logo
ответы мои (Автосохраненный)

30. Научная программа Декарта

Основной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знаний. Р. Декарт по своим взглядам фактически был деистом, хотя и не отрицал существования Бога и акта сотворения им мира. Он полагал, что религиозные истины выше понимания человека, и поэтому не пытался их осмысливать. В своем самом известном произведении «Рассуждение о методе» он критиковал схоластику за то, что она ограничивает, сдерживает развитие научного познания. Схоластика предлагает уже готовые истины, создает их систему, выход за рамки которой не поощряется. Поэтому Р. Декарт предлагал начинать научное осмысление действительности с глобального сомнения. Несомненно, одно – собственное сознание человека, и это отражается в известном афоризме «Мыслю, следовательно, существую».

Таким образом, источником знания может служить только разум человека. Поэтому Р. Декарта считают основателем европейского рационализма Нового Времени. Образцом рациональности может служить математика. Но сознание человека не «пустое». Оно изначально обладает важным содержанием. Сознание по Декарту – субстанция. Декарт наделяет свойствами субстанции материю и сознание человека, объясняя это тем, что они сотворены Богом и в других творениях не нуждаются. Субстанции обладают атрибутами: материя – протяженностью (ей также присуще движение, она присутствует везде, не оставляет пустоты), сознание – мышлением.

Сознание содержит врожденные идеи. Их отличает то, что они осознаются человеком так же ясно и однозначно, как и само его существование; в этом заключается определенный критерий истинности. В качестве примера врожденной идеи приводит идею Бога. Врожденным он считает и дедуктивный метод познания (от общего к частному). Из врожденных идей с помощью мышления можно вывести и все другие знания. Таким образом, познание частных истин мира возможно на основании реально существующего общего мышления, наделенного врожденными идеями.

Чувства такой основой быть не могут, поскольку они не постоянны и могут обмануть сознание. Значит, и индукция не дает, по Декарту, истинного знания. Знания же имеют высокий статус. Помимо прочего они носят и этнические характеристики. Знания – это в конечном счете и есть добро, а зло – незнание.

Картезианская картина мира механистична. Исходному хаосу Бог придал вихревое движение, в результате чего мир был приведен в порядок. Механистично все. Даже живые организмы в понимании Декарта – хотя и сложные, но всего лишь механизмы. Человек – не исключение, однако он в отличие от других живых существ обладает душой (которая не имеет протяженности, но все же имеет вполне материальное «пристанище» в организме человека – мозжечке).