20. Научный статус алхимии
Слово алхимия восходит через арабское к греческому chemeia от cheo –лью, отливаю, что указывает на связь алхимии с искусством плавки и литья металлов. Другое толкование – от египетского иероглифа «хми», означавшего черную (плодородную) землю, в противовес бесплодным пескам. Этим местом обозначался Египет, место, где, возможно, возникла алхимия.
Задачей средневековой алхимии было приготовление 2х таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достичь желанного облагораживания металлов (философский камень)
В средние века алхимия понимается как высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как достичь центра всех вещей. Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создания «химической модели космоса»
Алхимия ставила своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса.
В Европе и на Востоке алхимия составляла одну науку с астрологией и медициной. Так алхимию характеризуют как форму астрологии и прагматического знания, пользующегося высоко символичной терминологией.
Алхимию воспринимают как путь к духовному совершенству, ее характеризуют как стиль жизни и тип человеческого поведения.
В трактатах алхимиков средневековья органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире.
Деятельности алхимиков воспринималась как философско-теологическое творчество (творчество, в котором проявились как языческие, так и христианские истоки)
Где алхимия была христианизирована, там она была легализирована. Дохристианская алхимия (черная магия, запретное дело).
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки