logo search
ответы мои (Автосохраненный)

33. Развитие химии в 17 в. Становление 1ой концептуальной системы химии.

Исторически первой концептуальной системой химии стало учение о составе вещества. В рамках этого учения решались 2 основные проблемы: 1) проблема химического элемента; 2) проблема зависимости свойств веществ от его химического состава. Уже в античной философии возникло представление о том, что все многообразие веществ складывается из небольшого числа исходных элементов. Под элементами тогда понимались: вода, воздух, огонь, земля. Подобные представления оставались и в средневековой философии, где элементами назывались горючесть, текучесть и др. В древнегреческой философии возникло и другое представление об элементах – как об атомах, мельчайших неделимых частицах вещества. Но это учение было надолго забыто в химии.

Первый шаг к научному определению химического элемента был сделан английским ученым Р.Бойлем в 60-х гг. 17 в. Бойль разделил понятия «сложное тело» (химическое соединение) и «простое тело» (химический элемент). Под элементом стали понимать предел разложения вещества на составные части. Первые попытки выделить элементы привели к возникновению целого ряда ошибочных теорий, таких как, например, теория флогистона. Считалось, что во время окислительных реакций вещества разлагаются на составные элементы с выделением невесомого элемента – флогистона. Соответственно, при восстановительных реакциях, флогистон присоединяется к элементам. При всей ошибочности таких теорий они сыграли и положительную роль. Противоречия, которые возникали, стимулировали дальнейшие исследования. Во второй половине 18в. Ломоносов и Лавуазье опровергли теорию флогистона и раскрыли роль кислорода в ОВР.

Вторая половина 18в отмечена успехами аналитической химии в поиске все новых элементов. Качественным скачком в развитии учения о составе вещества стало формирование атомно-молекулярной теории. В 1803 г. Дальтон обосновал атомистическое учение в химии, возродив на научном уровне представления, возникшие ещё в древнегреческой философии. Но подлинно революционным изменением стало открытие Менделеевым периодического закона. Он раскрыл глубокие взаимосвязи, взаимопереходы в неживой природе, установил единство количественных и качественных характеристик элементов. Во-вторых, удалось выделить главные свойства элементов.

Учение об элементах позволило развить представления о составе вещества. До сер. 19 в. химия делала заметные успехи в объяснении свойств веществ, исходя только из его количественного и качественного состава. Но в 19 в такое объяснение обнаруживает свою ограниченность. Свойства органических веществ невозможно было объяснить только на основе их состава (изомерия). Возникает 2ая концептуальная система.