Учение о познании
Н. Кузанский выделяет следующие человеческие средства познания:
Чувства. Чувственный уровень познания – очень узкий. Чувства дают нам ощущения, которые выполняют инициативную роль, дают материал для суждения рассудка, который и является посредником между чувствами и разумом. Чувственные данные нужны для того, чтобы ум начал действовать.
Рассудок. Рассудок оперирует материалом, который дают чувственные ощущения, использует логику и это отражается в науке, но наш рассудок не способен перескочить через закон, запрещающий противоречия, который был открыт Аристотелем. Более того, Н. Кузанский утверждает, что именно наличием третьей способности (разума) мы отличаемся от животных. У животных есть чувства и рассудок, но разума у них нет. Они способны к индуктивным и дедуктивным умозаключениям, но к деятельности разума они не способны.
Разум. Отличие разума от рассудка в следующем: разум не связан с телесно-чувственной сферой, разум постигает всеобщее, постоянное и нетленное, в отличие от рассудка. Разум способен мыслить противоположности в единстве и совпадение противоположностей
Интуиция. Интуиция – достаточно темное место в его учении о познании, так как он не дает ни определения, ни какой-либо конкретики. Он говорит, что интуиция это некая таинственная творческая сила и не более того.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки