Примеры решения задач задача 6.1
Определить наибольшую потерю напряжения в разомкнутой трехфазной сети 380 В, выполненную кабелем и воздушными линиями. Симметричные по фазе нагрузки в амперах, их коэффициенты мощности cosφ, длины участков в км, марки проводов и кабелей даны на схеме сети (рис. 6.10). Головной участок Ab выполнен кабелем АВВГ-4х95 (Ro= 0,326 Ом/км, Хо= 0,060 Ом/км), ответвление bd с равномерно распределенной нагрузкой и ответвление bc — проводом А 50 (Ro= 0,60 Ом/км, Хо = 0,30 Ом/км).
Решение
Равномерно распределенную нагрузку в ответвлении bd заменим сосредоточенной нагрузкой Ic, приложенной в середине участка (рис. 6.11) Ic = 125∟0,95x0,40 = 50∟0,95 A (cos φ= 0,95). На этой же схеме приведены расчетные сопротивления участков.
I
Рис. 6.11. Схема сети с сосредоточенными нагрузками
Потери напряжения от такой сосредоточенной нагрузки равны потерям напряжения для линии с равномерно распределенной нагрузкой (см. параграф 9.9).
Находим потери напряжения до точки d непосредственно по токам нагрузок, не определяя распределения токов по линиям:
Необходимо отметить, что ток Ic ответвления bc умножаем только на сопротивление участка Ab сети; потери напряжения до точки d определяем действием этой нагрузки только на участке Ab.
Проанализировав схему сети на рис. 6.11, заметим, что определять потери напряжения до точки с не следует. Ответвление bc, выполненное проводом того же сечения, что и ответвление bd, имеет меньший момент токов относительно точки b (30 * 0,30 < 50*0,20), следовательно, потеря напряжения на участке bc должна быть меньше, чем на участке bd, и поэтому суммарная потеря напряжения до точки с также будет меньшей, однако незначительно отличаться от потерь до точки d.
Таким образом, наиболее низкое напряжение сети в точке d. Потери напряжения до этой точки ΔUd=55 В, или ΔUd =55.0/380 * 100% = 14,5 %, что в большинстве случаев недопустимо.
В соответствии с ГОСТ 13109—97 на качество электроэнергии нормально допустимое отклонение напряжения в узлах сети 380 В с уровнем достоверности β = 0,95 составляет ±5 %. Приняв напряжение в начале сети
определим напряжение в наиболее удаленной точке d:
Отклонение напряжения составляет
что превышает нормально допустимую величину.
ЗАДАЧА 6.2
Определить мощность и место установки конденсаторных батарей (КБ), с помощью которых можно получить допускаемые значения напряжений в сети 380 В, рассмотренной в задаче 6.1.
Решение
В соответствии с данными сети на рис. 6.11, определим активные и реактивные составляющие токов нагрузки по общему выражению = I (cosφ —jsinφ):
с учетом которых найдем распределение токов по линии сети. Установим КБ в d с наиболее низким напряжением в сети. Нагрузку в конце ответвления bd от точки включения сосредоточенной нагрузки IС определим только током конденсаторной батареи jIK1, являющимся искомым (рис. 6.12):
Рис. 6.12. Токораспределение в сети при установке КБ в узле d
Токовые нагрузки на других участках рассчитаем по балансу токов в узлах:
C учетом нормально допустимого отклонения напряжения
минимальное допустимое напряжение в узлах сети
Исключим крайние значения, приняв с некоторым запасом Umjn=362 В. Тогда допустимая потеря напряжения
Запишем выражения для потерь напряжения до узлов через токовые нагрузки ветвей:
После подстановки известных параметров сети имеем
Откуда получимIк1.=65,4 А и расчетную мощность Kb:
Аналогично определим (с учетом КБ в узле d) мощность КБ, устанавливаемой в узле С.
Падение напряжения до узла С
Откуда получим IK2 = 60,0 А и мощность КБ2
Ограничимся первым приближением решения данной задачи. Мощность КБ, в узле d несколько завышена, так как найдена без учета увеличения напряжения в узлах сети, вызванная установкой КБ2 в узле с. Включение данных компенсирующихустройств позволяет обеспечить следующие напряжения в узлах:
Рис. 6.13. Параметры допустимого электрического режима
Нагрузки узлов имеют активно-индуктивный характер (запись I = I' — jI"), токи ветвей — активно-емкостной (I = I' + jI") вследствие перекомпенсации индуктивных составляющих нагрузок емкостями конденсаторных батарей.
В итоге отметим, что найденная суммарная мощность КБ, обеспечивающая минимальное допустимое напряжение, наименьшая. Читателю предлагается самостоятельно убедиться в том, что при установки КБ в узле b ее мощность должна быть в 5раз больше мощности батареи в узле d, а при увеличении допустимого напряжения до номинального мощность КБ в узлах с и d необходимо увеличить в 2 раза.
ЗАДАЧА 6.3
Воздушная линия напряжением 10 кВ, протяженностью 2,0 км со стальными проводами ПС 70 предназначена для электроснабжения потребителя с изменяющейся в течение суток нагрузкой от 30 до 150 А при неизменном cosφ= 0,90.
В конце этой линии подключен также трансформатор ТМ-40/10, нагрузка которого изменяется от 50 до 100 % (рис. 6.14). Периоды наибольших и наименьших нагрузок отдельного потребителя и подстанции совпадают. Выполнить анализ напряжения в сети.
Рис. 6.14. Принципиальная схема сети 10 кВ
Решение
Анализ напряжений выполнен по результатам расчетов в соответствии со схемой замещения сети (рис. 6.15). Сопротивления ВЛ со стальными проводами ПС 70 при токах IНМ= 30 A (R=3,54 Ом, X = 1,25 Ом) и Iн6= 150 A (R = 4,76 Ом, X = 2,11 Ом) определены в задаче 1.4, параметры трансформатора ТМ-40/10 (RT = 62,5 Ом, Хт= 93,5 Ом, UBH= 10,5 кВ, UHH= 0,4 кВ) приняты из табл. П 2.2.
Рис. 6.15. Схема замещения сети 10 кВ
Предварительно определим токи, потребляемые трансформатором при наибольшей (номинальной) нагрузке
и минимальной
Влияние трансформатора на изменение токовой нагрузки ВЛ пренебрежительно мало, что позволяет определить напряжение в конце линии через нагрузку сети I1 следующим образом:
Тогда при наибольших наименьших токах получим:
Эти же результаты можно получить проще и приемлемо точно через модули токов и сопротивлений
в следующем виде:
Отметим, что в общем случае последние расчеты являются приближенными, дающие завышенные значения (до 15-20 %) потерь напряжения. Изменение напряжения в конце ВЛ (на входе трансформатора)
Отклонение напряжения
в режимах наибольших и наименьших нагрузок составляет
Допустимость этих значений определяется расчетом напряжений на шинах НН подстанции, непосредственно питающих электропотребители. Напряжение на шинах НН, приведенное к ВН,
при нагрузках наибольших
и наименьших
Трансформация этих напряжений учитывается с помощью коэффициента трансформации, значение которого при установке переключателя (ПБВ) в центральном положении (положениеIII) определяется в виде
Тогда получим на шинах НН подстанции следующие напряжения: при наибольших нагрузках
при наименьших нагрузках
Оценка режима напряжения с помощью изменения напряжения δU1 =14,2% и отклонений напряжения δUНБ =-2,6% и δUНM =11,6% свидетельствует о превышении их нормативных нормально допустимых значений.
ЗАДАЧА 6.4
Выдача мощности небольшой электростанции во внешнюю приемную систему осуществляется по двум линиям электропередачи 35 кВ (рис. 6.16): кабельной (ЗхОАБ 35—3x70) и воздушной с проводом АС 70/11; длина каждой линии 10,0 км. На электростанции установлены два повышающих трансформатора ТД-10000/35 с номинальной трансформацией. На зажимах генератора поддерживается напряжение U1 = 10,5 кВ, генерация S1= 15,0 + j8,0 MBA. Выполнить расчет и анализ параметров установившегося режима электрической сети.
Решение
Расчет электрического режима сети, в которой заданы мощность генерации, нагрузки и напряжение для одного конца схемы, выполняем в виде прямого (точного) расчета в один этап. Схема замещения сети приведена на рис. 6.17.
Рис. 6.17. Эквивалентная схема замещения сети
Параметры схем замещения кабельной и воздушной линий и повышающих трансформаторов определены в задачах 2.5 и 3.4.
Трансформаторы (участок 1—2).
Параметры трансформатора ТД-10000/35:
Эквивалентные параметры двух трансформаторов:
2. Линии (участок 2—3). Кабельная линия:
Воздушная линия:
Эквивалентные параметры линий:
Расчет электрического режима сети ведем последовательно от участка 1—2 к участку 2—3. За один проход по схеме, начиная от узла с известными мощностью и напряжением, определяем потокораспределение с учетом потерь мощности и напряжения узлов сети.
Участок 1—2. Расчет начинаем с узла 1 подключения генератора. Поток на входе участка 1'—2 совпадает с генерацией, так как участок 1—1' является идеальным трансформатором (рис. 6.17).
Для расчета потокораспределения и напряжений необходимо определить напряжение на генераторе, приведенное к ВН.
Мощность потерь холостого хода трансформаторов
Ослабляет поток в начале участка 1'—2.
Потери мощности холостого хода в сетях 35 кВ оказывают незначительное влияние на потокораспределение (в данном случае менее 2 %) и поэтому в дальнейшем не учитываются.
Потери мощности на участке 1—2
Мощность в конце участка
В соответствии с направлением потока напряжение узла 2 можно выразить через известное напряжение питающего узла U'1:
Вектор падения напряжения (ΔU12) выражаем через продольную (ΔU'12)и поперечную (ΔU''12) составляющие:
с учетом которых модуль напряжения в конце участка (на шинах ВН подстанции)
Влияние поперечной составляющей на потери напряжения можно учесть также приближенно:
Тогда напряжение в конце участка
такая же величина, как в предыдущем расчете.
Принимая потери напряжения равными продольной составляющей падения напряжения, получаем
Влияние поперечной составляющей на величину напряжения
незначительно, что позволяет не учитывать ее в расчетах электрических режимов сетей напряжением до 35 кВ.
Участок 2—3. С учетом зарядной мощности кабеля (мощности шунта узла 2)
поток в начале эквивалентной линии составит
На величину потерь мощности в линиях
уменьшается потокв конце эквивалентной линии:
Учет зарядной мощности в конце линии (мощность шунта узла 3) увеличивает на эту величину поток в приемную систему,
но имеет формальный характер, так как не влияет на значения напряжений (узел 3 — балансирующий, шины бесконечной мощности). Потери напряжения в линиях
Напряжение приемной системы (в конце участка)
Расчет потокораспределения в исходной схеме замещения (рис. 6.18). Данную задачу решим, используя потокораспределение в эквивалентной схеме замещения (рис. 6.17).
Распределение потока мощности конца эквивалентной линии между воздушной и кабельной линией можно определить по общим выражениям
Поток мощности в конце линий:
кабельной
воздушной
Анализ параметров режима. Распределение напряжения в схеме сети приведено в виде эпюры, характеризующей изменение напряжения за счет потерь напряжения в линиях и трансформаторах и добавки напряжения в трансформаторах и генерирующем источнике (рис. 6.18, а). Эпюру строят в относительных единицах, в предположении линейности изменения напряжения и, соответственно, огибающей эпюры. За базисные принимают номинальные напряжения сетей 35 кВ и 10 кВ. Из эпюры видно, что напряжения во всех точках сети выше номинального. Наибольшее напряжение 38,5 кВ (+10 %) в результате трансформации соответствует ЭДС вторичной обмотки повышающих трансформаторов, несущих нагрузку, которое снижается за счет потерь напряжения в них на шинах ВН станции до 37,2 кВ.
Превышение номинального напряжения составляет 6,3%, что меньше максимального допустимого (+15 %) по условию электрической прочности изоляции (около 40,5 кВ). Суммарная потеря напряжения в сети составляет 7,1 % , что приемлемо, так как позволяет обеспечить допустимый режим напряжения в сети.
Загрузку кабельной и воздушной линий оценим по их токам нагрузки:
сопоставив которые, отмечаем значительную (в 1,31 раза) неравномерность загрузки линий, что вызывает повышенные потери мощности и электроэнергии. В частности, ток ВЛ (провод АС 70/11) меньше 265 А (табл. П 1.9) — длительно допустимого тока по условиям нагрева проводов с плотностью тока j = 115/70 = 1,6 А/мм2, превышающей экономически нормируемую (1,1—1,3 А/мм2 для ВЛ с алюминиевыми проводами).
Плотность тока кабельной линии (кабель ОСБ 35-3x70)
существенно превышает нормируемую, равную 1,6 А/мм2 [6, табл. 7.27]. Такая неравномерность загрузки линий характерна при естественном непринудительном
распределении потоков в резко неоднородных замкнутых сетях (Xвл/Rкл≠Xкл/Rвл). Поэтому параллельные ЛЭП сооружают, как правило, одинакового сечения и вида (исполнения).
Загрузка трансформаторов станции
одинаковая и практически полная, исключающая длительные (более 20 минут [6, стр. 249]) аварийные перегрузки.
Таким образом, на основе приведенных оценок установившегося режима данную электрическую сеть следует характеризовать как загруженную, реальный резерв которой состоит в выравнивании нагрузок параллельно включенных неоднородных ЛЭП.
ЗАДАЧА 6.5
Для воздушной линии 220 кВ с нагрузкой в конце S2 =200 + jl00 MBA известны параметры схемы замещения: сопротивление звена Z = 10 + j40 Ом и емкостная проводимость Вс =1,00-10-3 См.
Требуется выполнить электрический расчет линии электропередачи и определить конструктивные параметры ВЛ: сечение проводов, количество цепей и протяженность ЛЭП.
Решение
Рассмотрим три случая расчета режимных параметров начала и конца ветви.
1. Первый случай. Заданы напряжение и мощность в конце линии (рис. 6.19) U2 =205 кВ, S2 = 200 +j100 MBA. Требуется определить напряжение U1 и мощность S1 в начале линии.
Известные в конце линии значения мощности S2 и напряжения U2 позволяют однозначно точно определить величину тока нагрузки
поэтому расчет всех других параметров режима и расчет электрического режима схемы в целом выполняют в один этап от конца к началу звена. Алгоритм расчета имеет прямой (точный) характер.
Зарядная мощность
и емкостный ток в конце схемы
Мощность в конце звена
с учетом которой ток линии по данным конца участка
Рис. 6.18. Исходная схема замещения и параметры электрического режима; эпюра электрических напряжений
Рис. 6.19. Схема замещения и параметры режима линии
или по балансу токов в конце схемы
Вектор падения напряжения, вычисленный через ток линии
или по данным конца участка в виде
ориентирован относительно вектора натяжения U 2 в конце участка.
Модуль
Вектор напряжения в начале линии
характеризуется модулем
и фазой напряжения
Вычислим напряжение в начале линии без учета поперечной составляющей падения напряжения:
Отсюда видно, что пренебрежение поперечной составляющей падения напряжения вносит ошибку (230,2 и 232,8 кВ), соответствующую погрешности исходных данных. Влияние поперечной составляющей на потери напряжения можно учесть приближенно:
что позволяет определить одинаковые значения модуля напряжения
На величину потерь мощности
поток мощности в начале линии больше потока в конце:
Вычисление тока линии по данным начала и конца участка дает одинаковый результат:
Зарядная мощность
емкостный ток в начале схемы
Учитывая зарядные (емкостные) мощности и ток в начале линии, определяем по балансовым соотношениям ток и мощность, потребляемые линией от питающего источника:
2. Второй случай. Заданы напряжение U1 и мощность S1 в начале схемы, равные полученным при расчете первого случая: U1 =232,8 кВ, S1 =211,0 + j95.9 МВА. Требуется определить напряжение U2 и мощность S2 в конце схемы.
Как и в предыдущем случае, данные мощность S1 и напряжение U1 в начале линии позволяют однозначно определить значение тока:
поэтому расчет выполняют в один этап, в данном случае — от начала к концу схемы.
Ток линии с учетом емкостного тока проводимости (см. первый случай)
и мощность вначале звена с учетом зарядной мощности
определяют величину вектора падения напряжения на линии
или в виде
ориентированного (вычисленного) относительно известного вектора напряжения U1.
Векторы падения напряжения
ориентированные относительно векторов напряжения соответственно U1 и U2, отличаются продольной ΔU'≠ΔU' и поперечной δU''≠δU'' составляющими (рис. 6.20), однако оба вектора падения напряжения ΔU1 и ΔU2 одинаковы по модулю
Для вектора напряжения в конце линии
определим модуль
и фазу напряжения
т. е. напряжение получилось равным заданному напряжению U2, при расчете первого случая, а фазы δ1 = -δ2 одинаковы по модулю и противоположны по знаку. Векторная диаграмма напряжений показана на рис. 6.20, при ее построении в целях наглядности не соблюден масштаб векторов.
Модуль напряжения в конце линии можно найти также приближенно через потерю напряжения, значение которой, с учетом влияния поперечной составляющей падения напряжения, определим в виде
Тогда получим результат
одинаковый с предыдущим.
Рис. 6.20. Векторная диаграмма напряжений
Потери мощности вычислим по формуле
или в виде
Поток мощности в конце звена меньше потока в ее начале на величину потерь
Учет емкостного шунта в конце линии позволяет определить ток
и мощность на выходе линии (мощность потребителей)
Таким образом, мощность получилась также равной заданной мощности S2 при расчете первого случая вследствие равенства потерь активной и реактивной мощности (ΔS = 11,0 + j44,0 MBA) и генерации мощности емкостной проводимостью ВЛ 220 кВ (QC2 = 21,0 Мвар).
3. Третий случай. Задана мощность в конце линии S2 =200 + jl00 MBA и напряжение в начале U1 =232,8 кВ. Требуется найти напряжение U2 в конце линии и мощность S1 в начале.
Расчет электрического режима начинается с узла схемы с заданной мощностью S2, (см. рис. 6.19). Так как напряжение в конце линии неизвестно, ток нагрузки
и другие параметры, зависящие от напряжения, вычисляют приближенно через начальное значение U2(0) методом последовательных приближений (методом итераций). Итерационный процесс расчета электрического режима складывается из прямого и обратного ходов. Прямой ход включает определение токо- и потокораспределения в линии с учетом потерь мощности, обратный ход связан с расчетом напряжения узла 2.
Прямой ход. Примем начальное значение напряжения в конце линии равным номинальному U2(0) = 220 кВ. Емкостный ток шунта Вc2
и зарядная мощность в конце линии
формируют нагрузку линии
от которой зависят потери мощности в линии, вычисляемые через ток звена
или параметры в конце звена
Мощность в начале схемы
Учитывая заданное напряжение в начале линии, можно уточнить ток звена
определить емкостный ток
и зарядную мощность в начале схемы
Образующие нагрузку источника питания
Обратный ход. На этом этапе уточняют напряжение узла 2. В соответствии с направлением потока (тока) напряжение узла 2 можно выразить через известное напряжение питающего узла U1 и падение напряжения
Вектор падения напряжения вычисляем по формуле
или в виде
Вектор напряжения в конце линии
характеризуется модулем
и фазой напряжения
Определены параметры электрического режима в первом приближении. Так, найденное напряжение U(1)2= 206,6 кВ не равно напряжению U2 = 205 кВ при той же мощности из первого случая. Для получения большей точности результатов необходимо найти следующие приближения расчета, заменив, например, в ходе второй итерации значение U(0)2на U(1)2полученное из первого приближения.
4. Оценка конструктивных параметров ВЛ 220 кВ. Установим по данным схемы замещения, исходя из характерных (средних) значений погонных реактивных параметров ЛЭП (табл. 2.2): индуктивное сопротивление Х0=0,42 Ом/км, емкостная проводимость bо = 2,7-10-6См/км; ВЛ 220кВ монтируют проводами сечения от 240 до 500 мм2 с количеством цепей в одном направлении до четырех.
Предположим, что ВЛ 220 кВ одноцепная, тогда при средних значениях X 0 получим
Записав активное сопротивление линии в виде
получим расчетное сечение провода
Предварительно примем провод АС 300. Однако из выражения суммарной емкостной проводимости получим
что не соответствует (0,10 « 2,70)*10-6 характерным значениям погонной проводимости, т. е. данные параметры схемы замещения не соответствуют одноцепной ВЛ 220 кВ.
Полагаем, что линия двухцепная с одинаковыми параметрами цепей. Тогда для одной цепи имеем
при протяженности
Сечение провода установим из соотношения
Откуда
Приняв ближайшее стандартное сечение АС 300, оценим значение погонной емкостной проводимости двухцепной ВЛ
которое соответствует характерной величине.
Для решения данной задачи дополнительно можно привлечь результаты расчета электрического режима линии, в частности, суммарную емкостную генерацию (первый случай)
С учетом средней генерации зарядной мощности на 100 км, составляющей около Qc100 =12,5 Мвар (табл. 2.2), получим следующую оценку протяженности ВЛ 220кВ:
что совпадает с предыдущей оценкой.
Таким образом, установим, что анализируемые параметры схемы замещения соответствуют двухцепной ВЛ 220 кВ, выполненной проводом АС 300 и суммарной протяженностью около 380 км.
ЗАДАЧА 6.6
Выполнить расчет установившегося режима сети, показанной на рис. 6.21. Две параллельные воздушные линии различны по конструктивному исполнению, смонтированы проводом АС 120/19 и имеют протяженность 100 км. Однотрансформаторная подстанция с понижающим трансформатором ТРДН-40000/110. Нагрузки в сети: S1=15 + j5 MB*A, S2=20 + j10 МВ*А, Sз=8 + j6 MBA; напряжение питающего (базисного) узла 120,0 кВ. Абсолютная погрешность нагрузок Δ= 0,1 МВ*А.
Рис. 6.21. Исходная схема сети
Решение
Расчет установившегося режима сети (рис. 6.21), в которой заданы мощности нагрузок в узлах и напряжение балансирующей станции (базисный по напряжению узел), сводится к итерационному процессу. Расчет режима сети произведем применительно к ее эквивалентной схеме замещения (рис. 6.22), параметры которой определены в задачах 2.6 и 3.5.
1. Двухцепная линия (участок Б—3) с проводом АС 120/19 имеет эквивалентные параметры:
Рис. 6.22. Эквивалентная схема замещения сети
Трансформатор (ветви 3—4, А—2; А—I и 3—0)
Параметры трансформатора ТРДН-40000/110:
Итерационный процесс расчета параметров режима электрической сети складывается из прямого и обратного ходов. Прямой ход включает определение потокораспределения в сети с учетом потерь мощности, обратный — связан с расчетом напряжений узлов сети.
Прямой ход первой итерации. Для выполнения расчета потокораспределения необходимо задать начальное приближение в узлах сети. Пусть = U(20) = 105 кВ, = = 110 кВ.
Расчет начинается с конца схемы, т.е. с узла 1 или 2 (рис. 6.22). Потоки в конце участков и совпадают с нагрузками, так как участки 1— и 2— 2' являются идеальными трансформаторами:
Потоки мощности е начале звеньев 4—1' и 4—2 :
Поток мощности в конце звена 3—4
определяет потери мощности на участке 3—4 (в обмотке ВН)
Поток мощности в начале звена 3—4
Потери мощности холостого хода трансформатора
Зарядная мощность в конце линии (мощность в емкостном шунте узла 3) Поток мощности в конце
звена Б—3 (в конце линии)
определяет потери мощности на участке Б—3 (в линии)
Поток мощности в начале звена Б—3 (в начале линии)
Генерация реактивной мощности в начале линии (мощность в емкостном шунте узла Б)
хотя и не влияет на значение напряжений в сети (узел Б — шины бесконечной мощности), однако уменьшает потребление мощности из балансирующего источника до величины
На этом заканчивается прямой ход первой итерации.
Обратный ход первой итерации. Обратный ход позволяет уточнить напряжения узлов по найденному потокораспределению и заданному напряжению базисного узла Б.
Напряжение в конце линии (узел 3) меньше напряжения в источнике Б на величину падения напряжения на линии
Модуль вектора
его угол
Таким образом, кВ.
Связь напряжений UБ и U3 показана на диаграмме напряжений (рис. 6.23), изображенной на вращающейся с частотой ω комплексной плоскости.
напряжений участка Б-3 напряжений участка 3-4
Аналогично выполнен расчет напряжения узла 4 (нулевой точки звезды схемы замещения трансформатора) по отношению к U3
Вектор напряжения
Вектор напряжения U4 отстает от вектора напряжения Uб на угол
В итоге U4 = кВ.
Аналогично предыдущему вычитание векторов падения напряжения на участках 4—1 и 4—2
из вектора U4 определяет векторы напряжений и (напряжения на шинах НН] и НН2, приведенные к ВН):
Векторная диаграмма напряжений участка 4—1’ (аналогичная и для участка 4—2') приведена на рис. 6.25 в новых осях (+*,+ j*), совмещенных с вектором U4. Векторные диаграммы участков Б—3 , 3—4 и 4-1’ совмещены на рис. 6.26. Там же показаны абсолютные (суммарные) углы напряжений по отношению к заданному базисному. В целях наглядности при построении векторных диаграмм не соблюден масштаб векторов.
Рис. 6.25. Векторная диаграмма напряжений участка 4-1'
Векторы напряжения и имеют абсолютные углы, на которые они отстают от вектора напряжения UБ:
ЗАДАЧА 6.7
Определить параметры электрического режима одноцепной воздушной линии 500 кВ на холостом ходу, построить векторные диаграммы токов и напряжений линии. Схема ЛЭП представлена на рис. 6.27 . Расчет выполнить без учета потерь на корону, с допустимой поправкой напряжения δU, равной 1кВ.
Решение
Различные способы моделирования данной протяженной ЛЭП и расчет параметров схемы замещения выполнены в задаче 2.8. Расчет установившегося режима рассмотрим применительно к П-образной схеме замещения (рис. 6.28), параметры которой уточнены с помощью поправочных коэффициентов.
Рис. 6.27. Схема ВЛ 500 кВ
Расчет параметров установившегося электрического режима ведется методом последовательных приближений. Каждое приближение (итерация) состоит из прямого и обратного ходов. Сначала, двигаясь от конца линии к началу, находят потери мощности в продольных и поперечных элементах и потоки мощности в начале и конце линии (прямой ход итерации), затем определяют напряжение в конце ЛЭП (обратный ход).
Рис. 6.28. Схема замещения ВЛ 500 кВ
Прямой ход первой итерации. В качестве начального приближения напряжения в конце линии принимают напряжение в начале ЛЭП, U2(o) = 500 кВ. Потребление (потери) мощности в шунте
Поскольку мощность нагрузки равна нулю, то при условном направлении
тока от узла 1 к узлу 2
Потери мощности в продольном сопротивлении
Мощность в начале линии
На этом прямой ход итерации закончен.
Обратный ход первой итерации. В соответствии с условным направлением токанапряжение в конце линии
Продольная составляющая падения напряжения:
Поперечная составляющая
Теперь напряжение в узле 2 в конце первой итерации
Вторая итерация. Отличие второй итерации от первой в том, что в качестве напряжения в конце линии используется результат, полученный в первой итерации:
Сходимость ручного итерационного процесса с допустимой погрешностью δU(5) = ׀U(5)-U(4)׀ = 1,0 кВ достигнута за пять итераций, результаты которой приняты в качестве решения и представлены на схеме замещения (рис. 6.29). Сопоставление результатов с расчетами на ЭВМ (табл. 6.1), полученных по программе REGIM [50], свидетельствует о приемлемой точности инженерного расчета.
Рис. 6.29. Результаты расчета режима холостого хода ВЛ 500 кВ
В частности, напряжение в конце ВЛ 500 кВ
Ток в шунте (емкостной проводимости) конца линии определяется следующим образом:
т. е. ток в шунте опережает вектор напряжения в конце ЛЭП на угол, близкий к π/2. Ток в емкостной проводимости начала линии
Суммарный ток в шунтах ЛЭП образует ток загрузки источника
являющийся преимущественно емкостным, т. е. вектор тока источника опережает вектор напряжения U1 на угол π/2.
Векторная диаграмма токов и напряжений показана на рис. 6.30. При ее построении в целях наглядности не соблюден масштаб векторов.
Отметим, что напряжение узла 2 значительно превышает допустимое значение 525 кВ, поэтому режим холостого хода данной ЛЭП является недопустимым по электрической прочности изоляции. Причина данного перенапряжения заключается в избытке зарядной мощности. Компенсация избытка мощности может быть осуществлена путем включения поперечного реактора (в частности, при отключении нагрузки ЛЭП) на приемном конце линии.
Мощность реактора определим из выражения продольной составляющей падения напряжения, приняв ее равной допустимому превышению напряжения в ВЛ 500 кВ, т. е. имеем
откуда допустимый поток реактивной мощности в начале ЛЭП составит QH=73,8 Мвар. При допустимом напряжении в конце линии U2, равном 525 кВ, зарядная мощность шунта
Рис. 6.30. Векторная диаграмма напряжений и токов ВЛ 500 кВ
Пренебрегая потерями реактивной мощности в продольном сопротивлении ЛЭП, вызванными остаточным потоком мощности после установки реактора, его расчетную мощность получаем из балансового условия в конце линии:
Включение реактора (шунта) с проводимостью
позволяет получить в конце ВЛ 500 кВ (табл. 6.2) допустимое значение напряжения.
Таблица 6.1
ВЛ 500 кВ
1 10.05 20/
201 10 1500 0 0 00 500-1000 1000/
301 1 10 2 11.44 168.7 0.2290/
201 2 1 618/
/301 1 2 00.1 .1/Реактор
Режим х х ВЛ 500 кВ /Х.Х. ВЛ 500 кВ
Таблица 6.2
Исходные данные ВЛ 500 кВ с реактором
/XX ВЛ 500 кВ с реактором
1 10 .05 20/
201 10 1 500 0 0 0 0 500—1000 1000/
301 1 102 11.44 168.7 0.2290./
201 2 1 500/
301 1 2 0 0.1 850/ Расчетный реактор 968
/Х.Х. ВЛ 500 кВ с реактором
- А. А. Герасименко, в. Т. Федин передача и распредеаение электрической энергии Учебное пособие
- Isbn 5-222-08485-х (Феникс)
- Глава 1. Общая характеристика систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 9. Методы расчета и анализа потерь электрической энергии
- Глава 10. Основы регулирования режимов систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 11. Основы построения схем систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 12. Выбор основных проектных решений
- Предисловие
- Глава 13 посвящена описанию путей оптимизации параметров и режимов протяженных электропередач и распределительных электрических сетей.
- Глава 1. Общая характеристика систем передачи и распределения электрической энергии
- 1.1. Основные понятия, термины и определения.
- 1.2. Характеристика передачи электроэнергии переменным и постоянным током.
- 1.3. Характеристика устройств автоматики и управления в системах передачи и распределения электроэнергии
- 1.4. Характеристика системы передачи электрической энергии
- 1.5. Характеристика систем распределения электрической энергии
- 1.6. Система передачи и распределения электрической энергии (пример)
- Глава 2. Расчет и характеристика параметров схем замещения воздушных и кабельных линий электропередач
- Глава 3. Параметры и схемы замещения трансформаторов и автотрансформаторов
- 3.4. Автотрансформаторы
- 3.5. Трансформаторы с расщепленными обмотками
- Примеры решения задач
- Глава 4. Моделирование и учет электрических нагрузок
- 4.2.2. Годовые графики нагрузок
- Глава 5. Режимные показатели участка электрической сети
- Глава 6. Расчет и анализ установившихся режимов разомкнутых электрических сетей
- 6.1. Расчет режима линии электропередачи
- 6.2. Анализ режима холостого хода линии электропередачи
- 6.3. Расчет установившегося режима разомкнутой электрической сети
- Примеры решения задач задача 6.1
- Глава 7. Расчет установившихся режимов простых замкнутых электрических сетей
- Глава 8. Основы расчета установившихся режимов электрических сетей на эвм
- 8.1. Математическая постановка задачи и общая характеристика методов решения
- 8.1.1. Математическая постановка задачи
- 8.2. Моделирование и методы решения уун
- 8.6. Сходимость, существование и неоднозначность решения уравнений установившегося режима
- Глава 9. Методы расчета и анализа потерь электрической энергии
- 9.2. Метод характерных суточных режимов
- 9.3. Метод средних нагрузок
- 9.4. Метод среднеквадратичных параметров режима
- 9.5. Метод времени наибольших потерь
- 9.7. Метод эквивалентного сопротивления
- 9.9. Расчет потерь электроэнергии в электрических сетях до 1000 в
- Примеры решения задач
- Глава 10. Основы регулирования режимов систем передачи и распределения электрической энергии
- 10.1. Задачи регулирования режимов
- 11.2. Принципы формирования схем протяженных электропередач системообразующих электрических сетей
- 11.5. Схемы городских систем распределения электрической энергии
- 11.7. Схемы электрических сетей до 1000 в
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Выбор основных проектных решений
- 12.1. Предварительные замечания
- 12.3. Критерии сравнительной технико-экономической эффективности
- 12.4. Выбор варианта развития электрической сети с учетом надежности электроснабжения и требований экологии
- 12.5. Выбор конфигурации и номинального напряжения электрической сети
- 12.6. Выбор проводников линий электропередачи по условиям экономичности
- 12.7. Выбор проводников линий электропередачи по допустимой потере напряжения
- 12.8. Выбор проводников линий электропередачи по условию нагревания
- 12.9. Учет технических ограничений при выборе проводов воздушных линий и жил кабелей
- 12.10. Пути повышения пропускной способности линий электропередач и электрических сетей
- Вопросы для самопроверки
- Воздушные и кабельные линии
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Средние значения продолжительности использования максимума нагрузки в промышленности т.1б
- Конденсаторы для повышения коэффициента мощности электроустановок
- 665074, Г. Иркутск, ул. Игошина, 2