logo search
ответы мои (Автосохраненный)

26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма

С именем Бэкона чаще всего связывают начало философии Нового времени. Человек, разносторонний, проявивший себя в различных сферах деятельности – философ, правовед, ученый, государственный деятель Главное его произведение «Новый Органон», «Новая Атлантида». Основная направленность мыслей Бэкона состояла в развитии естествознания и вообще наук. Однако в отличие от Галилея, который создавал математическое, теоретическое естествознание, Бэкон развивает экспериментальное естествознание, указывая на то, что эксперимент, опыт должны быть идеалом науки. Любая наука, которая будет строиться на гипотезах, пустых построениях разума, обречена на неудачу. Наука может быть истинной только тогда, когда опирается на опыт, именно опыт по Бэкону есть источник знания, критерий истины, и одновременно единственным содержанием науки. Пытаться познавать мир по Бэкону можно тремя способами: «путь паука», «путь муравья», «путь пчелы». При этом Бэкон понимал, что человеческое сознание подвержено ряду факторов, искажающих восприятие действительности. Он назвал их идолами и разделил на 4 группы: идолы рода, обусловленные ограниченными возможностями человеческого организма, относительным несовершенством органом чувств, природой человека. Идолы пещеры складываются в результате индивидуальности человека, формируемой его социальным опытом: культурой микросреды, воспитанием, образованием и др. Идолы рынка возникают при неправильном употреблении языка, понимании понятий, многозначности некоторых их них. Идолы театры связаны со склонностью человека верить авторитету, которым может быть подменена истина. Лучшей проверкой истины может служить эксперимент. Но это должен быть не единичный опыт, а целенаправленный, повторенный несколько раз. И только, когда все условия будут соблюдены и результаты эксперимента повторятся, можно будет делать обобщения об истинности. В этом заключается индуктивный метод Бэкона. Опыты по Бэкону бывают 2х видов: светоносные и плодоносные. Нужно ценить светоносные, которые дают свет для понимания и обобщения других опытов.