15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
Большое место в логике Средневековья занимали схоластические дискуссии о природе универсалий (общих понятий). Номиналисты, среди которых был У. Оккам признавали реально существующими только конкретные вещи и явления, а общие понятия считали просто именами, названиями, словами. Согласно средневековому реализму, общие понятия имеют реальное существование и предшествуют конкретным вещам и явлениям. Реалисты практически продолжали линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объективной действительности. Общего и единичного.
Английский философ, логик и естествоиспытатель, Р. Бэкон осуждал схоластику и томизм, слепое преклонение перед авторитетами. Он призывал к экспериментальному изучению природы, самостоятельным исследованиям и обновлению науки, выступал за отделение философии и науки от теологии. Схоластической дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на математике и эксперименте.
Он считал, что человек познает окружающую действительность "посредством доказательства и посредством опыта. Доказательство дает решение вопроса, но не дает уверенности, пока истинность решения не будет подтверждена опытом
Истину, полагал Р. Бэкон, можно найти только в сфере опыта, а не в сфере разума. Понимая опыт в самом широком смысле, философ понимал, что необходим опыт не только чувственных, но и сверхчувственных вещей, не только естественных, но и сверхъестественных. В познании истины, отмечал Р. Бэкон, исследователь встречает многочисленные помехи. К ним можно отнести: 1) преклонение перед ложным авторитетом; 2) тяготение к старому, привычному; 3) предрассудки невежественного человека; 4) гордыню мнимой мудрости .
Английский философ, логик, богослов У. Оккам развивал теорию двойственной истины, проводил идею отделения знания от веры. Он считал, что с помощью мышления нельзя ни познать бога, ни дать неопровержимое доказательство его существования. У. Оккам — решительный представитель средневекового номинализма. По У. Оккаму, реально существуют только единичные вещи, общие понятия (универсалии) — это знаки, термины, имена, обозначающие группы сходных между собой вещей и существующие только в уме. Общее есть не что иное, как единичное понятие, хотя оно и подразумевало бы какое-либо множество. У. Оккам разделил термины на два класса: категорематические (имена предметов) и синкатегорематические (свойства предметов). У. Оккам рассматривал логику, наряду с риторикой и грамматикой, как подлинно познавательное руководство, управляющее интеллектом в его деятельности, как практическую науку. По его мнению, логика должна заниматься анализом знаков. Помимо принятых в формальной логике двух значений истинности ("истинно" и "ложно") У. Оккам вводит третье значение истинности — "неопределенно". Он описывает характерные черты процесса абстрагирования. Абстракция у него базируется на отношении подобия между восприятиями и понятиями.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки