11.2. Принципы формирования схем протяженных электропередач системообразующих электрических сетей
Как уже отмечалось в главе 1, протяженные электропередачи предназначаются прежде всего для выдачи мощности крупных удаленных электростанций в систему на высоких напряжениях 330 кВ и выше в систему. При развитии системообразующей сети они становятся ее составной частью. 11ринцшшально возможны две основные схемы выдачи мощности удаленных электростанций: блочная (рис. 11.3, о) и связанная (рис. 11.3, б).
Рис. 11.2. Варианты конфигураций замкнутых сетей:
а — одинарная с питанием от одного ЦП;
б — двойная с питанием от одного ЦП;
в — одинарная с питанием от двух ЦП;
г — двойная с питанием от двух ЦП; д — узловая;
е, ж — многоконтурные
В блочной схеме генератор (группа генераторов) электростанции работают на отдельную цепь линии, соединенную непосредственно с приемной системой С. Она дешевле связанной схемы, но обладает существенным недостатком, который проявляется в том, что при отключении одной из цепей линии мощность части соответствующих генераторов не может быть передана в систему. Этого недостатка лишена связанная схема, в которой по пути от электростанции к системе выполнены промежуточные подстанции. Между каждой парой из них цепи линии электропередачи соединены параллельно. В результате при отключении одной из Цепей любого участка электропередачи сохраняется связь всех генераторов с системой, хотя в некоторых случаях при этом предельная пропускная способность электропередачи в целом может несколько уменьшится.
Рис. 11.3. Схемы выдачи мощности удаленных электростанций в систему а — блочная; б — связанная.
Для регулирования напряжения вдоль электропередачи и повышения ее пропускной способности могут устанавливаться устройства поперечной компенсации (шунтирующие реакторы, синхронные компенсаторы, статические тиристорные компенсаторы) и устройства продольной компенсации (см. главы 10 и 12). Шунтирующие реакторы могут быть подключены непосредственно к линии 330—1150 кВ, к шинам 35—ПО кВ промежуточной подстанции (рис. 11.4, а) либо к шинам высшего напряжения (рис. 11.4, б). Синхронные компенсаторы и статические тиристорные компенсаторы обычно подключают к шинам низшего или среднего напряжения подстанций (рис. 11.4, а). Схема включения конденсаторного устройства продольной компенсации показана на рис. 11.4, б.
Мощные протяженные электропередачи 500—750 кВ могут быть «надстройкой» над существующей системообразующей замкнутой сетью 220—330 кВ. Пример сочетания протяженной электропередачи с замкнутой сетью низшего напряжения показан на рис. 11.5. В этом случае протяженная электропередача, соединяющая несколько системных подстанций, является элементом системообразующей сети.
Схему системообразующей сети формируют, исходя из ее многофункционального назначения. При этом должна обеспечиваться достаточная пропускная способность отдельных линий и «сечения» сети (группы линий, связывающих один регион с другим), надежная выдача мощности в систему крупных электростанций, надежное питание крупных узлов нагрузки. Нецелесообразно сооружение линий, непосредственно связывающих электростанции без промежуточных узлов нагрузки. С точки зрения обеспечения надежности электроснабжения при формировании схемы системообразующей сети используют критерий n — 1. Согласно ему, надежность питания узлов нагрузки и транзита мощности должна быть обеспечена в случае отключения, в том числе и аварийного, любого одного элемента сети (линии, трансформатора, шин подстанции и т. п.)
Рис. 11.4. Принципиальные схемы подключения компенсирующих устройств: а — поперечной компенсации; 6 — продольной и поперечной компенсации
Рис. 11.5. Схема протяженной электропередачи, параллельной замкнутой сети низшего напряжения
Развитие схемы системообразующей сети осуществляют также с учетом доведения потерь электроэнергии в ней до экономически обоснованного уровня.
В условиях рынка электроэнергии появляются дополнительные факторы, которые целесообразно учитывать. При этом возникает вопрос: каков критерий эффективности сооружения объектов в системообразующей сети, каковы особенности определения коммерческой эффективности сетевых объектов? При ответе на данный вопрос все линии электропередачи и подстанции системообразующей сети целесообразно разделить на группы:
- выдача мощности электростанций и избыточных энергосистем (районов) на оптовый рынок;
- питание дефицитных энергосистем (районов) с оптового рынка; ■
- межсистемные линии для реализации межсистемного эффекта;
- резервирование в соответствии с требованиями надежности;
- экспорт мощности и электроэнергии.
Целью сооружения системных объектов первых трех групп является снижение топливной составляющей затрат на выработку электроэнергии на оптовом рынке. Эффективность сооружения объектов последней группы определяется разницей между контрактной стоимостью и топливной составляющей затрат на выработку поставляемой электроэнергии. Конечная цель в оценке целесообразности сооружения дополнительного объекта заключается в обеспечении сетевым предприятиям достаточной прибыли, а потребителям — гарантированной минимальной стоимости электроэнергии. Количественная оценка эффективности сооружения электросетевого объекта может быть произведена по показателю эффективности капитальных затрат
где З0 и 3i — затраты на развитие и эксплуатацию энергосистемы соответственно при отсутствии и сооружении сетевого объекта; К — капитальные затраты по объекту.
11.3. СПОСОБЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ ПОДСТАНЦИЙ К ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ
Конфигурация сети (рис. 11.1, 11.2) является основой для выбора способа подключения подстанций. В радиальных сетях к одной линии может быть присоединена одна подстанция (рис. 11.6, а), несколько подстанций в виде ответвлений (рис. 11.6, 6) или с заходом линии на каждую подстанцию (рис. 11.6, в). В радиальных сетях с параллельными линиями также может быть присоединена одна подстанция (рис. 11.6, г), несколько подстанций в виде ответвлений одновременно от двух линий (рис. 11.6, д) или с заходом общих линий на каждую подстанцию (рис. 11.6, ё).
В сетях замкнутой конфигурации к линии между двумя центрами питания подстанции могут присоединяться в виде ответвлений (рис. 11.6, ж) либо с заходом линии на подстанции (рис. 11.6, з). Во втором случае каждая из подстанций превращается в проходную с возможностью транзита мощности в ту или другую сторону. При наличии двойных параллельных линий между двумя центрами питания подстанции могут подключаться в виде ответвлений от каждой линии (рис. 11.6, и). И, наконец, при питании не менее чем по трем и более линиям с заходом их на подстанцию она превращается в узловую (рис. 11.6, к, л).
Способ присоединения подстанции к сети существенно влияет на ее схему электрических соединений, количество необходимых коммутационных аппаратов, другого электротехнического оборудования и, как следствие, на удобство эксплуатации и технико-экономические показатели сети.
Рис. 11.6. Способы присоединения подстанций к сети: а, б, в — радиальной с одной линией;
г, д, е — двойной радиальной;
ж,з, и — с двумя центрами питания;
к, л — с тремя и более центрами питания
11.4. ТИПОВЫЕ СХЕМЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ
При выборе схем распределительных устройств подстанции следует учитывать число присоединений (линий и трансформаторов), требования надежности электроснабжения потребителей и обеспечения транзита мощности через подстанцию в нормальном, ремонтных и послеаварийных режимах. Схемы подстанций должны формироваться таким образом, чтобы была возможность их поэтапного развития. При возникновении аварийных ситуаций должна быть возможность восстановления электроснабжения потребителей средствами автоматики. Число и вид коммутационных аппаратов выбираются таким образом, чтобы обеспечивалась возможность проведения поочередного ремонта отдельных элементов подстанции без отключения других присоединений.
К схемам подстанций предъявляются требования простоты, наглядности и экономичности. Эти требования могут быть достигнуты за счет унификации конструктивных, решений подстанции, которая наилучшим образом реализуется в случае применения типовых схем электрических соединений распределительных устройств.
Рассмотрим наиболее характерные типовые схемы распределительных устройств, нашедшие широкое применение при проектировании подстанций с высшим напряжением 35—750 кВ [6, 20]. К простейшим схемам относятся блочные схемы линия — трансформатор с разъединителем (рис. 11.7, а) и выключателем (рис. 11.7, 5). На этих и последующих схемах указаны области рекомендуемых номинальных напряжений. Первая схема может использоваться для подстанций, присоединенных к линиям без ответвлений (рис. 11.7, а), если защита линии со стороны центра питания охватывает трансформатор либо предусмотрен телеотключающий импульс на отключение линии от защиты трансформатора. Вторая схема применяется также для подстанций, подключенных к ответвлениям от линий (рис. 11.6, б). Для двухтрансформаторной подстанции, питающейся от двух параллельных линий, может быть применена схема с двумя блоками с выключателями в цепи трансформаторов и перемычкой, содержащей два последовательно включенных разъединителя Р| и Pi (рис. 11.7, в). Такое включение разъединителей позволяет осуществлять их поочередный ремонт одновременно с соответствующим блоком линия — трансформатор. На практике находятся в эксплуатации подстанции, выполненные по упрощенным блочным схемам, в которых в качестве коммутационных аппаратов используются отделители и короткозамыкатели. Принципы работы таких схем подробно описаны в [24]. В связи с конструктивными недостатками этих аппаратов и отрицательным воздействием их работы на выключатели смежных подстанций при коротких замыканиях на вновь сооружаемых подстанциях эти схемы применять не рекомендуется.
Один из вариантов схемы мостика с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий показан на рис. 11.8. Такая схема применяется в радиальных линиях и линиях с двухсторонним питанием с заходом их на подстанции (рис. 11.6, в, з). Здесь на четыре присоединения (две линии и два трансформатора) устанавливается три выключателя.
Рис. 11.7. Блочные схемы подстанций: а — блок (линия__
трансформатор) с разъединителем; б — блок (линия — трансформатор) с выключателем; в — два блока с выключателем и неавтоматической перемычкой со стороны линии
Рис. 11.8. Схема мостика
На подстанциях с двумя линиями и двумя трансформаторами может быть использована схема, в которой число выключателей равно числу присоединений. При этом включение и отключение каждого присоединения производится двумя выключателями (рис, 11.9). Недостатком схемы является то, что она не позволяет увеличивать количество линий. На напряжении 220 кВ эта схема в [20] рекомендуется при мощности трансформаторов 125 MB-А и более.
При числе линий три и более рекомендуется ряд типовых схем распределительных устройств со сборными системой шин. Наиболее простая схема выполняется с одной секционированной системой шин (рис. 11.10, о), В ней каждая линия и каждый трансформатор подключены к одной из секций шин, между которыми установлен секционный выключатель СВ. Более сложная схема содержит также одну секционированную систему шин, но в ней добавляется обходная система шин (рис. 11,10, 6). Секции шин I и II соединяются между собой секционным выключателем СВ. Дополнительно предусмотрен обходной выключатель ОВ, предназначенный для соединения посредством соответствующих разъединителей одной или другой секции шин с обходной системой шин. Такая схема позволяет использовать обходной выключатель для замены выключателя любого присоединения при необходимости вывода его в ремонт. Здесь, так же как и в схеме по рис. 11.10, о, каждое присоединение в нормальном режиме подстанции может быть подключено только к одной из секций шин. В соответствии с рекомендациями [20] в схеме с одной секционированной системой шин и обходной системой шин количество радиальных линий должно быть не более одной на секцию. При невыполнении этого условия с числом линий до 13 применяют схему с двумя несекционированными системами и обходной системой шин (рис. 11.10, в). В ней I и П рабочие системы шин соединены между собой с помощью шнносоединительного выключателя ШСВ. Обходной выключатель ОВ посредством соответствующих разъединителей позволяет соединить обходную систему шин с I или II рабочей системой шин. Отличие данной схемы от схемы с одной рабочей секционированной системой шин заключается в том, что каждое присоединение (линия, трансформатор) в зависимости от требуемого режима подстанции может быть подключено с помощью соответствующих разъединителей к I иII системе шин. Обходной выключатель, так же как и в схеме с одной секционированной системой шин, позволяет поочередно выводить в ремонт выключатель любого присоединения без его отключения.
Рис. 11.9. Схема четырехугольника
Рис. 11.10. Схемы подстанций со сборными системами шин:
а — с одной секционированной системой шин;
б — с одной секционированной системой шин
и обходной системой шин; в — с двумя несекционированными
системами шин и обходной системой шин; г — с двумя несекционированными системами
Наметившаяся тенденция применения элегазовых и вакуумных выключателей, не требующих ремонта практически в течение всего срока службы, вместо масляных и воздушных, видимо, будет позволять переход к упрощенной схеме распределительных устройств с двумя системами шин без обходной системы шин (рис. 11.10, г).
При числе линий более 13 в схеме по рис. 11.10, в применяют секционирование I и II рабочей системы шин и дополнительно предусматривают второй обходной выключатель.
Для ответственных системообразующих подстанций напряжением 330—750 кВ используют более надежные схемы, предусматривающие подключение присоединений к шинам не одним выключателем, а двумя и более. На рис. 11.11, а приведена схема трансформатор — шины с присоединением линий через два выключателя, которая рекомендуется на подстанциях 330—500 кВ при четырех линиях, а на подстанциях 750 кВ — при трех линиях. Здесь каждая линия подключается через выключатель к I и II системе шин, а трансформаторы присоединены непосредственно к шинам. Таким образом, отключение любой линии производится двумя выключателями, а любого трансформатора — числом линейных выключателей, подключенных к соответствующей системе шин.
Рис. 11.11. Схемы с двумя (а) и полутора (б) выключателями на линии
В полуторной схеме на каждое присоединение приходится 1,5 выключателя (рис. 11.11, б). Ее применяют в распределительных устройствах 330—750 кВ при числе линий 6 и более. Отключение любой линии и любого трансформатора производится двумя выключателями. При этом связь между I и II системами шин сохраняется.
Наиболее характерные схемы распределительных устройств 10(6) кВ, присоединяемых к распределительным устройствам высшего и среднего напряжений (РУ ВН, РУ СН) подстанций 35—750 кВ, показаны на рис. 11.12. При одном трансформаторе используется одна несекционированная система шин (рис. 11.12, я), при двух трансформаторах — одна секционированная система шин (рис. 11.12, б, в). Если на подстанции предусматриваются трансформаторы с расщепленными обмотками, то создается схема с двумя секционированными системами шин, т. е. фактически образуются четыре секции шин (рис. 11.12, г).
Рис. 11.12. Схемы распределительных устройств низшего напряжения:
а - с одной несекционированной системой шин; 6, в — с одной секционированной системой шин; г — с двумя секционированными системами шин
- А. А. Герасименко, в. Т. Федин передача и распредеаение электрической энергии Учебное пособие
- Isbn 5-222-08485-х (Феникс)
- Глава 1. Общая характеристика систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 9. Методы расчета и анализа потерь электрической энергии
- Глава 10. Основы регулирования режимов систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 11. Основы построения схем систем передачи и распределения электрической энергии
- Глава 12. Выбор основных проектных решений
- Предисловие
- Глава 13 посвящена описанию путей оптимизации параметров и режимов протяженных электропередач и распределительных электрических сетей.
- Глава 1. Общая характеристика систем передачи и распределения электрической энергии
- 1.1. Основные понятия, термины и определения.
- 1.2. Характеристика передачи электроэнергии переменным и постоянным током.
- 1.3. Характеристика устройств автоматики и управления в системах передачи и распределения электроэнергии
- 1.4. Характеристика системы передачи электрической энергии
- 1.5. Характеристика систем распределения электрической энергии
- 1.6. Система передачи и распределения электрической энергии (пример)
- Глава 2. Расчет и характеристика параметров схем замещения воздушных и кабельных линий электропередач
- Глава 3. Параметры и схемы замещения трансформаторов и автотрансформаторов
- 3.4. Автотрансформаторы
- 3.5. Трансформаторы с расщепленными обмотками
- Примеры решения задач
- Глава 4. Моделирование и учет электрических нагрузок
- 4.2.2. Годовые графики нагрузок
- Глава 5. Режимные показатели участка электрической сети
- Глава 6. Расчет и анализ установившихся режимов разомкнутых электрических сетей
- 6.1. Расчет режима линии электропередачи
- 6.2. Анализ режима холостого хода линии электропередачи
- 6.3. Расчет установившегося режима разомкнутой электрической сети
- Примеры решения задач задача 6.1
- Глава 7. Расчет установившихся режимов простых замкнутых электрических сетей
- Глава 8. Основы расчета установившихся режимов электрических сетей на эвм
- 8.1. Математическая постановка задачи и общая характеристика методов решения
- 8.1.1. Математическая постановка задачи
- 8.2. Моделирование и методы решения уун
- 8.6. Сходимость, существование и неоднозначность решения уравнений установившегося режима
- Глава 9. Методы расчета и анализа потерь электрической энергии
- 9.2. Метод характерных суточных режимов
- 9.3. Метод средних нагрузок
- 9.4. Метод среднеквадратичных параметров режима
- 9.5. Метод времени наибольших потерь
- 9.7. Метод эквивалентного сопротивления
- 9.9. Расчет потерь электроэнергии в электрических сетях до 1000 в
- Примеры решения задач
- Глава 10. Основы регулирования режимов систем передачи и распределения электрической энергии
- 10.1. Задачи регулирования режимов
- 11.2. Принципы формирования схем протяженных электропередач системообразующих электрических сетей
- 11.5. Схемы городских систем распределения электрической энергии
- 11.7. Схемы электрических сетей до 1000 в
- Вопросы для самопроверки
- Глава 12. Выбор основных проектных решений
- 12.1. Предварительные замечания
- 12.3. Критерии сравнительной технико-экономической эффективности
- 12.4. Выбор варианта развития электрической сети с учетом надежности электроснабжения и требований экологии
- 12.5. Выбор конфигурации и номинального напряжения электрической сети
- 12.6. Выбор проводников линий электропередачи по условиям экономичности
- 12.7. Выбор проводников линий электропередачи по допустимой потере напряжения
- 12.8. Выбор проводников линий электропередачи по условию нагревания
- 12.9. Учет технических ограничений при выборе проводов воздушных линий и жил кабелей
- 12.10. Пути повышения пропускной способности линий электропередач и электрических сетей
- Вопросы для самопроверки
- Воздушные и кабельные линии
- Трансформаторы и автотрансформаторы
- Средние значения продолжительности использования максимума нагрузки в промышленности т.1б
- Конденсаторы для повышения коэффициента мощности электроустановок
- 665074, Г. Иркутск, ул. Игошина, 2