Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
Геоцентрич. представлению, к-рое долгое время было общераспространенным вследствие своей кажущейся очевидности. Солнце вращается вокруг Земли. Геоцентризм в Др. Греции находил ложное обоснование у Аристотеля, строившего свое учение о совершенстве небесного мира на идее, по к-рой вокруг Земли как центра происходит равномерное движение концентрич. сфер с неподвижно прикрепленными к ним небесными телами. Учение Аристотеля было дополнено Клавдием Птолемеем (II в ) в трактате «Альмагест». Согласно Птолемею, небесные тела совершают равномерные круговые движения по эпициклам, а эпициклы скользят по большим кругам-дефферентам, почти в центре к-рых находится Земля. Наивный геоцентризм издавна входит также в состав религ.-библ. представления о мире и об «особом» положении человека в нем (см. Антропоцентризм). Поэтому ошибочное учение Птолемея, которое можно было использовать для богосл. обоснования библ. текстов, оказалось фактически догматизировано, закреплено христ. церковью.
Идея движения Земли возникла в рамках пифагорейской школы. Пифагореец Филолай обнародовал систему мира, в которой Земля является одной из планет. Правда речь шла пока только об ее вращении (за сутки) вокруг мистического Центрального огня, а не Солнца. Аристотель отверг эту систему, в том числе потому что она предсказывала параллактическое смещение звезд.
Менее спекулятивной была гипотеза Гераклида, согласно которой Земля совершает суточное вращение вокруг своей оси. Кроме того, Гераклид, по-видимому, предположил, что Меркурий и Венера вращаются вокруг Солнца и вместе с ним вокруг Земли. Возможно, такого взгляда придерживался и Архимед, полагая вращающимся вокруг Солнца и Марс, орбита которого должна была охватывать Землю, а не пролегать между нею и Солнцем. Есть основания полагать, что у Гераклида была идея, согласно которой Земля, Солнце и планеты вращаются вокруг одной точки – центра планетной системы. Платон на склоне своих лет пожалел, что предоставил Земле центральное место во Вселенной.
Подлинно гелиоцентрическая система была предложена Аристархом. Обычно считается, что Аристарх пришел к гелиоцентризму исходя из установленного им факта, что Солнце по размерам намного больше Земли. Логично было предложить, что меньшее тело вращается вокруг большего, а не наоборот. Аристарх сделал важный вывод о том, что по сравнению с расстоянием до звезд земная орбита является точкой, поскольку иначе должны были наблюдаться параллаксы звезд. Аристарха представили суду за то, что он двигает Землю с места.
Тем не менее, в конечном итоге гелиоцентризм был оставлен греками. Главной причиной может быть общий кризис науки, начавшийся после II века до н.э. На место астрономии заступает астрология. В философии доминирует мистицизм или откровенный религиозный догматизм: стоицизм, позднее неопифагореизм и неоплатонизм. С другой стороны, те немногие философские школы, которые в целом исповедуют рационализм (эпикурейцы, скептики), имеют одну общую черту: неверие в возможность познания природы. Так, эпикурейцы даже после Аристотеля и Аристарха считали невозможным определить истинную причину фаз Луны и считали Землю плоской. В такой атмосфере религиозные обвинения наподобие тех, что были предъявлены Аристарху, могли привести к тому, что астрономы и физики, даже если и были сторонниками гелиоцентризма, старались воздерживаться от публичного обнародования своих взглядов, что и могло в конечном итоге привести к их забвению.
После II века н.э. в эллинистическом мире прочно утвердился геоцентризм, основанный на философии Аристотеля и планетной теории Птолемея, в которой петлеобразное движение планет объяснялось с помощью комбинации деферентов и эпициклов.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки