logo
ответы мои (Автосохраненный)

Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы

Геоцентрич. представлению, к-рое долгое время было общераспространенным вследствие своей кажущейся очевидности. Солнце вращается вокруг Земли. Геоцентризм в Др. Греции находил ложное обоснование у Аристотеля, строившего свое учение о совершенстве небесного мира на идее, по к-рой вокруг Земли как центра происходит равномерное движение концентрич. сфер с неподвижно прикрепленными к ним небесными телами. Учение Аристотеля было дополнено Клавдием Птолемеем (II в ) в трактате «Альмагест». Согласно Птолемею, небесные тела совершают равномерные круговые движения по эпициклам, а эпициклы скользят по большим кругам-дефферентам, почти в центре к-рых находится Земля. Наивный геоцентризм издавна входит также в состав религ.-библ. представления о мире и об «особом» положении человека в нем (см. Антропоцентризм). Поэтому ошибочное учение Птолемея, которое можно было использовать для богосл. обоснования библ. текстов, оказалось фактически догматизировано, закреплено христ. церковью.

Идея движения Земли возникла в рамках пифагорейской школы. Пифагореец Филолай обнародовал систему мира, в которой Земля является одной из планет. Правда речь шла пока только об ее вращении (за сутки) вокруг мистического Центрального огня, а не Солнца. Аристотель отверг эту систему, в том числе потому что она предсказывала параллактическое смещение звезд.

Менее спекулятивной была гипотеза Гераклида, согласно которой Земля совершает суточное вращение вокруг своей оси. Кроме того, Гераклид, по-видимому, предположил, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца и вместе с ним вокруг Земли. Возможно, такого взгляда придерживался и Архимед, полагая вращающимся вокруг Солнца и Марс, орбита которого должна была охватывать Землю, а не пролегать между нею и Солнцем. Есть основания полагать, что у Гераклида была идея, согласно которой Земля, Солнце и планеты вращаются вокруг одной точки – центра планетной системы. Платон на склоне своих лет пожалел, что предоставил Земле центральное место во Вселенной.

Подлинно гелиоцентрическая система была предложена Аристархом. Обычно считается, что Аристарх пришел к гелиоцентризму исходя из установленного им факта, что Солнце по размерам намного больше Земли. Логично было предложить, что меньшее тело вращается вокруг большего, а не наоборот. Аристарх сделал важный вывод о том, что по сравнению с расстоянием до звезд земная орбита является точкой, поскольку иначе должны были наблюдаться параллаксы звезд. Аристарха представили суду за то, что он двигает Землю с места.

Тем не менее, в конечном итоге гелиоцентризм был оставлен греками. Главной причиной может быть общий кризис науки, начавшийся после II века до н.э. На место астрономии заступает астрология. В философии доминирует мистицизм или откровенный религиозный догматизм: стоицизм, позднее неопифагореизм и неоплатонизм. С другой стороны, те немногие философские школы, которые в целом исповедуют рационализм (эпикурейцы, скептики), имеют одну общую черту: неверие в возможность познания природы. Так, эпикурейцы даже после Аристотеля и Аристарха считали невозможным определить истинную причину фаз Луны и считали Землю плоской. В такой атмосфере религиозные обвинения наподобие тех, что были предъявлены Аристарху, могли привести к тому, что астрономы и физики, даже если и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от публичного обнародования своих взглядов, что и могло в конечном итоге привести к их забвению.

После II века н.э. в эллинистическом мире прочно утвердился геоцентризм, основанный на философии Аристотеля и планетной теории Птолемея, в которой петлеобразное движение планет объяснялось с помощью комбинации деферентов и эпициклов.