logo search
Передача И Распределение Электрической Ээнергии

12.10. Пути повышения пропускной способности линий электропередач и электрических сетей

Под пропускной способностью линии электропередачи понимают активную или полную мощность, которая длительно может передаваться с учетом техниче­ских ограничений. К таким ограничениям относятся:

а) предел передаваемой мощности (предел линии), учитывающий устойчи­вость параллельной работы электрических станций и узлов нагрузки;

б) допустимый ток по нагреву проводников;

в) допустимая потеря напряжения;

г) пропускная способность концевых и промежуточных устройств (транс­форматоров, выключателей, устройств продольной компенсации и т. п.);

д) вынужденные уставки релейной защиты.

Проектирование линий электропередачи проводят обычно таким образом, чтобы ограничения г) и д) не были решающими.

Ограничения а) и б) обычно проявляются в сетях высоких напряжений, при номинальных напряжениях 110—220 кВ и выше. Ограничение по допустимой по­тере напряжения характерно для распределительных линий и сетей напряжением 20—0,38 кВ, а иногда и для сетей напряжением 35 кВ. В таких сетях может также возникать ограничение по допустимому току нагрева проводов воздушных линий и жил кабелей.

При проектировании системообразующих сетей часто приходится рассмат­ривать «сечение электрической сети», под которым понимают совокупность ли­ний электропередачи, характеризующую суммарную пропускную способность определенного района электрической сети.

Рассмотрим кратко пути повышения пропускной способности при различ­ных ограничивающих факторах.

По фактору статической устойчивости генераторов электростанций пре­дельная передаваемая мощность в системе, состоящей из генераторов, трансфор­маторов и линии электропередачи (рис. 12.14, о) с соответствующими сопротив­лениями Хг, Хт, Хл, для идеализированной электропередачи (без потерь) опреде­ляется по выражению [3]:

(12.65)

где Е - ЭДС генераторов; Uc —напряжение на шинах системы.

Если генераторы удаленной станции и работающие в системе оснащены ре­гуляторами возбуждения сильного действия, позволяющими поддерживать посто­янными заданные напряжения U1 и U2 по концам линии, то предел передаваемой мощности (предел линии) будет равен

(12.66)

Рис. 12.14. Схемы системы электропередачи (а), линии с продольной компенсацией (б), и с промежуточными подстанциями (в)

Из формулы (12.66) видны следующие проектные пути увеличения пропу­скной способности системы электропередачи за счет воздействия на ее часть — линию электропередачи:

1. Повышение номинального напряжения линии. Здесь существенно то, что предельная мощность пропорциональна квадрату напряжения.

2. Уменьшение индуктивного сопротивления линии. Оно может быть дос­тигнуто за счет применения расщепленных фаз. Такой путь особенно целесообра­зен на линиях большой длины. Другой путь заключается в использовании различ­ных вариантов конструктивного исполнения воздушных компактных линий элек­тропередачи [3, 73, 74 ].

3. Применение продольной компенсации реактивного сопротивления линии (рис. 12.14, 6). В этом случае эквивалентное сопротивление без учета распреде­ленное™ параметров для линии без потерь будет равно:

4. Применение управляемых источников реактивной мощности (ИРМ) на промежуточных подстанциях (рис. 12.14, в). Такими ИРМ могут быть статиче­ские тиристорные компенсаторы, синхронные компенсаторы и др. Если путем выбора соответствующей мощности ИРМ обеспечить поддержание заданного на­пряжения U3, U4 в промежуточных точках линий, то она разделится на несколько самостоятельных участков. В этом случае пропускная способность всей линии будет определяться участком линии, характеризующимся наименьшей предельной мощностью.

Пропускная способность линии, ограничиваемая допустимым током по на­греванию проводников, описывается формулой:

где U - напряжение линии; IДОП — допустимый ток по нагреву; cosφ — коэффи­циент мощности.

Отсюда можно сформулировать следующие пути повышения пропускной способности.

1. Повышение номинального напряжения. При неизменном допустимом то­ке пропускная способность линейно зависит от номинального напряжения. Этот фактор в условиях проектирования имеет практическое значение в случае приме­нения напряжения 380 В вместо 220 В, 10 кВ вместо 6 кВ, 20 кВ вместо 10 кВ, 110 кВ вместо 35 кВ. При этом пропускная способность увеличивается соответственно в

2. Повышение режимного (рабочего) напряжения. В данном случае эффек­тивность увеличения пропускной способности, естественно, ниже. Речь может ид­ти о повышении напряжения лишь на 10—15 % и, соответственно, о таком же по­вышении пропускной способности.

3. Повышение соsφ за счет установки компенсирующих устройств. Пусть в линии при cosφ < 1 ток равен допустимому току по нагреванию. Для повышения передаваемой активной мощности без увеличения тока надо предварительно раз­грузить линию (снизить ток) от реактивной мощности. Это можно сделать за счет установки компенсирующего устройства в конце линии такой мощности, при ко­торой полная мощность оставалась бы неизменной (рис. 12.15, a). При этом тре­угольник SДОПQP соответствует мощностям в линии при отсутствии компенси­рующего устройства (рис. 12.15, б). Если активную мощность надо увеличить с Р до Рк, то одновременно произойдет увеличение реактивной мощности, и полная мощность возрастет. При одинаковом cosφ прежней и вновь подключенной на­грузки треугольник мощностей займет положение S'Q'PК. При подключении ком­пенсирующего устройства мощностью QKУ полная мощность должна быть сниже­на до прежней величины. Тогда треугольник мощностей будет иметь вид SДОПQKPK, где QК — реактивная мощность в линии после компенсации.

При неизменном токе линии до и после компенсации будет справедливо следующее уравнение:

или

(12.68)

Имея в виду, что QK =Q –QКУКtgφ-Qку (см.рис.12.15,б),после подстановки QК в уравнение (12.68) можно получить мощность компенсирующего устройства, необходимую для повышения передаваемой активной мощности с Р до РК:

(12.69)

где РК может находиться в пределах Р < РК SДОП.

В случае полной компенсации реактивной мощности предельное значение активной мощности будет РК = РПР (см. рис. 12.15,6), а мощность компенсирующего устройства составит:

Рис. 12.15. Схема сети (а) и векторная диаграмма (6)

4. Увеличение площади сечения проводов воздушных линий электропереда­чи. Допустимые токи по нагреванию, как известно, зависят от площади сечения проводов и устанавливаются в зависимости от допустимых температур проводов. Как уже отмечалось в параграфе 12.8, в условиях проектирования длительно до­пустимые токи и соответствующие им пропускные способности принимают, ис­ходя из допустимой температуры нагревания проводов линии, равной 70°С, и температуры воздуха +25°С (рис. 12.12). Из этого рисунка видно, что зависимость допустимого тока от площади сечения провода не является линейной, и при уве­личении площади сечения допустимая плотность тока снижается. Это объясняет­ся тем, что при больших площадях сечения площадь поверхности провода, при­ходящаяся на 1 мм2 сечения, уменьшается и, как следствие, ухудшаются условия охлаждения провода.

Увеличение площади сечения проводов иногда может оказаться целесооб­разным не только при сооружении новых линий, но и при реконструкции сущест­вующих.

5. Учет фактической температуры окружающей среды. Очевидно, что при изменении температуры окружающей среды условия охлаждения проводов изменяются. Если наивысшие значения температуры воздуха для какого-то кон­кретного региона отличаются от расчетной температуры +25°С, то соответствующие ей допустимые токи It, могут быть изменены до Itдоп, с учетом поправочного коэффициента kt:

Значения kt для неизолированных проводов воздушных линий принимаются в со­ответствии с зависимостью, приведенной на рис. 12.16 и построенной по данным [6].

Рис. 12.16. Зависимость поправочного коэффициента kt от температуры воздуха для неизолированных проводов

6. Применение меньших площадей сечений одиночных проводов в расщеп­ленной фазе при неизменной площади сечения фазы. В этом случае эффект от по­вышения допустимого тока достигается за счет увеличения поверхности охлаждения проводов данной фазы. Действительно, в общем случае при m проводах в фазе с диаметром dm поверхность проводов фазы на единицу длины линии составляет Fm=nπdn. Тогда увеличение поверхности проводов составит:

Так, при замене одиночного провода в фазе марки АС 240/39 с диаметром провода dm =21,6 мм на два провода марки 2 АС 120/19 с диаметром провода dn = 15,2 мм получим:

7. Применение проводов с развитой поверхностью. При неизменной площади сечения провода его поверхность можно увеличить различными путями, например выполнив его полым либо многожильным с джутовым наполнителем в повивах. В этом случае допустимый ток на провод может быть увеличен за счет его лучшего охлаждения.

8. Применение изолированных (покрытых) проводов воздушных линий. Та­кие провода получают распространение в распределительных сетях напряжением 10 кВ и ниже. Наряду с известными достоинствами (предотвращение коротких замыканий при схлестывании проводов различных фаз, уменьшение индуктивно­го сопротивления линии и др.) такие провода имеют по сравнению с неизолиро­ванными проводами при одинаковой допустимой температуре провода понижен­ную пропускную способность по условию нагревания из-за ухудшения условий теплоотдачи от провода в окружающую среду. Допустимая температура изолиро­ванных проводов с изоляцией из термопластичного полиэтилена, так же как и для неизолированных проводов, не более 70°С. Расчеты показывают, что при этом ус­ловии допустимые токи линий с изолированными проводами составляют на 10 — 13% меньше токов линий с неизолированными проводами при температуре воз­духа +25°С. Вместе с тем, изготовители покрытых проводов с изоляцией из сши­того полиэтилена указывают допустимую температуру не более 90°С, а допусти­мые токи при этом на 10—15% больше, чем для неизолированных проводов.

9. Применение искусственного (форсированного) охлаждения проводников. Такой способ повышения нагрузочной способности пригоден для кабельных ли­ний. Рассматривают различные виды искусственного охлаждения [75]:

а) косвенное охлаждение кабелей водой по проложенным параллельно им трубам;

б) непосредственное внешнее охлаждение маслонаполненных кабелей пу­тем их размещения в отдельных трубах с циркулирующей водой;

в) непосредственное внутреннее охлаждение маслонаполненных кабелей путем прокачки охлаждающей воды или масла по центральному каналу в жиле кабеля;

г) охлаждение жил кабелей газом с высокой теплопроводностью в газоизо­лированных линиях. В таких линиях для электроизоляции применяется специаль­ный сжатый газ (элегаз), который попутно улучшает условия охлаждения провод­ников линии.

10. Применение криогенных линий. Различают криопроводящие и сверхпро­водящие линии. В первых проводники охлаждают до температуры 80 ... 20 К, в результате чего активное сопротивление снижается в десятки раз. Вследствие этого появляется возможность существенно повысить пропускаемые по провод­никам токи. В сверхпроводящих линиях активное сопротивление равно нулю, и рабочие токи по сравнению с обычными линиями могут быть увеличены в тысячи раз. Пропускная способность по току криопроводящих и сверхпроводящих линий ограничивается не нагревом проводников, а другими факторами [3, 73].

11. Прокладка дополнительных параллельных линий. Пояснения не требуются.

12. Применение глубоких вводов. Под глубоким вводом понимают систему электроснабжения, позволяющую подвести наивысшее экономически целесооб­разное напряжение к центрам нагрузки с наименьшим количеством ступеней промежуточной трансформации. Глубокие вводы применяют как при проектировании новых сетей, так и при развитии существующих. Так, если нагрузка 1 пита­лась по линии Л, от центра питания 2, то при се росте развитие сети можно про­извести путем прокладки параллельной дополнительной линии Л2 того же напря­жения (рис. 12.17). Вместо этого может оказаться экономически целесообразным сооружение глубокого ввода Л3 более высокого напряжения. В результате пропу­скная способность по току увеличится пропорционально повышению напряжения.

Рис. 12.17. Принципиальная схема глубокого ввода

13. Сооружение дополнительных питающих подстанций. При этом к ним за счет сооружения участков сети присоединяются ближайшие потребители. В ре­зультате к линиям от существовавших ранее подстанций могут быть подключены дополнительные нагрузки.

Перейдем теперь к рассмотрению путей повышения пропускной способно­сти сети в случае ее ограничения по потере напряжения. Этот вопрос наиболее актуален для распределительных сетей напряжением 20 кВ и ниже.

Д ля одиночной линии связь между допустимой потерей напряжения ΔUДОП и предельной передаваемой активной мощностью РПР можно представить в виде:

Отсюда

Имея в виду, что

получим

(12.71)

Отсюда можно наметить пути повышения пропускной способности.

  1. Повышение номинального напряжения. Из формулы (12.71) следует, что пропускная способность сети по условию допустимой потери напряжения про­порциональна квадрату напряжения. Так, при переходе с напряжения 6 кВ на 10 она увеличивается в 3 раза, а при переходе с 10 кВ на 20 кВ — в 4 раза.

2. Увеличение площади сечения проводов. При этом активное и в некоторой сте­пени реактивное сопротивления снижаются, а РПР — увеличивается (формула (12.71.)).

3. Применение проводов с развитой поверхностью. При неизменной площа­ди сечения провода с развитой поверхностью (полые, с джутовым наполнителем) будут иметь больший диаметр, меньшее индуктивное сопротивление и, следова­тельно, большее значение РПР.

4. Сближение проводов фаз. Оно также приводит к уменьшению индуктив­ного сопротивления и, соответственно, к увеличению РПР. Сближение проводов фаз воздушных линий можно осуществить применением компактных конструк­ций [3, 73], покрытых проводов линий напряжением 6—20 кВ, изолированных проводов линий до 1 кВ, соединенных в пучки. Тот же эффект появляется при за­мене воздушных линий кабельными.

5. Применение устройств поперечной компенсации. Возможности увеличе­ния передаваемой активной мощности по условию допустимой потери напряже­ния поясним из векторной диаграммы, приведенной на рис. 12.18. Пусть до ком­пенсации были мощности S, P, Q. Установка компенсирующего устройства мощ­ностью QКУ уменьшит реактивную мощность по сети до Q' и, соответственно, ре­активную составляющую потери напряжения. За счет этого можно увеличить ак­тивную мощность до такой величины Рк, при которой общая потеря напряжения останется неизменной. Так как при подключении новой нагрузки возрастет также и потребляемая реактивная мощность, то при неизменном cosφ треугольник мощ­ностей займет положение SKQKPK. Исходя из равенства потерь напряжения до и после компенсации, можно записать

Рис. 12.18. Векторная диаграмма для определения мощности компенсирующего устройства

Из диаграммы рис. 12.18 следует:

Тогда

Отсюда активная мощность, которую можно передать при установке уст­ройства поперечной компенсации мощностью QKУ, (12.72)

Если требуется повысить предел передаваемой мощности, ограничиваемый допустимой потерей напряжения с Р до РК то необходимая мощность компенси­рующего устройства

(12.73)

6. Применение устройств продольной компенсации. Как известно, устрой­ства продольной (последовательной) компенсации выполняются в виде конденса­торных батарей, которые включаются в рассечку линий электропередач.

Е сли при заданной площади сечения проводов пропускная способность ог­раничивается допустимой потерей напряжения ΔUДОП, то ее можно повысить включением устройства продольной компенсации, которая позволяет уменьшить потерю напряжения. При исходной предельной мощности Р можно записать

Отсюда

Если после включения устройства продольной компенсации и увеличения передаваемой активной мощности cosφ остается прежним, то новое максимальное значение передаваемой мощности

где kС — степень продольной компенсации, определяемая отношением емкостно­го сопротивления конденсаторов к индуктивному сопротивлению линии

Относительное увеличение пропускной способности за счет устройства продольной компенсации составит

Таким образом, эффективность повышения пропускной способности зави­сит от параметров линии R и X, коэффициента мощности и степени продольной компенсации.

М аксимальная передаваемая мощность по условию допустимой потери напря­жения при установке устройства продольной компенсации выразится формулой

(12.74)

При полной компенсации индуктивного сопротивления линии (kc = 1)

(12.75)

Принципиально возможна и перекомпенсация индуктивного сопротивления линии (кс > 1).

Из формул (12.74) и (12.75) видно, что продольная компенсация наиболее эффективна при больших отношениях X/R и малых значениях коэффициента мощности cosφ.

Если требуется повысить пропускную способность с Р до Рс, то из формулы (12.74) после преобразований можно получить необходимую степень компенса­ции индуктивного сопротивления линии:

(12.76)

7. Увеличение числа параллельных линий.

8. Применение глубоких вводов.

9. Сооружение дополнительных питающих подстанций. Специальные пояснения по пп. 7, 8, 9 не требуются.