32. Научная программа Лейбница
Известен не только как философ и юрист, но так же, как математик, физик, историк. Наиболее известные его труды «Теодицея», «Монадология»
Лейбниц – рационалист. Эталоном знания для него, как и для Декарта была математика. Но он прекрасно понимал сильные стороны эмпиризма, поэтому пытался объединить насколько можно два подхода. Он отталкивался от идеи Локка: в человеческом разуме нет ничего, кроме того, что есть в чувствах. Ничего, добавлял Лейбниц, кроме самого разума. Он усматривал в каждом разуме цель, предусмотренную божественной волей. Все дело в целесообразности созданного Богом мира, самого совершенного из возможных миров. Эта целесообразность распространяется и на каждую отдельную сущность мира. Наконец он, отрицая врожденные идеи, видел в каждом разуме врожденную способность воспринимать фундаментальные идеи, такие как «бытие», «я» и др.
Таким образом, человек, сущностью которого является разум, - самостоятельная онтологическая единица мира – субстанция. А мир – совокупность таких субстанций, который Лейбниц называл монадами. Отсюда его учение называется монадологией.
Согласно его учению, первичная монада – это Бог, который творит мир – множество монад – идеальные сущности, каждая из которых является источником собственной активности. Другими словами, монады носят субстанциональный характер, мир Лейбница многосубстанционален.
Мир в трактовке Лейбница теряет всякую материальность, он не более, чем феномен сознания. Ощущение материальности возникает в сознании человека в результате восприятия мира.
Монады могут быть простыми и сложными. К сложным относится душа человека (так как тело всего лишь кажимость). Сложность монады определяется степенью ее восприимчивости к впечатлениям и способностью отражать весь мир с определенной степенью полноты. Наиболее сложные монады способны к самосознанию. Сама сложная – Бог, она одна исчерпывающе отображает мир. Но отражать мир способна любая монада в силу своей субстанциональности, самодостаточности и активности; также любая из них обладает способностью развиваться или в совокупности с другими простыми монадами интегрироваться в сложные.
Весьма оригинально Лейбниц объясняет пространство и время. Некоторые мыслители, создававшие свои философские концепции, придавали пространству и времени субстанциональный характер. Лейбниц решает свою проблему иначе: пространство не самостоятельная сущность, а порядок одновременно существующих монад, отношение между ними. Время: отражает отношение последовательности существования монад. Т.о., пространство и время не самостоятельные объекты, а лишь производные сосуществования монад. Вне сознания они не существуют.
- 2. Проблемы возникновения античной науки. Причины, предпосылки, источники
- 3. Элейская школа и ее значение в истории науки
- 4. Атомистика Демокрита и ее значение
- Аристотель как создатель эмпирически-умозрительного метода.
- Система наук Аристотеля. Метафизика и физика.
- Древняя астрономия. Гео и гелиоцентрические системы
- Александрийская школа. Эвклид, Архимед и Герон. Астрономия Птолемея.
- 10. Общая характеристика Средневековья. Религия, общество, культура.
- Арабская наука. Аверроэс и теория двойственной истины
- 13. Альберт Великий и Фома Аквинский
- 14. Аристотелизм Средневековья
- 15. Дискуссия номиналистов и реалистов. Р. Бэкон и у. Оккам
- 17. Парижская школа механики. Ж. Буридан и теория импетуса
- 18. Основные этапы развития алхимии
- 19. Крупнейшие алхимики Средних веков. Альберт Великий, Арнольд из Виллановы и р. Луллий.
- 20. Научный статус алхимии
- 22. Леонардо и Кузанец – два образа Возрождения
- Методологические идеи
- Натурфилософия
- Космология
- Учение о познании
- Диалектические идеи
- 23. Коперниканская революция. Коперник и Бруно
- 25. Феномен Кеплера
- 26. Ф. Бэкон и основание эмпиризма
- 28. Понятие научной революции. Причины и условия научной революции Нового времени
- 29. Галилео Галилей и начало создания новой физики.
- 30. Научная программа Декарта
- 31. Научная программа Нюьтона
- 32. Научная программа Лейбница
- 33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.
- 34. Сущность теоретического мышления
- 35. Основные черты классической науки
- 37. Скептицизм Юма, его причины и последствия
- 38. Критика Кантом предшествующей философии
- 39. Учение Канта о структуре познающего мышления. Понятия вещи самой по себе и явления
- 46. Становление теории электричества в 19в.
- 47. Термодинамика в 19 в.
- 48. Периодический закон как завершение 1ой концептуальной системы химии
- 50. Кекуле и развитие структурных представлений в химии.
- 51. Теория химического строения Бутлерова и ее историческое значение
- 53. Становление квантовой теории. Особенности квантовой теории и принципы классического мышления
- 54. Квантовая механика. Особенности научной революции первой трети 20в.
- 55. Основные черты неклассической науки. Отношение неклассической и классической науки