logo
ответы мои (Автосохраненный)

32. Научная программа Лейбница

Известен не только как философ и юрист, но так же, как математик, физик, историк. Наиболее известные его труды «Теодицея», «Монадология»

Лейбниц – рационалист. Эталоном знания для него, как и для Декарта была математика. Но он прекрасно понимал сильные стороны эмпиризма, поэтому пытался объединить насколько можно два подхода. Он отталкивался от идеи Локка: в человеческом разуме нет ничего, кроме того, что есть в чувствах. Ничего, добавлял Лейбниц, кроме самого разума. Он усматривал в каждом разуме цель, предусмотренную божественной волей. Все дело в целесообразности созданного Богом мира, самого совершенного из возможных миров. Эта целесообразность распространяется и на каждую отдельную сущность мира. Наконец он, отрицая врожденные идеи, видел в каждом разуме врожденную способность воспринимать фундаментальные идеи, такие как «бытие», «я» и др.

Таким образом, человек, сущностью которого является разум, - самостоятельная онтологическая единица мира – субстанция. А мир – совокупность таких субстанций, который Лейбниц называл монадами. Отсюда его учение называется монадологией.

Согласно его учению, первичная монада – это Бог, который творит мир – множество монад – идеальные сущности, каждая из которых является источником собственной активности. Другими словами, монады носят субстанциональный характер, мир Лейбница многосубстанционален.

Мир в трактовке Лейбница теряет всякую материальность, он не более, чем феномен сознания. Ощущение материальности возникает в сознании человека в результате восприятия мира.

Монады могут быть простыми и сложными. К сложным относится душа человека (так как тело всего лишь кажимость). Сложность монады определяется степенью ее восприимчивости к впечатлениям и способностью отражать весь мир с определенной степенью полноты. Наиболее сложные монады способны к самосознанию. Сама сложная – Бог, она одна исчерпывающе отображает мир. Но отражать мир способна любая монада в силу своей субстанциональности, самодостаточности и активности; также любая из них обладает способностью развиваться или в совокупности с другими простыми монадами интегрироваться в сложные.

Весьма оригинально Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители, создававшие свои философские концепции, придавали пространству и времени субстанциональный характер. Лейбниц решает свою проблему иначе: пространство не самостоятельная сущность, а порядок одновременно существующих монад, отношение между ними. Время: отражает отношение последовательности существования монад. Т.о., пространство и время не самостоятельные объекты, а лишь производные сосуществования монад. Вне сознания они не существуют.