кг.

Для уменьшения механических потерь от трения о воздух маховик помещают в вакуумированыый кожух. Волокна в маховике располагают таким образом, чтобы при нарушении его структуры (разрушении) волокна, отделившиеся под действием инерционных сил, контактировали с кожухом, обеспечивая самоторможение маховика. Таким образом в значительной степени попытается безопасность эксплуатации МА, рассматриваемых как перспективный элемент гибридных силовых установок, обеспечивающий рекуперацию до 40 % энергии торможения транспортных средств (что особенно ценно для внутригородского общественного транспорта) и работу ДВС практически на постоянном режиме, соответству­ющем максимальной топливной экономичности и минимальной токсичности отработавших сазов. Имеются опытные образцы автомобилей, имеющих МА в качестве, основной и единственной силовой установки

Тепловой аккумулятор

В тепловом аккумуляторе (ГА) энергия накапливается в виде теплоты, затрачиваемой на нагрев и (или) расплавление рабочего тела ТА. Эта энергии отбирается от ТА также в виде теплоты, которая может либо использоваться непосредственно в двигателях, рабочий цикл которых допускает такое использование, (напри­мер, двигатели внешнего сгорания — паровые и работа­ющие по циклу Стирлинга), либо трансформироваться в фугой вид энергии (например, в электрическую в тер­моэлектронных преобразователях).

В качестве примера рассмотрим ТА, использующий фтористый литий (LiF) в качестве рабочего тела (на­полнителя). На рис. П.1 представлено изменение энер­гоемкости такого ТА по температуре.

Д ля нагрева 1 кг LiF от 550 С до точки плавления, соответствующей 848 С, расходуется около 0,8 МДж/кг тепловой энергии. Для полного расплава рабо­чего тела требуется 1,7 МДж/кг, при этом после транс­формации тепловой энергии в механическую полезный выход последней равен около 0,7 МДж на 1 кг рабочего ■ ела аккумулятора. Передача тепловой энергии от акку­мулятора к потребителю может быть реализована с помощью тепловых трубок, использующих тепловые эффекты, возникающие при изменении агрегатного со­стояния вещества. Например, в рассмотренном примере для переноса теплоты использован жидкий натрий, ко-

торый испаряется, поглощая теплоту в ТА, и конденсируется, отдавая теплоту в головке двигателя Стирлинга. Конденсат возвращается в ТА. По ориентировочным расчетам легко­вой автомобиль малого класса с полной массой 1135 кг, оснащенный ТА рассмотренного типа массой в 139 кг (масса LiF— 106 кг, тепловых трубок — 12, конструкции ТА и теплоизоляции — 21 кг)т должен обладать запасом хода в 311 км.

Приложение II

Таблица 0.1. Авиационные бензины

Показатели качества

Нормы лля марок

Б-100/130

Б-95/130

Б-91/115

Содержание ТЭС, г/кг, не более

2,7

3,1

2,5

Детонационная стойкость ОЧМ, не менее

99

95

95

Фракционный состав, °С t 10%, не выше

75

82

82

Давление насыщенных паров, кМа:

не менее

32,0

29,3

29,3

не более

48,0

48,0

48,0

Йодное число, г I2/100 г, не более

5,0

6,0

2,0

Содержание фактических смол, мг/100мл, не более

3

4

3

Цвет

Оранжево-крас­ный

Желтый

Зеленый

Для всех марок авиационного бензина: низшая теплота сгорания 43 МДж/кг; tнк не ниже 40 °С; t50% не выше t45°С; t97.5% не выше180°С; остаток, %. не более 1,5 кислотность мг КОН/100 мл, не более 0,3; температурa начала кристаллизации, °С, не выше — 60; содержание ароматических углеводородов, %, не более -35; содержание серы, %, не более 0,03.

Приложение Ш

Таблица III. 1. Характеристика дизельного топлива утяжеленного

фракционного состава

Показатель

Норма

Показатель

Норма

Цетановое число

45

Содержание серы, %:

Фракционный состав:

в топливе вида I

0,2

50 % (об.) перегоняется при температуре, °С

290

в топливе вида 11

0,5

до 360 °С перегоняется, %

90

Содержание меркаптановой серы, %

0,01

Вязкость кинематическая при

20 "С, мм7с

3,0—6,5

Испытание на медной пластинке

Выдержива-ет

Температура, °С:

Кислотность, г КОН/100 см3

5

застывания

0

Йодное число, г I2/100 г

6

помутнения

5

Зольность, %

О 01

Температура вспышки в за­крытом тигле, °С:

Коксуемость 10 %-ного ос­татка, %

1/, W 1

0,3

для дизелей общего назна­чения

40

Коэффициент фильтруемости

3

для тепловозных и судовых дизелей

61

Плотность при 20 °С, кг/м3

860

Цвет, ел. ЦНТ

2

Таблица III. 2. Характеристика экспорного дизельного топлива.

Показатель

длэ

дзэ

Дизельный индекс, не менее

58

53

Фракционный состав, °С, не выше:

t50%

280

280

t90%

340

330

t90%

360

360

Вязкость кинематическая при 20 "С, мм /с

3,0—6,0

2,7—6,0

Температура, °С, не выше:

Застывания

— 10

-35

фильтруемости

-5

-

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

65

60

Содержание серы, %, не более

0,2

0,2

Испытание на медной пластинке

Выдерживат

Кислотность, мг КОН/100 см3, не более

3,0

3,0

Зольность, %, не более

0,01

0,01

Коксуемость 10 %- но го остатка, %, не более

0,2

0,2

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

Содержание механических примесей

Отсутствие

Пролрачностьпри 10"С

Прозрачно

Плотность при 20 "С, кг/м , не более

845

845

Приложение IV

В соответствии с ГОСТ 17479.2 — 85 обозначение марки трансмиссионных масел состоит из букв ТМ (масло трансмиссионное) и группы цифр, первая из которых харак­теризует принадлежность масла к определенной группе по эксплаутационным свойствам (табл. Ш.1), а следующие две цифры определяют класс вязкости масла (табл. III.2). В табл. III.3 приведены обозначения трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2 — 85 и соответству­ющие им обозначения по ассортименту, действовавшему до введения этого ГОСТа.

Таблица IV.1

Группа масел по эксплуатационным свой­ствам

Наличие присадки

Обдаете применения

1

Без противоизносных и антикор­розионных присадок

Цилиндрические, конические и червячные передачи мри 900 <р < < 1600; t< 90

2 3

С противоизносными присадками

Цилиндрические, конические и червячные передачи при р < < 2100, t< 130

3

С противозадирными присадками средней эффективности

Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи при р < 2500; t < 150

4

С эффективными противо­задирными присадками

Цилиндрические, спирально-ко­нические и гипоидные передачи при р<3000; t< 150

5

С высокоэффективными присад­ками и высокой гермоокислительной стабильностью

Гипоидные передачи, работаю­щие с ударными нагрузками при р>3000; t<150

Примечание. Индексами put соответственно обозначены контактные напря­жения в зацеплении, МПА, и температура масла, С.

Таблица IV.2

Класс вязкости

Кинематическая вязкость при 100 С, мм /с

По ГОСТ

17479.2— 85

По SAE J30B

9

75

6—10,99

12

80/85

11,00—13,99

18

90

14,00—24,99

34

140

25,00—41,00

Примечание. Масла, отно­сящиеся к классу вязкости 9, рекомендуется использовать в арктических условиях, отно­сящиеся к классу 12 — в условиях севера, относящиеся к классу 34 — в тропических условиях.

Таблица IV.3

Обозначение масла по ГОСТ 17479.2—85

Обозначение масля, принятое ранее

ТМ-1-18

АК-15

ТМ-2-18

ТОп-15

ТМ 2-34

ТС

ТМ-3-9

ТСп-9

ТМ-3-9

ТСп-10

ТМ-3-18

ТСп-15К

ТМ-3-18

ТАп-15В

ТМ 4-9

ТСэ-9ГИп

ТМ-4-34

ТСГип

ТМ-5-12зРК

ТМ5-12Рк

ТМ 5-18

ТАД-17п

Ниже рассмотрены области применения в автотракторной технике некоторых марок

трансмиссионных масел.

Масло ТСп-10 применяют всесезонно в северных районах и как зимнее в средней климатической (до температуры минус 30 — 35 С) для смазывания прямозубых, спираль­но-конических и червячных передач, работающих при контактных напряжениях до 1500 — 2000 МПа и температурах масла в пределах до 100 — 110 С.

Масло ТСсп-8 предназначено для смазывания агрегатов трансмиссий, имеющих пла­нетарные редукторы коробок передач и некоторых систем гидроуправления транспортных средств.

Масло ТСз-9гип предназначено для работы в различных автомобильных трансмиссиях (включая гипоидные) в интервале температур от —50 до +120 С.

Масло ТМ5-12 (перспективная марка) всесезонное для холодной климатической зоны в зимнее для средней полосы. 11редназначено для смазывания агрегатов трансмиссий грузо­вых и легковых автомобилей, а также других транспортных средств, имеющих гипоидные» спирально-конические, цилиндрические и червячные передачи. Применяют в качестве зимнего масла для коробок передач и ведущих мостов автомобилей семейства «Жигули». Температурный диапазон работоспособности масла от —40 до +140 С.

Масло ТМ5-12рк {перспективная марка) универсальное всесезонное рабоче-консер-вационное трансмиссионное* предназначенное для эксплуатации и консервации агрегатов трансмиссий автомобилей и другой транспортной техники, имеющих гипоидные, спираль­но-конические, червячные и цилиндрические передачи.

Масло ТЭп-15 применяют в качестве всесезонного трансмиссионного для тракторов и других сельскохозяйственных машин в вайонах с у меренным климатом, имеет рабочий тем­пературный диапазон от — 20 до +100 С.

Масло ТСп-15К трансмиссионное, единое для коробок передач и главной передачи (двухступенчатый редуктор с цилиндрическими и спирально-коническими шестернями) автомобилей КамАЗ. Работоспособно длительно при температурах от —20 до +130 С.

Масло ТАП-15В применяют в трансмиссиях грузовых автомобилей и для смазывания прямозубых, спирально-конических и червячных передач, в которых контактные напря­жения достигают 2000 МПа, а температура масла в объеме 130 С. В средней климатичес­кой зоне используют всесезонно до —25 С.

Масло ТСп-14гип предназначено для смазывания гипоидных передач грузовых авто­мобилей (в основном семейства ГАЗ) и специальных машин в качестве всесезонного жля умеренной климатической зоны. Диапазон рабочих температур масла от —25 до +130 С.

Масло ТАД-17И работоспособно до минус 25 С. Предназначено для смазывания гипоидных ведущих мостов и коробок передач легковых автомобилей ВАЗ, ГАЗ и АЗЛК.

Масла ТСгип и ТС предназначены для тяжелонагружениых быстроходных зубчатых передач. Масло ТСгип используют для смазывания прямозубых, спирально-конических, гипоидных и червячных передач, в которых контактные напряжения превышаю! 2000 МПа и температура масла в объеме достигает 1 20 — 130 С. Масло ТС применяют и коробках передач и рулевом управлении автомобилей, исключая машины ВАЗ.

Характеристики перечисленных масел даны и табл. IV.4 и IV.5.

Таблица IV.4. Характеристики трансмиссионных масел

(классы нмзкости 9 и 12)

Показатель

ТСп-Н

TCn-tam

TMS-12

ТМ5-12рк

Вязкость кинематическая при 100 (50) °С, мм2/с, не менее

7,5

9,0

12,0

12,0

36,0

Индекс вязкость, не менее

140

140

130

120

Вязкость динамическая при — 45 (—35) °С, Па с, не более

150

(50)

150

Температура, °С

Вспышки в открытом тигле, не ниже

Застывание, не выше

Содержание, %:

Механических примесей, не более

Воды

Серы (хлора), не менее

Фосфора, не менее

Испытание на коррозию пластинок из стали и меди

Выдерживает

Таблица IV.5. Характеристика трансмиссионных масел

(класс вязкости 18)

Показатель

ТСп-15

ТСп-15 К

ТАП-15В

ТСп-14гип

ТАД-17И

Вязкость кинематическая, мм /с:

при 50 °С

-

-

-

-

110-120

при100°С

15,0+1

16,0

15,0+1

14,0

17,5

Вязкость динамическая при:

-15(20) °С Па* с, не более

20

75

180

(80)

-

Индекс вязкости, не

менее

-

90

-

85

100

Температура,°С:

вспышки в

открытом тигле,

не менее

185

185

185

215

200

застывания, не

выше

-18

-25

-20

-25

-25

Содержание,%:

механических

примесей, не более

0,03

0,01

0,03

0,01

Отсутствует

Воды

Следы

Отсутствие

Следы

Испытание на коррозию пластинок в

течение 3 ч:

из стали и меди

при 100°С

Выдерживает

из меди при

120 °С, баллы,

не более

-

-

-

Зольность, %, не менее

0,3

__

_

-

0,3

Кислотное число, мгКОН/г, не более

-

-

-

2 0

Содержание, %:

Фосфора (хлора), не менее

серы

0,06

3,0

-

1,2

(0,5)

-

0,1

2,7—3,0

Стабильность на приборе ДК-НАМИ (140 X, 20 ч):

100, %, не более

25,0

7,0

_

__

осадок в петролейном эфире

%, не более

0,7

0,05

__

-

-

Склонность к пенообразованию, см3, не более:

при 24 °С

300

500

100

при 94 °С

-

50

450

50

при 24 °С после испытания при

94 °С

300

---

500

100

Цвет, ед. ЦНТ, не

более

-

_

6,0

5,0

Содержание водорастворимых кислот в щелочах

Отсутствие

Отсутствие

-

_

Плотность при 20 °С, кг/м3, не более

950

910

930

910

907

Примечание. Для масла ТАД-17И нормируется термоокислительная стабильность на шестеренной машине при 155 С, в течение 50 ч осадки в петролейном эфире и бензине — 3 и 2 %.

Масла для гидромеханических передач. Используют эти масла в различных областях (автоматические трансмиссии и гидротрансформаторы легковых и грузовых автомобилей, автобусов» насосы гидравлического усиления рулевого управления, коробки передач с переключением ступеней при помощи сервопривода, а также различные гидравлические механизмы с крыльчатыми и поршневыми насосами). Выпускают три марки масел (табл. IV.6):

марка РА (ОСТ 38-01434 — 87) для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач;

марка Р (РСТ 38-01434 — 87) для системы гидроусилителя руля и гидрообъемных передач;

марка МГТ (ТУ 38-101103 — 87) для гидромеханических коробок передач и различных гидравлических передач.

Приложение V

Таблица V.I. Показатели качества антифризов по ГОСТ 28084 — 89

Показатель

РА

Р

МГТ

Вязкость кинематическая, мм /с:

при 100 °С

---

---

6—7

при 50 °С

23—30

12—14

-

при —20 °С

2100

1300

--

Вязкость динамическая при —50 °С, Па с

-

40

Индекс вязкости

---

175

Температура, °С:

вспышки в открытом тигле, не ниже

175

163

160

застывания, не выше

—40

—45

~55

Содержание:

механических примесей, %, не более

0,01

0,01

0,01

воды

-

Отсутствие

водорастворимых кислот и щелочей

Допускается щелочная

реакция

Испытание на коррозию, балл

Выдерживает

Стабильность в приборе ДК-НАМИ:

осадок в колбе

Отсутствие

——

осадок после разбавления масла раст-

0,07

0,03

0,07

ворителей, % (масс), не более

Зольность, %, не менее

0,60

0,60

---

Содержание, %, не менее:

цинка

0,08

0,08

--

кальция

0,16

0,16

---

Смазывающие свойства на ЧШМ (по ГОСТ

9490—75):

Из, не менее

--

---

40

Дт при осевой нагрузке 392,4 Н, мм, не бо-

лее

---

--

0,5

Склонность к пенообразованию, см3, не более:

при 24 °С

--

-

100

при 94 "С

-

--

100

при 24 °С после испытания при 94 °С

_

--

100

Таблица IV.6. Характеристики масел для гидромеханических передач

Наименование показателя

Норма для жидкости

ож-к

ОЖ-65

ОЖ-40

1 Внешний вид

Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механическихримесей

2. Плотность, г/см

1,100—1,150

1,085—1,100

1,065— 1,025

3. Температура начала кристаллизации, С, не выше

Минус 35 при разбавлении

дистиллированной водой в

объемном соотношении 1 : 1

Минус 65

Минус 40

4. Фракционные данные:

температура начала перегонки, °С, не ниже

100

100

100

массовая доля жидкости,

перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более

5

40

50

5. Коррозионное воздействие

на металлы, г/(м2 *сут), не боллее:

медь, латунь, сталь, чугун.

аллюминий

0,1

при разбавлении солевым

раствором в объемном соотношении 1 : 1

0,1

0,1

припой

0.2

при разбавлении солевым

раствором в объемном соот-

ношении 1 : 1

0.2

0,2

6. Вспениваем ость:

объем пены, см3, не более

30

при разбавлении раствором

хлористого цинка в объем-

ном соотношении 1 : 1

30

30

устойчивость пены, с, не более

5

при разбавлении раствором

хлористого цинка в объем-

ном соотношении 1 : 1

3

3

7. Набухание резин, %, не более

5

при разбавлении

дистиллированной водой в

объемном соотношении 1 : I

5

5

8. Водородный показатель (рН)

7,5—11.0

при разбавлении

дистиллированной водой в

объемном соотношении 1 : 1

7,5—11,0

7,5—11,0

9. Щелочность, не менее

10

10

10

Приложение VI

ТОРМОЗНЫЕ И АМОРТИЗАТОРНМЕ ЖИДКОСТИ

На автомобильном транспорте используют тормозные и амортизаторные жидкости

(таб. VI.I и VI.2). Первые из них предназначаются в качестве рабочей жидкости

гидропривода тормозной системы автомобилей, вторые — в качестве жидкой среды в теле­скопических и рычажно-кулачконых амортизаторах автомобилей.

Тормозные жидкости должны отличаться хорошими вязкостно-температурными и смазочными свойствами, обладать физической и химической стабильностью, а также быть инертными по отношению к металлам и особенно к резиновым и другим уплотнительным материалам деталей гидропривода тормозной системы.

Основные тормозные жидкости получают на базе растительных масел (чаще всего — касторового) или гликолей (двухатомных спиртов). Широко распространенными тормоз­ными жидкостями являются смесевые продукты БСК, ГТЖ-22. ГТЖ-22М, «Нева», «Томь».

Таблица VI. 1. Характеристика амортизаторных жидкостей АЖ-12Т. АЖ-170и

МГЦ-10

Показатель

АЖ-12Т

МГЦ-10

АЖ-170

Вяакость кинематическая, мм2/с:

при 50 °С

12,0

10,0

170—180

при100°С

3,6

-

-

при— 20(—40) °С

(6500)

1000

-

Температура, °С:

вспышки не ниже

165

145

245

застывания, не выше

—52

—40

—60

Плотность при 20 °С, кг/м

930

980— 1020

Стабильность против окисления:

осадок после окисления, %

Отсутствие

-

кислотное число до (после) окисления, мг

КОН/г, не более

0,04 (0,1)

-

0,05

Содержание механических примесей и воды,

%

Отсутствие

Испытание на коррозию

Выдерживает

-

Нормируют также: сопротивление набуханию резины марки ИРП-100— 2,0 %; противоизносные и противозадирные свойства; испаряемость при 100 С 0,1 %.

Таблица VI. 2. Характеристики тормозных жидкостей

Показатель

«Томь»

«Нева»

«Роса»

«БСК»

Внешний вид

Прозрачная однородная жидкость от светло-желтосо до темно-желтого цвета, без осадка. До­пускается слабая опалесценция

Кинематическая мнзкость. мм с;

при 50 °С, не менее

5,0

5,0

5,0

9,0

при 100 °С, не менее

2,0

2,0

2,0

5,5 (70 °С)

при —40 °С, не более

1500

1500

1700

130(0 °С)

Низкотемпературные свойства:

внешний вид после выдержки (6 ч — 50 °C)

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с, не более

35

35

20

-

Температура кипения, °С, не ниже

205

190

260

115

Содержание механических примесей:

%

Отсутствие

7,0—11,5

7—11,5

7,0—11,5

6

Взаимодействие с металлами:

изменение массы пластинок, мг/см2 , не более, белая жесть

0,1

0,2

0,2

0,2

сталь 10

0,1

0,2

0,2

0.2

алюминиевый сплав Д-16

0,1

0,1

0,1

0,1

чугун СЧ 18-36

0,1

0,2

0,2

0,2

латунь Л-62

0,4

0,5

0,4

0,4

медь М-1

0,4

0,5

0,4

0,4

Воздействие на резину, %:

изменение объема резины марки 7-2462 при 70 °С

2—10

2—10

5—10

то же, марки 51-1524 при 120 °С

2—10

2—10

--

изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более

20

25

--

Амортизаторная жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008 — 78) — смесь нефтяного масла глубокой селективной очистки из сернистого сырья и полиэтилсилоксановой жидкосги с противоизносной и антиокислительной присадками. Применяют в качестве рабочей жидкости в телескопических и рыча ж но-кулачковых амортизаторах автомобилей.

Амортизаторная жидкость МГП (ОСТ 38-154 — 74) — стабильная смесь маловязкого низкозастывающего нефтяного масла и синтетической жидкости № 7 (полиэтилсилоксано­вой), в которую для улучшения эксплуатационных свойств введены: осерненный кашалотовый жир, полимерная депрессорная, а также антиокислительная и антипенная присадки. Применяют в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторов автомобилей.

Амортизаторная жидкость АЖ-170 — композиция полиэтилсилоксанов с хорошо очищенным нефтяным маслом. Применяют в гидравлических амортизаторах и других агре­гатах, работающих в интервале температур от —60 до +130 С.

Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 26-01 -П 63—78) — сложная композиция на основе этилкарбитола с добавлением присадок, вязкостной (загущающей) и антикоррозионной. Токсична и огнеопасна. Предназначена в качестве рабочей среды для гидравлической системы привода тормозов и сцеплений автомобилей всех марок, кроме ГАЗ-24, при темпе­ратуре окружающего воздуха —50... +50 С.

Тормозная жидкость «Томь» (ТУ 6-01-1276—86) состоит из этилкарбитола, боратов, вязкостной и антикоррозионной присадок. Назначение такое же, как и жидкости «Нева».

Тормозная жидкость «Роса» (ТУ 6-05-221-569—84) — высокотемпературная гидро­тормозная жидкость, представляющая собой композицию на основе борсодержащих олигомеров алкиленоксидов, в которую введены антиокислительпая и антикоррозионная присадки используют в тормозных гидравлических системах различных автомобилей в диапазоне температур окружающей среды —50... +50 С

Гидротормозная жидкость БСК (ТУ 6-101533—75) — смесь ранних частей касторового масла и бутанола. За счет органического красителя окрашена в оранжево-красный цвет. Применяют для гидропривода тормозных систем и сцеплений грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобиля «Жигули». Рекомендована для эксплуатационных условии с температурами не ниже —20 С, т.е. в зонах умеренного климата.

В таком же относительно узком температурном диапазоне и также ограниченно могут применяться другие гидротормозные жидкости на основе касторового масла: АС К — с изопентанолом и ЭСК — с этанолом.

Большое применение нашли тормозные жидкости на основе двухатомных спиртов — пиколевые смеси. Наиболее известные из них ГТЖ-22 (ТУ 6-01814-73) и аналогичный продукт с комплексом ряда функциональных присадок (антикоррозионных и

противоизносных) ГТЖ-22М.

Жидкость ГТЖ-22 имеет характерный зеленый цвет, плотность 1100—11IU кг/м и

температуру застывания не выше —65 С; хорошо растворяется в воде, ядовита.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев В.И., Кувайцев И.Ф. Автотракторные эксплуатационные материалы. Мм 1979.214 с.

2. АрабянС.Г., Кузнецов И. А. Перспективы применения высококачественных смазоч­ных материалов в тракторной технике. М., 1978. 215 с.

3. Папанов В, В., Вайншток В.В., ГуреевА.А. Автомобильные пластичные смазки. М., 1986. 143 с.

4. Варшавский И.Л. Энергоаккумулирующие вещества и их использование. Киев, 1980. 239 с.

5. ВасильеваЛ.С. Автомобильные эксплуатационные материалы. М., 1986. 279 с.

6. ВенцельС.В. Смазка и долговечность двигателей внутреннего сгорания. Киев, 1977.

7. Венцель СВ. Применение смазочных масел в двигателях внутреннего сгорания. М., 1979. 237 с.

8. Григорьев М.А., Бунаков Б.М., Долецкий В. А. Качество моторного масла и надеж­ность двигателей. М., 1981. 231 с.

9. Гуреев А.А., Кампфер Г.М. Испаряемость топлив для поршневых двигателей. М., 1982.264 с.

10. Гуреев А.А., Фукс И.Г., Лашхи В.Л. Химмотология. М., 1986. 267 с.

11. Звонов В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М., 1981. 160с.

12. Кленников Е.В., Мартиров О.А., Крылов М.Ф. Газобаллонные автомобили, техническая эксплуатация. М., 1986. 264 с.

13. Литвинов А. А. Основы применения горючесмазочных материалов в гражданской авиации. М., 1987. 312 с.

14. Ленин ИМ. и др. Системы топливоподачи автомобильных и тракторных двигате­лей. М., 1976.384 с.

15. Мацкереле Ю. Современный экономичный автомобиль. М., 1987. 184 с.

16. Папок К.К. Химмотология топлив и смазочных масел. М., 1980. 191 с.

17. Покровский Г.П. Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости. М., 1985.

18. Струминский В. В. Механика и техника. М., 1980.

19. Фукс И.Г. Добавки к пластичным смазкам. М., 1982. 248 с.

20.Чулков А.З. Экономия светлых нефтепродуктов на транспорте. М., 1985, 304 с.

21. Шатров Е.В. Альтернативные топлива для двигателей//Автомобильная промыш­ленность. 1982. №2.

22. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей/Под ред. АС. Орлина и М.Г. Круглова. М., 1980. 288 с.

23. Двигатели внутреннего сгорания. Теория поршневых и комбинированных двигате­лей/Под ред. А.С. Орлина и М.Г. Круглова. М., 1983. 375 с.

24. Двигатели внутреннего сгорания. Системы поршневых и комбинированных двига­телей/Под ред. АС. Орлина и М.Г. Круглова. М., 1985. 456 с.

25. Теоретические основы химмотологии/Под ред. А.А. Браткова. М., 1984. 226 с.

26. Экономия горючего/Под ред. Е.П. Серегина. М., 1986. 144 с.

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Алкилирование 35 Износ 50, 99, 163

Антоганизм присадок 9 Испаряемость 38, 52

Антидетонаторы 65, 68 Йодное число 90 Ассортимент антифризов 250

— моторных масел 190 Карбены 12

— смазок пластических 239 Карбоиды 13

— топлив 117 Качество 5

Асфальтены 12 Кислоты нафтеновые 12

Аэрация 187 Коксование 33

Консервация 186, 199

Бензапирен 110 Коррозия 96,183

Биогаз 55 Крекинг 15

Битум 35 Коэффициент фильтруемости 25

Взрывоопасность 115 Мазут 15

Вода 23, 245 Металлы мягкие 227

Водород 36, 139 Метанол 36, 62, 136

Воспламеняемость 26 Мицеллы 159, 162

Модификаторы трения 164

Газовые конденсаты 126

Газохол 62 Нагар 67, 102

Гидриды 143 Нагрузка сваривания 166

Гидрофобизация 232 Натяжение поверхностное 85

Гидроформинг 17 Нефть 10 Гомогенность 179

Горючее 20 Обкатка 189, 199

Гудрон 15 Обледенение 49, 84

Отложения 50

Деактиватор 92 Очистка нефтепродуктов 17

Депарафинизация 18

Депрессия 174 Парообразование 38, 85

Детонация 54 Пары, давление 38, 40

Дистилляция 13 — температура вспышки 115

Диффузия 40 — воспламенения 179

Добавки 14 Пассивация 177

— воды 63 Пена 187

Дым 113 Период индукционный 89

Пески битуминозные 35

Жидкость амортизационная 263 Пиролиз 116

Жидкость пусковая 46 Платформинг 17

— тормозная 263 Подача топлива раздельная 21

— этиловая 66 Поликонденсация 13

Полимеризация 12, 35

Задир 155, 166 Примеси в нефти 12 Заедание 157

— механические 23

Зола 105, 181, 216 Приемистость 50

Присадки 9

Изопропилнитрат 47 Пробки паровые 48

Индекс задира 166 Промывка двигателя 183

Прогрев двигателя 49 Теплопроводность 38

Пуск двигателя 44 Теплота сгорания 27

Термоокисление 175

Радиация 177 Тетраметилсвинец 68

Распыл 84 » Тетраэтилсвинец 66

Регенерация 200 Тиксотропия 236

Резина бензомаслостойкая 96 Токсичность 114|

Релаксация 237 Топливо и смазочные материалы базовые 9

Риформинг 16 _ качество 5

— надежность 5, 6

Сажа 111 — полуфабрикаты 9

Свечи 57 _ свойства 5

Синерезис 234 _ товарные 9

Синергизм 9

Системы питания 65 Угар масла 218

Сланцы 35 Уголь 3

Смена масла 221

Смесь ацетон-бутанольная 36 Фаза дисперсная 161, 230

— бензометанольная 62 Фракционирование топлива 43

— бензоэтанольная 62 Фракция 11

Смолы 12, 99

Соединения гетероорганические 23 Химмотология 6

— серы 11, 95

Солибюлизация 162 Число йодное 90

Состав групповой 11 _ октановое 58

— фракционный 11, 124, 125 Число цетановое 70

— элементный 11 _ щелочное 184

Спирт метиловый 36

— этиловый 36 Шлам 182

Среда дисперсионная 161, 232

Стабилизаторы диспергенты 93—102 Экстралин 61 Старение масла 213 Эмульгаторы 64 Стойкость радиционная 178 Этанол 36, 136 Схватывание 155 Этиленгликоль 249

Эфир диэтиловый 46

Теплоемкость 38,84 Эфир метил-трет-бутиловый 36,61

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Введение

Основные задачи химмотологии

Свойства ТиС

Методы испытаний ТиС

Лабораторные методы

Специальные методы

Контрольные вопросы.

Глава 1. Производство топлив и смазочных материалов

§1.1. Свойства и состав нефти

§ 1.2. Переработка нефти и нефтепродуктов

§ 1.3. Очистка нефтепродуктов

Контрольные вопросы

Глава 2. Общие сведения о топливах

§ 2.1. Классификация топлив

§ 2.2. Состав нефтяных топлив

Элементный состав

Фракционный состав

Групповой состав

Наличие в топливе воды

Наличие в топливе механических примесей

§ 2.3. Горючая смесь

Стехиометрическое количество воздуха в ГС

Коэффициент избытка воздуха

Концентрационные пределы воспламенения ГС

§ 2.4. Энергетические показатели топлив и горючих смесей

§ 2.5. Альтернативные топлива

Классификация альтернативных видов топлива

Первая группа

Уголь

Деструктивное гидрирование

Полукоксование

Коксование

Горючие газы

Метанол

Этанол

Водород

Контрольные вопросы

Глава 3. Свойства топлив

§3.1. Испаряемость топлив

Скорость испарения

Давление насыщенных паров

Подогрев горючей смеси

Влияние испаряемости топлива на пуск холодного двигателя

Пусковые жидкости

Влияние испаряемости топлива на работу системы подачи топлива

Обледенение карбюратора

Влияние топлива на прогрев и приемистость двигателя

Влияние испаряемости топлива на износ, образование отложений,

экономичность и токсичность отработавших газов двигателя

Нормирование испаряемости топлив

Контрольные вопросы.