33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
Исторически первой концептуальной системой химии стало учение о составе вещества. В рамках этого учения решались 2 основные проблемы: 1) проблема химического элемента; 2) проблема зависимости свойств веществ от его химического состава. Уже в античной философии возникло представление о том, что все многообразие веществ складывается из небольшого числа исходных элементов. Под элементами тогда понимались: вода, воздух, огонь, земля. Подобные представления оставались и в средневековой философии, где элементами назывались горючесть, текучесть и др. В древнегреческой философии возникло и другое представление об элементах – как об атомах, мельчайших неделимых частицах вещества. Но это учение было надолго забыто в химии.
Первый шаг к научному определению химического элемента был сделан английским ученым Р.Бойлем в 60-х гг. 17 в. Бойль разделил понятия «сложное тело» (химическое соединение) и «простое тело» (химический элемент). Под элементом стали понимать предел разложения вещества на составные части. Первые попытки выделить элементы привели к возникновению целого ряда ошибочных теорий, таких как, например, теория флогистона. Считалось, что во время окислительных реакций вещества разлагаются на составные элементы с выделением невесомого элемента – флогистона. Соответственно, при восстановительных реакциях, флогистон присоединяется к элементам. При всей ошибочности таких теорий они сыграли и положительную роль. Противоречия, которые возникали, стимулировали дальнейшие исследования. Во второй половине 18в. Ломоносов и Лавуазье опровергли теорию флогистона и раскрыли роль кислорода в ОВР.
Вторая половина 18в отмечена успехами аналитической химии в поиске все новых элементов. Качественным скачком в развитии учения о составе вещества стало формирование атомно-молекулярной теории. В 1803 г. Дальтон обосновал атомистическое учение в химии, возродив на научном уровне представления, возникшие ещё в древнегреческой философии. Но подлинно революционным изменением стало открытие Менделеевым периодического закона. Он раскрыл глубокие взаимосвязи, взаимопереходы в неживой природе, установил единство количественных и качественных характеристик элементов. Во-вторых, удалось выделить главные свойства элементов.
Учение об элементах позволило развить представления о составе вещества. До сер. 19 в. химия делала заметные успехи в объяснении свойств веществ, исходя только из его количественного и качественного состава. Но в 19 в такое объяснение обнаруживает свою ограниченность. Свойства органических веществ невозможно было объяснить только на основе их состава (изомерия). Возникает 2ая концептуальная система.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки