logo
ответы мои (Автосохраненный)

Космология

Согласно Н. Кузанскому, Бог это актуальная бесконечность. Мир и универсум (они у него не совпадают, универсум — все то, что не есть Бог ) – это потенциальная бес- конечность, а именно всегда есть возможность перейти какую либо границу, предел, «за каждой далью — новая даль». Н. Кузанский утверждает, что актуальная бесконечность божественного абсолюта непознаваема, познаваема только потенциальная. В результате исследования универсума и мира, и применения к ним математики, он пришел к выводу, что мир — это космическая машина, более того, эта машина мира — потенциальная бес- конечность, а в потенциальной бесконечности нет центра, любую точку можно выбрать в качестве центра, следовательно у этой машины мира (вселенской машины) также нет и границ, то есть конкретного места окружности. Таким образом нет центра как такого. Н. Кузанский пересматривает традиционные для того времени аристотелевские, схола- стические и религиозные представления о том, что Земля – центр мироздания. Земля не является центром, та как не может быть центра. Следует отметить, что то понятие о мировой души, которое было в платонизме, у него не фигурирует, оно отождествляется у него с Богом, он не использует это понятие. Вывод из подобной космологии: Земля не является какой-либо благородной планетой и тем более центром мироздания. В своем учении о человеке Н. Кузанский использует понятие микро- и макрокос- ма (это он заимствует из античности). Человек — «малый мир» (микрокосм), мир или универсум – это «большой мир» (макрокосм). Также есть «максимальный мир» – Бог. Миркрокосм (человек) подобен макрокосму (миру), который в свою очередь подобен максимальному миру (Богу).