53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
Квантовая механика начала зарождаться в 1901 г., когда Планк предложил теоретический вывод о соотношении между температурой тела и испускаемым этим телом излучением. Он намеревался построить кинетическую модель необратимых процессов, приводящих к равновесию для взаимодействия вещества со светом. Планк обнаружил, что достичь согласия с экспериментальными результатами в условиях в условиях равновесия можно лишь приняв гипотезу о том, что обмен энергией между веществом и излучением происходит дискретными порциями. Принятые Планком допущения оставались непонятными некоторое время, так как противоречили классической науке. Открытие дискретности (квантованности) оставалось вне связи с другими физическими явлениями.
В 1905г. Эйнштейн воспользовался квантовой теорией для объяснения 2х проблем. Первая – выбивание из металла электронов под действием света – фотоэлектрический эффект. Вторая – проблема удельной теплоемкости твердых тел. При низких температурах значения были выше наблюдаемых величин.
В 1913 г. Бор распространил квантовую теорию на атом. Бор предложил, что электроны могут находится только на определенных дискретных орбитах. И переход электрона с одной орбиты на другую, с меньшей энергией, сопровождается испусканием фотона. Модель атома Бора установила связь между различными линиями спектров, характерными для испускающего излучение вещества, и их атомной структурой.
Новая существенная особенность квантовой теории появилась в 1924г. де Бройль выдвинул радикальную гипотезу о волновом характере материи: если электромагнитные волны (свет) ведут себя иногда как частицы, то частицы (например, электрон) может вести себя как волна. Де Бройль обобщил дуализм волна-свет. Это открытие послужило исходным пунктом формулировки современной квантовой теории.
Затем Шредингер намеревался сблизить квантовую теорию с классической физикой, которая накопила немало опыта математического описания волн. В 1926 г. Шредингер вывел волновое уравнение, дающее математическое описание материи в терминах волновой функции. Решение волнового уравнения находились в согласии с экспериментальными наблюдениями и оказали глубокое влияние на последующее развитие квантовой теории. Волновая функция Шредингера является основным понятием квантовой механики. В настоящее время волновая функция лежит в основе квантово-механического описания микросистем.
В 1927 г. пришли к непротиворчивой интерпретации, Копенгагенской (Бор и Гейзенберг)
Особенности
Классическая физика изображала Вселенную в виде огромного механизма, поведение которого можно совершенно точно описать, задав положение всех его частей в пространстве и изменение положения со временем. Этот взгляд основывался на некоторых гипотезах. Во-первых, считалось, что можно одновременно задать параметры, отвечающие локализации объекта и его движению. Однако это противоречит существованию кванта действия в квантовой физике. Во-вторых, в классической физике полагается, что можно сделать пренебрежимо малым влияние возмущений, вносимых процессом измерения. Но для атомных масштабов попытка измерить какую-либо величину приводит к неконтролируемому изменению других величин – свойств системы.
Общим для всех классических теорий является предположение о возможности описания состояния физического мира, если задавать точное положение отдельных его частей в трехмерном пространстве. Безусловно, есть существенное различие между релятивистской и нерелятивистской теориями. В релятивистской теории пространство и время не абсолютны. Абсолютен лишь четырехмерный континуум. Но все равно делается предположение, что все физические явления независимо от их характера и природы могут быть однозначно описаны в рамках трехмерного пространства и времени. Существование кванта действия исключает одновременное определение координаты и скорости (соотношение неопределенности). В результате происходит замена точных законов вероятностными.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки