30. Научная программа Декарта
Основной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знаний. Р. Декарт по своим взглядам фактически был деистом, хотя и не отрицал существования Бога и акта сотворения им мира. Он полагал, что религиозные истины выше понимания человека, и поэтому не пытался их осмысливать. В своем самом известном произведении «Рассуждение о методе» он критиковал схоластику за то, что она ограничивает, сдерживает развитие научного познания. Схоластика предлагает уже готовые истины, создает их систему, выход за рамки которой не поощряется. Поэтому Р. Декарт предлагал начинать научное осмысление действительности с глобального сомнения. Несомненно, одно – собственное сознание человека, и это отражается в известном афоризме «Мыслю, следовательно, существую».
Таким образом, источником знания может служить только разум человека. Поэтому Р. Декарта считают основателем европейского рационализма Нового Времени. Образцом рациональности может служить математика. Но сознание человека не «пустое». Оно изначально обладает важным содержанием. Сознание по Декарту – субстанция. Декарт наделяет свойствами субстанции материю и сознание человека, объясняя это тем, что они сотворены Богом и в других творениях не нуждаются. Субстанции обладают атрибутами: материя – протяженностью (ей также присуще движение, она присутствует везде, не оставляет пустоты), сознание – мышлением.
Сознание содержит врожденные идеи. Их отличает то, что они осознаются человеком так же ясно и однозначно, как и само его существование; в этом заключается определенный критерий истинности. В качестве примера врожденной идеи приводит идею Бога. Врожденным он считает и дедуктивный метод познания (от общего к частному). Из врожденных идей с помощью мышления можно вывести и все другие знания. Таким образом, познание частных истин мира возможно на основании реально существующего общего мышления, наделенного врожденными идеями.
Чувства такой основой быть не могут, поскольку они не постоянны и могут обмануть сознание. Значит, и индукция не дает, по Декарту, истинного знания. Знания же имеют высокий статус. Помимо прочего они носят и этнические характеристики. Знания – это в конечном счете и есть добро, а зло – незнание.
Картезианская картина мира механистична. Исходному хаосу Бог придал вихревое движение, в результате чего мир был приведен в порядок. Механистично все. Даже живые организмы в понимании Декарта – хотя и сложные, но всего лишь механизмы. Человек – не исключение, однако он в отличие от других живых существ обладает душой (которая не имеет протяженности, но все же имеет вполне материальное «пристанище» в организме человека – мозжечке).
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки