Диалектические идеи
Диалектические идеи связанны с деятельностью разума. Н. Кузанский учит о наличии противоположностей у вещей и явлений окружающего мира. Сам человек есть единство противоположностей. С одной стороны, он конечен (в смысле телесного существа), с другой стороны он бесконечен (с точки зрения стремления духа познать божественный абсолют). Бог также единство противоположностей, ибо Он одновременно и абсолютный максимум и абсолютный минимум. Это вытекает из его утверждения, что бытие Бога в мире есть ни что иное, как бытие мира в Боге. Ведь бытие мира в Боге означает, что все, что есть в мире, находится в Боге, то есть Бог — абсолютный максимум. Но бытие Бога в мире означает, что Бог есть в каждой вещи, поэтому Он в то же время и абсолютный минимум.
Что касается способности разума мыслить совпадение противоположностей, то здесь Н. Кузанский для примера использует математику. Возьмем равнобедренный треугольник. Если будем бесконечно увеличивать его высоту, то он все больше будет совпадать с прямой. В бесконечности кривое и прямое не различимо. Другой пример: возьмем окружность. Если бесконечно увеличивать ее радиус, то она все больше будет совпадать с касательной в точке касания. Поэтому он утверждает, что в бесконечности какие бы то ни было различия неразличимы, в том числе и противоположности. Это и есть основная идея о совпадении противоположностей.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки