29. Центробежный регулятор частоты вращения турбины. Назначение, функциональная структура, режимы работы эчср.
Регулятор частоты вращения является первичным регулятором турбины. Он автоматически изменяет движущий момент турбины, воздействуя через регулирующий орган на впуск энергоносителя (пара, газа, воды). В качестве регулирующего органа тепловой турбины применяются регулирующие клапаны, а гидротурбины — направляющий аппарат. У поворотно-лопастных гидротурбин два регулирующих органа: направляющий аппарат и лопасти рабочего колеса.
Первоначально, когда электростанции с небольшим количеством генераторов работали на изолированную нагрузку, первичный регулятор имел одно целевое назначение— поддержание в заданных пределах частоты 114 вращения (угловой скорости) турбины и, следовательно, частоты переменного тока при колебаниях нагрузки. В современных энергосистемах первичный регулятор турбины является одним из основных элементов общей системы регулирования режима по частоте и активной мощности. Его целевое назначение расширилось — помимо регулирования частоты он участвует в автоматическом перераспределении активных нагрузок между агрегатами. Старое название «регулятор скорости» используется до настоящего времени.
Рис.2-4. Функциональная схема регулятора частоты вращения.
Применяемые в настоящее время регуляторы частоты вращения выполняются как регуляторы косвенного действия с гидравлическими усилителями и, несмотря на существенные конструктивные отличия, имеют одинаковую функциональную схему (рис. 2-4).
Регулятор содержит следующие функциональныеэлементы:
измерительное устройство 1—датчик отклонения частоты вращения агрегата от заданного значения, датчик отклонения частоты напряжения, ускорения или других параметров регулирования;
усилительно-преобразовательное устройство 2 — магнитные и гидравлические усилители;
гидравлический исполнительный механизм ГИМ 3, воздействующий через регулирующий орган турбиныТна изменение впуска энергоносителя;
устройство коррекции 4 — жесткая и гибкая обратные связи по положению главного или вспомогательного ГИМ.
задающее устройство 5 — механизм изменения частоты вращения — МИЧВ (иначе — механизм изменения скорости вращения — МИСВ, числа оборотов — МИЧО, механизм регулирования оборотов — МРО, механизм управления турбиной — МУТ).
К вспомогательным устройствам относятся: механизм ограничения открытия направляющего аппарата, механизм управления комбинатором поворотно-лопастной гидротурбины и др.
По роду используемых приборов различают следующие типы регуляторов частоты вращения:
центробежные, использующие в качестве датчика частоты вращения центробежный маятник;
гидродинамические, использующие в качестве датчика частоты вращения центробежный насос, создающий давление масла, зависящее от частоты вращения турбины; центробежные и гидродинамические регуляторы называют гидромеханическими;
электрогидравлические, использующие электрические элементы для построения измерительного устройства, предварительного усилителя, устройства коррекции и задающего устройства.
Система регулирования турбины базируется на ПТК, который именуется электронной частью системы регулирования турбины (ЭЧСР). ЭЧСР турбины предназначена для реализации заданных алгоритмов управления турбиной и формирования управляющих воздействий на устройства управления гидравлической части системы регулирования ЭЧСР.
ЭЧСР может работать в следующих режимах:
режим дистанционного управления механизмами изменения мощности;
режим автоматического регулирования частоты вращения, мощности, давления пара перед турбиной.
Каналы управления ЭЧСР образуют 2 группы:
медленнодействующий контур управления (время запаздывания формирования управляющего воздействия – не более 100мс);
быстродействующий контур управления (время запаздывания формирования управляющего воздействия – не более 20мс).
В медленнодействующем контуре управления реализованы алгоритмы регулирования и контроля:
частоты вращения ротора турбины;
мощности турбины;
давления пара перед турбиной;
положения клапанов греющего пара;
температуры пара после сепаратора-пароперегревателя.
С учетом передаточных функций электродвигателей, являющихся интеграторами, регуляторы реализуют пропорционально- интегральный закон регулирования.
Быстродействующий контур управления реализует алгоритмы, предотвращающие разгон турбины при отключении выключателя генератора, отключении энергоблока от энергосистемы и иных ситуациях, приводящих к резкому снижению нагрузки на турбину.
При штатной работе ЭЧСР может работать в двух основных режимах:
регулирование давления пара перед турбиной;
регулирование мощности.
Первый режим реализуется, если автоматический регулятор мощности реактора (АРМР) находится в режиме “Н”, второй – если он находится в режиме “Т”.
ЭЧСР реализуется на аппаратуре ТПТС 53. Обмен информацией со смежными подсистемами реализуется по системной шине и шине оперативного обмена. Информация, необходимая для СВБУ, передается по системной шине с указанием меток времени.
Конструктивное выполнение центробежных регуляторов для гидравлических и тепловых турбин различно. Для тепловых турбин усилие на выходе регулятора, управляющее клапанами впуска пара, сравнительно небольшое, и его удается обеспечить с помощью одного каскада гидроусилителя. В гидравлических турбинах эти усилия больше, поэтому применяются два и более каскадов гидравлических усилителей.
- Автоматизированные системы управления атомных электростанций
- Структура системы управления.
- Объект управления. Виды используемых объектом ресурсов.
- Этапы цикла управления.
- Определение асу. Системы автоматического и автоматизированного управления.
- Структура и режим работы информационно – поисковой асу.
- Структура и режим работы информационно-советующей асу.
- Классификация асу по различным признакам и их характеристики.
- Характерные признаки асу тп.
- Техническая структура асу тп с управляющей эвм (увм).
- Общая характеристика и классификация основных узлов увм.
- Принципы организации связи увм с технологическим объектом управления.
- Основные режимы работы увм в составе асу тп.
- Особенности аэс как объекта управления.
- Технологические системы аэс, обеспечивающие основной технологический процесс.
- Режимы работы аэс и их характеристики.
- Назначение и цель создания асу тп аэс.
- Стадии и этапы создания асутп аэс.
- Функции асу тп аэс.
- Информационные функции асу тп аэс.
- Управляющие функции асу тп аэс.
- Задачи автоматического управления на аэс.
- Системные функции асу тп аэс.
- Функции управляющих систем асутПобщестанционной части.
- Оперативные пункты управления общестанционного уровня и их функции.
- Функции управляющих систем асутп энергоблока.
- Пункты управления энергоблоком и их функции.
- Классификация подсистем асу тп энергоблока в соответствии с требованиями безопасности и надежности.
- Управляющие и информационные системы асу тп энергоблока.
- Управляющие системы безопасности. Функции суз.
- Управляющие системы безопасности. Функции усбт.
- Назначение, состав и функции скуд ру.
- Назначение и функции сврк.
- Функции и задачи ску ро.
- Функции и задачи ску то.
- Функции ску эч.
- Назначение, состав, функции асрк.
- Назначение и функции системы регистрации важных параметров эксплуатации (срвпэ).
- Назначение, состав, функции, порядок работы системы регистрации аварийных ситуаций типа "Черный ящик".
- Назначение, состав, функции системы дистанционного визуального контроля.
- Информационные потоки общестанционного уровня и уровня энергоблока в асу тп аэс.
- Тенденции создания асу тп аэс.
- Факторы повышения надежности и эффективности систем управления современных аэс.
- Иерархия структуры асу тп аэс.
- Структурная схема асу тп аэс с ввэр – 1000.
- Функции свбу.
- Состав программно-технических средств (птс) свбу.
- Назначение и состав рабочей станции (рс).
- Архитектура асу тп общестанционного уровня.
- Архитектура асу тп энергоблока.
- Архитектура усб.
- Архитектура ску ро, то.
- Назначение, состав, функции программно-технических средств нижнего уровня асу тп.
- Типовые программно-технические средства тптс, общая характеристика, типы модулей.
- Архитектура функционального модуля тптс.
- Структурная схема типового канала управления уснэ вб на базе тптс.
- Структура уснэ вб на базе тптс.
- Тенденции в организации блочных пунктов управления.
- Блочный пункт управления аэс с ввэр-1000. План размещения технических средств на бпу.
- Организация бпу.
- Управление исполнительными механизмами и регуляторами с арм. Типы рабочих окон управления исполни тельными механизмами.
- Дополнительные вопросы
- Задачи статического и динамического анализа сау.
- Классификация объектов тепловой энергетики по параметру регулирования и их математическое описание.
- Общий вид экспериментальных переходных кривых теплоэнергетических процессов. Обобщенная энергетическая форма уравнений динамики регулируемых объектов.
- Понятие и основные сведения об алгоритме. Способы записи алгоритмов.
- Схемы и основные структуры алгоритмов.
- Декомпозиция алгоритмов управления и сбора информации в технологическойсистеме.
- Классификация процессов функционирования энергоблока аэс. Типовые алгоритмы управления.
- Типовые алгоритмы регулирования, типовые регуляторы и их динамические характеристики.
- Структурная схема унифицированного регулятора сцар.
- Выбор схем регулирования типовых теплоэнергетических процессов и методы настройки типовых регуляторов.
- 19. Структура и принципы построения эвм.
- 20. Классификация эвм по сфере применения.
- 21. Структура и основные функции увм. Иерархическая структура асу тп.
- 22. Структура и функции традиционных асу тп аэс.
- 23. Структура и функции увс "Комплекс-Титан 2"
- 24. Основные недостатки традиционных асу аэс.
- 25. Обобщённая структура и функции информационно-управляющей вычислительной системы (иувс).
- 26. Человеко-машинный интерфейс (чми), реализованный в свбу асу тп аэс
- 27. Основные параметры регулирования аэс. Главные регуляторы станции. Способы регулирования мощности станции.
- 28. Система регулирования мощности реактора. Режимы работы. Структура и функции арм-5, ром.
- 29. Центробежный регулятор частоты вращения турбины. Назначение, функциональная структура, режимы работы эчср.
- 30. Система регулирования уровня в парогенераторе.
- 31. Способы регулирования давления пара перед турбиной.