47. Термодинамика в 19 в.
В развитии термодинамики в XIX веке можно выявить три периода.
Первый связан с именем Карно, который в 1824г. в книге "Размышления о движущей силе огня" по существу сформулировал первое и второе начала термодинамики. В своих рассуждениях Карно опирался на гипотезу о существовании теплорода*, но сумел прийти к верным выводам. Второй период примерно продолжился до середины XIX века и связан с развитием термодинамики выдающимися физиками Европы. Коротко остановимся на их биографиях и вкладе, который они внесли в развитие новой науки. Англичанин Дж. Джоуль (1818-1889) родился в Манчестере в семье пивовара. Опытным путем в 40-х годах Джоуль обнаружил, что теплота не сохраняется. Он ввел понятие о механическом эквиваленте теплоты; убедился, что теплота отнюдь не вещество, подобное воде. Однако природа теплоты для него была не ясна. Другой англичанин У. Томсон, или лорд Кельвин(1824-1907), родился в Белфасте, в 22 года получил в Глазго кафедру натуральной философии. В 1847 г. в Оксфорде встретились на съезде Джоуль и Томсон, где первый поведал ему что теплота не сохраняется. Томсон был обескуражен и в дальнейшем в работе "К динамической теории теплоты" высказал предположение о том, что в природе, по видимому, существуют два независимых фундаментальных вида движения, тогда работы Карно и Джоуля не должны противоречить друг другу. Заметим, что Кельвин внес также крупный вклад в телеграфию (в проблему передачи символов на большие расстояния, изобрел приемник и т. д.).
Немецкий физик Готлиб, известный под псевдонимом Р. Клаузиус (1822-1888) в монографии "О движущей силе теплоты" (1850) ввел понятие энтропии*; предполагал, что в природе есть два основополагающих принципа движения, отказался от идеи теплорода, а природу теплоты объяснял поведением частиц вещества. Этих же идей в XVIII веке придерживался русский ученый М.В. Ломоносов.
Французский физик и инженер Клапейрон (1799-1864) внес существенный вклад в термодинамику. Заметим, что в 1820-1830 гг. Клапейрон работал в С-Петербурге в институте Путей Сообщения. В эти годы он придал математическую форму идеям Карно, ввел диаграммный метод исследования термодинамических процессов (PVT-диаграммы). В 1834 г. вывел уравнение состояния идеального газа, обобщенное впоследствии Д.И.Менделеевым (1870). Установил так называемые уравнения Клапейрона-Клаузиуса, которые связывают температуры кипения и плавления с давлением газов.
Третье поколение термодинамиков открывает австрийский физик, чл-корр. С-Петербургской Академии Наук Людвиг Больцман (1844-1906). Он установил связь тепловой и механической формы движения, показав, что в основе теплоты лежит механическое движение атомов и молекул. Отметим, что в то время существование атомов еще не было общепризнанным. Больцман существенно развил кинетическую теорию газов и заложил основы статистической физики. К этому же поколению термодинамиков относятся Гиббс и Гельмгольц.
Американец Гиббс (1839-1903) - проф. Иельского университета разработал химическую термодинамику, т.е. сделал физическую химию дедуктивной наукой. Ввел понятие свободной энергии, показывающей, какое количество энергии можно получить в результате химической реакции. Ввел энтропийные диаграммы в техническую термодинамику.
Немецкий естествоиспытатель, член Берлинской Академии Наук и С - Петербургской Академии Наук Герман Гельмгольц (1821-1894) окончил Военно- медицинский институт и университет в Берлине, профессор физиологии и физики в ряде университетов. Его исследования связаны с электродинамикой, оптикой, теплотой, гидродинамикой. Он также ввел в термодинамику понятие свободной и связанной энергии, придал закону сохранения всеобщий характер.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки