logo
ответы мои (Автосохраненный)

55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки

Особенности развития  неклассической  теории обусловлены динамикой оснований  науки , которые определяют “стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи”. В гетерогенной структуре оснований  науки  В.С.Степин выделяет следующие блоки, имеющие значение для нашей работы: идеалы и нормы исследования, научную картину мира, философские основания, которые допускают вариации философских идей и категориальных смыслов, применяемых в исследовательской деятельности. Идеалы и нормы, характерные для  неклассической   науки , связаны “с отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий”. При этом “принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. В отличие от классических образцов обоснование теории в квантово–релятивистской физике предполагало экспликацию в изложении теории операциональной основы вводимой системы понятий”. 

Таким образом, становление нового образа  науки  поставило перед методологами проблему критериев неклассичности и разработки логико–методологической концепции  неклассической  теории. Выделяемые различными авторами признаки, отличающие  неклассическую   науку  от классической, обобщены и приведены Н.Т.Абрамовой. Это зависимость картины мира от целенаправленной деятельности субъекта (М.Хайдеггер), динамическая неустойчивость (И.Пригожин, И.Стенгерс), замена математического эталона физическим (А.П.Огурцов), эволюционистская парадигма (Н.С.Юлина), смена описания объекта с необходимости на возможность (Ю.А.Шрейдер), самоорганизация как динамический принцип (Е.Янч). Идея множественности описания одного и того же объекта в  неклассической   науке  получает логико–методологическое обоснование при использовании такой же абстракции отождествления элементов, как и в случае классической  науки . Однако эта познавательная процедура не должна накладывать ограничений на выбор признаков отождествления. Результаты взаимного приравнивания элементов будут изменяться вместе с изменениями выбранного признак. Реализация такого подхода приводит к принципу множественности описания (В.И.Беляев), полилога (Г.П.Щедровицкий, С.И.Котельников), неопределенности как антропоморфной познавательной модели (А.С.Кариньяни, В.С.Лозовский), нелинейности и многозначности логик (Н.Белкап, Т.Стил), индуктивного программирования (А.Г.Ивахтенко), многоаспектности познания (К.И.Бахтияров). Существенной чертой  неклассической   науки  выступает изменение идеальной модели реальности при изменении ее элементов или признаков. В  неклассической   науке  также существует зависимость теоретических конструктов от признаков, приписываемых им принципами. На эту тонкость теоретического познания одним из первых обратил внимание А.Пуанкаре, который отметил, что понятие одновременности зависит от принципа постоянства скорости света. Если же принцип в своем становлении проходит стадию предположения, как в частности показал А.Эйнштейн на примере принципа эквивалентности инерционной и гравитационной масс, и при этом не может быть эмпирически проверен, то он принимается в виде некоторого соглашения, конвенции. Неклассическое  мышление связано с переходом к неаприорной логике, содержательной и зависящей от своего предмета. Развитие  неклассической   науки  ведет к повышению степени конкретности теории. Вместе с тем восхождение к конкретному в теоретическом знании реализуется в более сложной форме, чем это изображено в гегелевской схеме триады. Развитие  неклассической  теории показывает, что стадия синтеза противоположных теоретических систем включает в себя многообразные формы, в частности, такие, как “метафоризм”. Однако метафоризм теории — это еще не диалектический, а эклектический синтез старых принципов, выполняющий функцию перехода от конкретных теоретических парадоксов старой теории к новым принципам как исходному абстрактному уровню (идеальной модели) новой теории.