Методологические идеи
Рассмотрим методологические идеи Л. Да Винчи. На первое место в происхождении человеческого знания он ставит опыт – опыт является минимальным условием получения достоверной истины. Опыт – наставник всех наставников, мудрость – дочь опыта. Те науки полны заблуждений, которые не порождаются опытом, а так же результаты которых не проверяются в конце опытом. Те науки полны заблуждений, которые в начале, середине и конце не проходят через органы на- ших чувств. Однако, он подчеркивает, что все-таки, чтобы получить достоверную и однозначную истину, пассивного опыта не достаточно. Например, если взять пастуха, который наблюдает течение реки – это пассивный опыт, он просто созерцает.
С точки зрения Л. Да Винчи необходим активный опыт – эксперимент. Минимальным условием для получения достоверной истины является целенаправленный опыт — эксперимент. Однако также он подчеркивает, что одного эксперимента недостаточно, необходимо еще теоретическое осмысление этого опыта. Он подчеркивал, что влюбленный в практику исследователь без научной теории подобен кормчему, который ступил на корабль без руля или компаса, в результате он не ведает, куда он плывет. Практика – солдат, научная теория – полководец. Также можно привести пример из Библии (это пример не Л. Да Винчи) – исследователь или ученый, который основывается только на практике без теории, подобен слепому – вождю слепых, а в Библии написано, что если слепого поведет слепой, то оба упадут в яму. Что Л. Да Винчи понимал под теоретическим осмыслением опытных данных? В то время такого рода наукой, которая могла бы теоретически осмыслить экспериментальные данные, была только математика, поэтому в данном случае Л. Да Винчи имел в виду математическое осмысление. Ибо механика к тому времени не была в то время теоретической дисциплиной – она была искусством изобретения и конструирования различных механизмов и устройств.
В своей методологии Л. Да Винчи подчеркивал необходимость в научных исследованиях единства аналитического и синтетического методов (анализа и синтеза). В рамках его методологических идей уместно рассмотреть следующие представления, а именно о том, чем занимается наука и искусство, каковы возможности науки в познании мира, каковы возможности искусства. С его точки зрения, наука познает только лишь количественные отношения в мире – она познает количество. Что касается качественных сторон действительности, то наука их не познает, их познает только искусство. Под качеством Л. Да Винчи имел ввиду конкретность, непознаваемость, индивидуальность вещей. Отображение неповторимости и индивидуальности вещей – основная функция искусства. Среди искусств на первое место он ставил живопись, ибо она самая демократичная из всех видов искусств, ибо живопись может понять и необразованный человек. Л. Да Винчи сравнивает живопись с поэзией: живопись — немая поэзия, поэзия – слепая живопись. Он подчеркивает, что отобразить во всей полноте явления окружающего мира способно только искусство и живопись, наука не способна выполнять такого рода функцию.
Натурфилософия и космология Николая Кузанского пантеистична(букв. «все — Божие»). Он утверждает, что Бог это полностью бес- конечное существо, абсолют, абсолютный максимум. Более того, его пантеизм означает отождествление Бога и Его творения. Н. Кузанский говорит, что бытие Бога в мире есть ничто иное, как бытие мира в Боге.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки