logo
Ekzamen_I_Kollokvium

Архитектура функционального модуля тптс.

Обобщенная структурная схема функциональных модулей приведена на рис. 4.8. В зависимости от типа модулей отдельные узлы (цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП), аналого-цифро­вые преобразователи (АЦП) или схемы согласования уровней (ССУ) двоичных сигна­лов) могут отсутствовать).

Рис. 4.8. Структурная схема функционального модуля

Ядром модуля является процессорная часть, в состав которой входит микропроцес­сор Intel 80188, и память процессора, состоящая из оперативной памяти (RAM) и по стоянной памяти EPROM и EEPROM. В EPROM хранятся программные блоки, реали­зующие арифметические и логические функции, присущие всем модулям (сложение, умножение, дифференцирование, сравнение чисел и т. д.), программные блоки, реализующие функции, специфические для конкретного типа модулей (например, управля­ющие блоки для модулей управления или алгоритмы регулирования для модулей регу­ляторов) и программные блоки, реализующие функции контроля, логику прерывания и т.п. Программные блоки записываются в EPROM на этапе изготовления.

В EEPROM хранятся программы пользователя и перечень описаний стандартных функциональных блоков, в соответствии с которым они вызываются из EPROM, на­страиваются и выполняются. Данные в EEPROM записываются на этапе проектирова­ния конкретного ПТК.

Для обмена информацией по шине в/в предназначена передающая память URAM — двухпортовое оперативное запоминающее устройство ("почтовый ящик"), доступное через один порт внутримодульному процессору, а через второй порт — процессору мо­дуля EAS.

Узел АЦП предназначен для приема аналоговых сигналов, мультиплексирования каналов и преобразования аналоговых сигналов в цифровую форму.

Узел ЦАП преобразует выходные сигналы из цифровой формы в аналоговую и коммутирует их на выходной разъем модуля.

Микропроцессор циклически опрашивает входные сигналы и URAM (информацию, принятую от модуля EAS), обрабатывает принятую информацию по заданной пользова­телем программе и выдает результаты обработки на выходной разъем модуля и в URAM.-

Сбор, обработка и выдача информации может осуществляться в двух циклах: в быстром цикле длительностью от 23,3 мс до 86,6 мс в зависимости от типа модуля, и медленном с длительностью, зависящей от выполняемой в данном цикле программы. Медленный цикл по отношению к быстрому циклу является фоновым, т. е. выполняется в свободное время быстрого цикла.

Функциональные модули имеют широкий набор функций самоконтроля, обеспечиваемого аппаратными и программными средствами.

Стандартные функции контроля в функциональных модулях:

-циклические тесты EPROM, EEPROM, RAM;

-контроль передачи данных по шине в/в;

-контроль функционирования микропроцессора схемой электронного сто­рожа WatchDog;

-контроль микропроцессором схемы WatchDog;

-аппаратный контроль внутренних номиналов напряжений на соответствие заданным пределам.

В зависимости от типа модуля осуществляется также программно-аппарат­ный контроль:

-датчиков и линий их подключения на обрывы и замыкания;

-выходных сигналов обратным чтением;

-контроль схем согласования и преобразования уровней сигналов;

-контроль схем АЦП и ЦАП.

Сетевые средства ТГТТС. В состав сетевых средств нижнего уровня АСУ ТП входят две шинные системы:

-шинная система CS275;

-шина межсистемной связи SinecL2.

Дублированная шинная система CS275 предназначена для обеспечения обмена ин­формацией между нижним и блочным уровнями АСУ ТП. Доступ к шине CS275 основан , на принципе распределенного управления (передачи маркера), т. е. поочередного права каждо-FO абонента на сеанс обмена данными по шине. Скорость передачи по шине со­ставляет 250 кбит/с.

Шинная система состоит из двух уровней:

-ближняя шина CS275N;

-дальняя шина CS275F, в том числе средства радиального волоконно-оптического соединения различных сегментов дистанционной шины CS275FO.

Ближняя шина объединяет модули EAS рядом стоящих систем автоматизации. Под­ключение к дальней шине осуществляется через конвертер UI, устанавливаемый в шка­фы ПТК.

Посредством дальней шины объединяются все ближние шины, расположенные в одном помещении средств низовой автоматики. В АСУ ТП энергоблока организован ряд сегментов дальней шины в соответствии с классом управляющих систем по отношению к безопасности и назначением технологических установок.

В проекте АСУ ТП АЭС с ВВЭР-640 все сегменты дистанционной шины соединя­ются между собой устройствами радиального соединения SKCS275 FO, что обеспечи­вает обмен сигналами между средствами низовой автоматики, относящимся к разным функциональным областям и размещенным в разных помещениях.